Решение по делу № 33-1891/2019 от 28.01.2019

Судья: Чемерисова О.В. Гр. дело № 33-1891/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2019 РіРѕРґР°    Рі. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сафоновой Л.А.

судей Житниковой О.В. и Сказочкина В.Н.

при секретаре Сукмановой Ю.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Советского внутригородского района городского округа Самара на решение Советского районного суда г. Самара от 22 ноября 2018 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Прокурора Советского района г. Самары к Администрации Советского внутригородского района г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара об обязании произвести работы по вывозу бытовых и строительных отходов - удовлетворить.

Обязать Администрацию Советского внутригородского района г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара в месячный срок провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов с территории, прилегающей к озеру Монашеское около улицы Прожекторная в Советском районе г. Самары».

Заслушав доклад по делу судьи областного суда Житниковой О.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Советского района г. Самары обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Самара, Департаменту городского хозяйства и экологии г.о.Самара и Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара с исковым заявлением о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых и строительных отходов.

В обоснование заявленных требований указывал, что 15.06.2018 проведена прокурорская проверка, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Правил благоустройства на территории в районе <адрес> неустановленными лицами организована несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов.

18.06.2018 прокуратурой района в главы администрации Советского внутригородского района г.о. Самара внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды по данному факту.

В ответ на данное представление администрация района указала, что данные факты подтвердились. Действительно на территории, прилегающей к озеру Монашеское находятся крупногабаритные строительные и бытовые отходы. Дано поручение подведомственному учреждению администрации района – МБУ Советского района «Советский» произвести работы по вывозу свалки, расположенному по указанному адресу.

Однако, до настоящего времени органом местного самоуправления мер к устранению несанкционированной свалки не принято, что нарушает права граждан на обеспечение чистоты и порядка на территории г.о. Самара, сохранении их жизни и здоровья.

Основываясь на вышеизложенном, с учетом уточнений, прокурор Советского района г. Самары просил суд обязать ответчиков - администрацию Советского внутригородского района г. Самары, администрацию г.о. Самара, Департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда провести работы по вывозу бытовых и строительных отходов с территории, прилегающей к озеру Монашеское около <адрес>.

По результатам рассмотрения заявленных требований судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Ответчик - администрация Советского внутригородского района г.о.Самара, не согласившись с вынесенным судом решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Советского районного суда г. Самары от 22.11.2018 отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме. В жалобе заявитель ссылается на то, что у администрации Советского внутригородского района г.о. Самара отсутствуют полномочия по ликвидации несанкционированных свалок, поскольку в соответствии с действующим законодательством на данный орган возложена только обязанность оказывать содействие органам местного самоуправления г.о. Самара в реализации полномочий по участию в организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации твердых коммунальных отходов. Также заявитель жалобы указывает на то, что Правилами благоустройства предусмотрено, что обязанность по проведению уборки и очистки территории, на которой расположены несанкционированные отходы, возложена на лиц, разместивших данные отходы. Кроме того, ответчик ссылается на то, что в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о выявлении лиц, складировавших отходы на спорной территории. Ссылаясь на перечисленные обстоятельства, заявитель полагает, что администрация Советского внутригородского района г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком.

В заседании судебной коллегии представители администрации Советского внутригородского района г.о. Самара, Департамента городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара – Захарова О.Г., Токарева И.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме, просили решение суда отменить по изложенным в жалобе основаниям.

Представитель МБОУ школы №119 г. Самары – Сингатулина А.Р., действующая на основании доверенности, поддержала в заседании судебной коллегии решение суда первой инстанции.

Представитель прокурора Советского района г. Самары – Валюткина С.Ш. в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки судебной коллегии не сообщили.

В силу ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции РФ и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 № 404 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара.

В соответствии с п. 1 гл. 2 Правил благоустройства они устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов внешнего благоустройства, надлежащему содержанию территорий городского округа для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц.

Согласно пункта 2 Правил благоустройства, утвержденных Постановлением Главы г.о.Самара от 10.06.2008 года № 404, координацию и организацию деятельности по благоустройству и надлежащему содержанию территорий городского округа и внутригородских районов городского округа, озеленению данных территорий, сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов, освещению улиц осуществляют Администрация городского округа Самара, уполномоченный отраслевой (функциональный) орган Администрации городского округа Самара, администрации внутригородских районов городского округа Самара в соответствии с их компетенцией.

Главой 3 раздела 2 Правил благоустройства установлено, что физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что прокуратурой Советского района г. Самары 15.06.2018 была проведена проверка, выявлено, что в нарушение требований Правил благоустройства на территории Советского района г. Самары в районе <адрес> неустановленными лицами организована несанкционированная свалка бытовых отходов.Прокуратурой района 18.06.2018 в адрес Главы Администрации Советского внутригородского района г.о. Самары внесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды по данному факту.

В ответ на данное представление администрация района сообщила, что факт организации несанкционированной свалки бытовых отходов в районе <адрес> подтвердился.

Из материалов дела следует и не оспорено сторонами по делу, что действительно, на территории, прилегающей к озеру Монашенское, находятся крупногабаритные строительные и бытовые отходы, распложенные на земельном участке, собственность на который не разграничена.

Из материалов дела следует, что администрацией Советского внутригородского района г. Самара было дано поручение подведомственному учреждению администрации района - МБУ Советского района «Советский» произвести работы по вывозу свалки, расположенной по указанному адресу.

До настоящего времени органом местного самоуправления мер к устранению несанкционированной свалки не принято, что нарушает права граждан на обеспечение чистоты и порядка на территории городского округа Самара, сохранения их жизни и здоровья.

В ходе судебного разбирательства настоящего гражданского спора установлено, что о наличии данной свалки ответчикам было известно начиная с 2015 года, о чем свидетельствуют пояснения сторон и многочисленная переписка с Департаментом благоустройства и экологии г.о.Самара, с начальником УМВД России по г.Самара, ОП № 3 УМВД России по г.Самара, НКО «Самарская Зеленая Лига», Управлением Росприроднадзора по Самарской области, Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой.

Как следует из ответа на запрос суда Департамента городского хозяйства и экологии г.о.Самара от 06.11.2018 года, в постоянном режиме осуществлялся надзор за соблюдением законодательства об охране окружающей среды на территории несанкционированной свалки. По итогам рейдовых мероприятий с 2016 года было составлено 27 протоколов об административных правонарушениях по ст. 8.2. КоАП РФ. По результатам рассмотрения протоколов была направлена 21 претензия с предложением добровольного возмещения вреда, причиненного окружающей среде, на общую сумму 1048 336 рублей 50 копеек. Добровольно правонарушителями возмещено 52 000 рублей. Также были поданы иски в судебные органы по взысканию вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. В адрес Прокуратуры г. Самара и Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру переданы материалы в отношении лиц, добровольно не возместивших вред, причиненный окружающей среде. Общая сумма нанесенного и не возмещенного вреда составила 786 487 рублей. Также направлялись письма в правоохранительные органы для принятия мер по предотвращению несанкционированного сброса отходов на данной территории.

Согласно ответу Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры от 06.11.2018 на запрос суда, информация и обращения граждан по вопросу расположения несанкционированной свалки отходов возле озера Монашеское в Советском районе г.Самары в прокуратуру не поступали, в связи с чем проверки исполнения природоохранного законодательства не проводились. Сведения о сбросе отходов в озеро Монашеское с территории свалки в прокуратуру также не поступали. В 2017 году по информации Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара в суды общей юрисдикции направлялись исковые заявления о взыскании сумм вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в результате сброса отходов производства и потребления по адреса: <адрес>. В случае поступления информации о нарушениях (угрозе нарушения) природоохранного законодательства на вышеуказанной территории Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой будут приняты все необходимые меры по их предотвращения либо пресечению.

Таким образом, достоверно установлено, что органами местного самоуправления до настоящего времени не предприняты конкретные действия, связанные с ликвидацией несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <адрес>, в пределах их полномочий.

Основываясь на вышеизложенном, судебная коллегия полагает, что требования прокуратуры Советского района г. Самары к администрации г.Самара, администрации внутригородского района г.Самары, Департаменту городского хозяйства и экологии об обязании осуществить уборку территории, на которой расположена несанкционированная свалка, обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у администрации Советского внутригородского района г.о. Самара отсутствуют полномочия по ликвидации несанкционированных свалок, поскольку в соответствии с действующим законодательством на данный орган возложена только обязанность оказывать содействие органам местного самоуправления г.о. Самара в реализации полномочий по участию в организации деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации твердых коммунальных отходов, подлежат отклонению.

В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» за внутригородскими районами городского округа Самара закреплен ряд вопросов местного значения, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 26 Закона № 74-ГД органы местного самоуправления внутригородских районов городского округа Самара осуществляют контроль за соблюдением правил благоустройства территории внутригородского района.

Следовательно, в обязанности администрации Советского внутригородского района г.о. Самара входит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, и осуществление контроля за соблюдением правил благоустройства территории внутригородского района.

Указание ответчика на то, что Правилами благоустройства обязанность по проведению уборки и очистки территории, на которой расположены несанкционированные отходы, возложена на лиц, разместивших данные отходы, не может быть расценено в качестве основания для отмены постановленного судом решения, поскольку положениями Закона Самарской области от 06.07.2015 № 74-ГД «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» именно на администрацию Советского внутригородского района г. Самары возложена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением правил благоустройства территории внутригородского района и организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. При этом в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие о том, что уполномоченным муниципальным органом предприняты меры по выявлению лиц, разместивших отходы в несанкционированном месте, привлечению их к ответственности за данное правонарушение и осуществлению действий, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки.

Также подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы о том, что

администрация Советского внутригородского района г.о. Самара является ненадлежащим ответчиком, поскольку вышеприведенные нормы действующего законодательства свидетельствуют о том, что на администрацию Советского внутригородского района г. Самары возложена обязанность по осуществлению действий, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, опровергаются материалами дела, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что суд вынес законное и обоснованное решение, и оснований для отмены или изменения судебного постановления по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г. Самара от 22 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Советского внутригородского района городского округа Самара — без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий:

РЎСѓРґСЊРё:

33-1891/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района г. Самары
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Администрация Советского внутригородского района г. Самары
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара
Другие
ООО "КРУГ"
Управление Росприроднадзора по Самарской области
МБОУ "Школа №119" г.о. Самара
ОП №3 УМВД России по г.Самаре
Самарская общественная организация "Самарский областной автомотоклуб"
МБУ Советского внутригородского района Советский
Департамент упарвления имуществом г.о. Самара
Департамент образования г.о. Самара
Управление МВД России по г. Самаре
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sam.sudrf.ru
28.01.2019Передача дела судье
21.02.2019Судебное заседание
23.06.2020Передача дела судье
23.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2020Передача дела судье
06.07.2020Судебное заседание
06.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Передача дела судье
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее