Решение по делу № 2-716/2015 от 27.04.2015

КОПИЯ

Дело № 2-716/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем российской Федерации

23 июня 2015 года                             г. Когалым

Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Галкиной Н.Б.,

при секретаре Ковальчук А.О.,

с участием представителя истца – заместителя прокурора г. Когалыма Литвинцева С.А., действующего на основании доверенности от 15.06.2015 № 66-215, представителя ответчика Лисевича А.В., действующего на основании доверенности от 26.05.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью « Концессионная Коммунальная Компания» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

    Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Концессионная Коммунальная Компания» и просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Концессионная Коммунальная Компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить решение о предоставлении в пользование водного объекта – болото без названия (489 км от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.) для осуществления сброса сточных вод с КОС – 120 куб.м/сут., расположенных в ХМАО-Югре, <адрес>, пгт Междуреченский, станция Устье-Аха, а также в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с КОС- 120 куб.м/сут., расположенных в ХМАО-Югре, <адрес> пгт Междуреченский, станция Устье-Аха в болото без названия (489 км от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.), в соответствии с утвержденными и согласованными в установленном порядке нормативами допустимых сбросов, мотивируя следующим.

    В ходе проверки соблюдения водопользователями округа требований законодательства в сфере охраны водных объектов от загрязнения, истощения и захламления, проведенной Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой, было установлено, что ответчик на основании Концессуального соглашения от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет эксплуатацию канализационных очистных сооружений проектной производительностью 120 куб. метров в сутки, расположенных в ХМАО-<адрес>, пгт Междуреченский, станция Устье-Аха и в процессе эксплуатации осуществляет незаконный сброс сточных вод в болото без названия (489 км от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.), содержащих загрязняющие вещества. При этом, в водный объект только за 2014 год сброшено свыше 45 110 куб.м сточных вод. Во исполнение требований Водного кодекса РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды» ответчику Нижне-Обским БВУ Федерального агентства водных ресурсов РФ утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов при эксплуатации КОС-120 куб.м/сут. Вместе с тем, согласно лабораторным исследованиям, при сбросе сточных вод наблюдается превышение над согласованными нормативами. Изложенное свидетельствует о систематическом превышении ответчиком согласованных нормативов допустимых сбросов при сбросе сточных вод с канализационных сооружений. Кроме того, в ходе проверки установлено, что ответчик осуществляет сброс сточных вод в болото без названия (489 км от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.) в отсутствие решения уполномоченного органа – Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры о предоставлении права пользования водными объектами, в нарушение требований Водного кодекса РФ. Перечисленные нарушения закона напрямую затрагивают интересы РФ в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица постоянно или временно проживающие в <адрес> ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие, гарантированные Конституцией РФ и нормами ФЗ «Об охране окружающей среды».

    Представитель истца заместитель прокурора <адрес> Литвинцев С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, и просит их удовлетворить в полном объеме.

    Представитель ответчика Лисевич А.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что ответчик действительно в настоящее время осуществляет в процессе эксплуатации КОС-120 куб.м/сут. сброс сточных вод в водный объект - болото без названия, в отсутствие решения уполномоченного органа – Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры о предоставлении права пользования водными объектами. Однако еще ДД.ММ.ГГГГ в Департамент ответчиком направлено заявление о предоставлении указанного водного объекта в пользование. Кроме того, в настоящее время принято решение о реорганизации ответчика путем выделения из него нового ООО «Междуреченские Коммунальные системы» с переходом к нему части прав и обязанностей ответчика и к ДД.ММ.ГГГГ эксплуатацию КОС-120 куб.м/сут. будет осуществлять уже другое юридическое лицо. Просит в иске отказать.

    Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды - это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

В ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды. При этом, в соответствии со ст. 16 указанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как:

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

-    запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится снижение загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды.

    В судебном заседании установлено, что ООО «Концессионная Коммунальная Компания» (далее - ООО «КонцессКом») на основании Концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, теплоснабжения и водоотведения на территории пгт <адрес> от 03.07.2013, осуществляет эксплуатацию канализационных очистных сооружений проектной производительностью 120 куб.метров/сутки (далее - КОС -120 куб.м./сут.), расположенных в ХМАО-Югре, <адрес>, пгт Междуреченский, станция Устье-Аха и в процессе эксплуатации КОС-120 куб.м./сут, осуществляет сброс сточных вод в болото без названия (489 км. от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.).

    В соответствии со ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.

    В соответствии с ч. 1,ч.2 ст. 35 Водного кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.

В статье 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических лиц — природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Нижне-Обским БВУ Федерального агентства водных ресурсов РФ ООО «КонцессКом» утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов при эксплуатации КОС-120 куб.м./сут. (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ). Нормативы составляют для фосфатов - 0,2 мг/дм3, взвешенных веществ 20 мг/дм3, БПКполн. 3 мг/дм3, нефтепродуктов 0,05 мг/дм3, иона амония 0,4 мг/дм3, железа 0,1 мг/дм3.

Согласно лабораторным исследованиям воды, проведенным аккредитованной лабораторией филиала ООО «ЭКОКОМПЛЕКТ» в 3 квартале 2014 года и январе-феврале 2015 года, по результатам количественно-химического анализа сточных вод, сбрасываемых ООО «КонцессКом» в болото без названия (489 км. от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65 55&apos;49" в.д.), наблюдается превышение над согласованными нормативами допустимых сбросов веществ и микроорганизмов для КОС-120 куб.м./сут., по фосфатам в 14,9 раз, по взвешенным веществам в 2,2 раза, по БПКполн. в 8,5 раз, по нефтепродуктам в 2,4 раза, по иону амония в 126 раз, по железу в 22,4 раза. При этом в водный объект только за 2014 год сброшено свыше 45 110 куб.м сточных вод.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ч.6 ст.56 Водного кодекса РФ запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Частью 6 ст. 60 Водного кодекса РФ запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

    Таким образом, ООО «КонцессКом» в нарушение указанных требований закона, осуществляет сброс в водный объект – болото без названия (489 км от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.), сточных вод, содержащих загрязняющие вещества превышающие нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ.

На основании п.2 ч.2. ст. 11 Водного кодекса РФ осуществление сброса сточных вод возможно только на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

Согласно ч.1 ст.22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование и срок водопользования.

В п. 11 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод прилагаются расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных вод и показателей их качества; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных вод. Место предполагаемого сброса сточных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению.

Пунктом 26 данных Правил предусмотрено, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных и (или) дренажных вод должно содержать указание места сброса сточных вод; объем сброса сточных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

В соответствии с ч. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенные на территории субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Уполномоченным органом в ХМАО-Югре на выдачу указанного решения на право пользования болото без названия (489 км. от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.), в соответствии с п. 6.8.1 Положения о Департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № 176, является Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры.

Как следует из материалов дела, ООО «КонцессКом» осуществляет пользование водным объектом – болотом без названия, в отсутствие решения Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры о предоставлении водного объекта в пользование, срок решения от ДД.ММ.ГГГГ № 784, истек 31.12.2014.

    На основании Постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ ООО «КонцессКом» привлечено к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 55 000 рублей за пользование водным объектом – болотом без названия (489 км от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.), в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

    Поскольку в судебном заседании установлен факт нарушения ООО «КоцессКом» при пользовании водным объектов - болотом без названия (489 км от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.) перечисленных выше требований Водного кодекса РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды», суд находит требования Ханты-Мансийский межрайонного природоохранного прокурора об обязании общества с ограниченной ответственностью «Концессионная Коммунальная Компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить решение о предоставлении в пользование водного объекта – болото без названия (489 км от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.) для осуществления сброса сточных вод с КОС – 120 куб.м/сут., расположенных в ХМАО-Югре, <адрес>, пгт Междуреченский, станция Устье-Аха, а также в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с КОС- 120 куб.м/сут., расположенных в ХМАО-Югре, <адрес> пгт Междуреченский, станция Устье-Аха в болото без названия (489 км от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.), в соответствии с утвержденными и согласованными в установленном порядке нормативами допустимых сбросов, подлежащими удовлетворению.

    Довод представителя ответчика, что в настоящее время направлено заявление о получении решения о предоставлении водного объекта в пользование, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку, как установлено в судебном заседании, ответчик в настоящее время пользуется указанным водным объектом без решения уполномоченного органа и решение до настоящего времени не получено.

    Довод представителя ответчика, что в настоящее время принято решение о реорганизации ответчика путем выделения нового юридического лица к которому перейдут права по эксплуатации КОС – 120 куб.м/сут. и соответственно по пользованию спорным водным объектом, не может являться основанием для отказа в иске, поскольку в судебном заседании, установлено, что ответчик в настоящее время пользуется указанным водным объектом, из представленных документов о реорганизации ответчика (решения от ДД.ММ.ГГГГ и листа записи ЕГРЮЛ), не следует, что функции связанные с эксплуатацией КОС – 120 куб.м/сут. перейдут к вновь создаваемому юридическому лицу.

Также в соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования города окружного значения Когалыма ХМАО-Югры подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Концессионная Коммунальная Компания» об устранении нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Концессионная Коммунальная Компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить решение о предоставлении в пользование водного объекта – болото без названия (489 км от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.) для осуществления сброса сточных вод с КОС – 120 куб.м/сут., расположенных в ХМАО-Югре, <адрес>, пгт Междуреченский, станция Устье-Аха.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Концессионная Коммунальная Компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить сброс сточных вод с КОС- 120 куб.м/сут., расположенных в ХМАО-Югре, <адрес> пгт Междуреченский, станция Устье-Аха в болото без названия (489 км от устья реки Конда, координаты водовыпуска 59°34&apos;25" с.ш, 65°55&apos;49" в.д.), в соответствии с утвержденными и согласованными в установленном порядке нормативами допустимых сбросов.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Концессионная Коммунальная Компания» госпошлину в доход бюджета муниципального образования город окружного значения Когалым ХМАО-Югры в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Суд <адрес>-Югры через Когалымский городской суд ХМАО-Югры.

Судья Галкина Н.Б.

2-716/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга ли
Ответчики
ООО "Концессионная Коммунальная Компания"
Суд
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на странице суда
kogalym.hmao.sudrf.ru
27.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.04.2015Передача материалов судье
30.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.05.2015Подготовка дела (собеседование)
27.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2015Судебное заседание
23.06.2015Судебное заседание
23.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее