Дело № 2-460/2017
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
07 ноября 2017 года г. Пласт
Пластский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Данилкиной А.Л.,
при секретаре Долгополовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казаковой Ульяны Юрьевны к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным и отмене постановления администрации Пластовского муниципального района Челябинской области об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности включить семью в состав участников подпрограммы,
установил:
Казакова У.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, в котором просила признать незаконным и отменить постановление администрации Пластовского муниципального района Челябинской области № 674 от 21 сентября 2017 года об отказе семье Казаковой У.Ю. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Пластовскому муниципальному району для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», возложить на администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области обязанность издать ненормативный правовой акт о признании семьи Казаковой У.Ю. в количестве двух человек нуждающейся в жилом помещении и включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014-2020 годы, действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы молодой семьи» с 05 сентября 2017 года.
Р’ обоснование заявленных требований истец указала, что 05 сентября 2017 РіРѕРґР° РѕРЅР° обратилась РІ жилищную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Пластовского муниципального района СЃ заявлением Рѕ принятии РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилых помещениях Рё включении РІ состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной программы Челябинской области «Обеспечение доступным Рё комфортным жильем граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РІ Челябинской области РЅР° 2014-2020 РіРѕРґС‹, действующей РІ рамках подпрограммы «Жилище» РЅР° 2015-2020 РіРѕРґС‹, утвержденной постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 17 декабря 2010 РіРѕРґР° в„– 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» РЅР° 2015-2020 годы» молодой семьи. Постановлением администрации Пластовского муниципального района в„– 674 РѕС‚ 21 сентября 2017 РіРѕРґР° РЅР° основании решения жилищной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Пластовского муниципального района ее семье было отказано РІ постановке РЅР° учет РЅР° основании РїРѕРґРї. 2 С‡. 1 СЃС‚. 54 Р–Рљ Р Р¤. Ее семья состоит РёР· РґРІСѓС… человек: ее Рё малолетнего сына Рљ.Р”.Рђ.., ДД.РњРњ.ГГГГ РіРѕРґР° рождения. РС… семья зарегистрирована РїРѕ адресу: <адрес>, которая принадлежит ее матери Р”.Рў.Рђ. РЅР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° дарения РѕС‚ 18 РёСЋРЅСЏ 2011 РіРѕРґР°. Жилищная РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ РїСЂРё вынесении решения полагает, что РѕРЅР° является членом семьи Р”.Рў.Рђ., поэтому РїСЂРё определении нуждаемости учитывают общую площадь 60,5 РєРІ.Рј. РќР° каждого члена семьи приходится 12,1 РєРІ.Рј, что более учетной РЅРѕСЂРјС‹ РїРѕ Пластовскому муниципальному району. После дарения РІ 2011 РіРѕРґСѓ РІ квартиру в„– РїРѕ адресу: <адрес> ее семья РЅРµ вселялась. Согласия РЅР° проживание РІ РґРѕРјРµ матери нет. Членами семьи ее матери РѕРЅРё РЅРµ являются, поскольку Р¶РёРІСѓС‚ отдельно, ведут раздельный бюджет Рё нуждается РІ предоставлении жилого помещения, поэтому жилье, принадлежащее ее матери РЅРµ должно учитываться РїСЂРё определении СѓСЂРѕРІРЅСЏ обеспеченности семьи жилой площадью. Своего жилого помещения ее сын РЅРµ имеет, нанимателями жилого помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма РѕРЅРё РЅРµ являются, проживают РІ съемной квартире. Возраста 35 лет РѕРЅР° РЅРµ достигла, общий РґРѕС…РѕРґ РёС… семьи является достаточным для участия РІ подпрограмме. Регистрация ее семьи совместно СЃ родителями является лишь административным актом, носящим уведомительный характер, Рё РЅРµ может влиять РЅР° объем РёС… жилищных прав.
В судебном заседании истец Казакова У.Ю. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Ацына В.С., действующая на основании доверенности № 34 от 19 октября 2017 года (л.д. 44), против удовлетворения иска возражала, полагала, что семья истца правомерно не поставлена на регистрационный учет на улучшение жилищных условий и не включена в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Письменный отзыв представителя администрации Пластовского муниципального района Челябинской области приобщен к делу (л.д. 42-43).
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положений подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 20205 годы», федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы).
Согласно приведенным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 349-П утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы.
Указанная программа включает в себя подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», целью которой является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (Приложение № 8).
В Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 349-П, которым утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы.
В силу п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.ч. 2, 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой предоставления площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 26 мая 2011 года № 87 внесены изменения в решение Собрания депутатов Пластовского муниципального района № 322 от 27 декабря 2007 года «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Пластовского муниципального района», учетная норма площади жилого помещения – 10 кв. м общей площади на одного человека.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Казакова У.Ю., не достигшая возраста 35 лет, имеет сына К.Д.А.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт л.д. 14, свидетельство о рождении л.д. 17).
Рстец Казакова Рђ.Р’. РІ браке РЅРµ состоит, что подтверждается свидетельством Рѕ расторжении брака (Р».Рґ. 16).
05 сентября 2017 года Казакова У.Ю. обратилась в администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (л.д. 45).
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района Челябинской области № 8 от 20 сентября 2017 года Казаковой У.Ю. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, и принятии на учет по указанной подпрограмме на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ и пп.1 п. 28 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», поскольку на каждого члена семьи приходится 12,10 кв.м (60,5 : 5), что больше учетной нормы по Пластовскому муниципальному району. Семья заявителя признана платежеспособной (л.д. 19).
Постановлением главы Пластовского муниципального района Неклюдовым А.В. от 21 сентября 2017 года № 674 Казаковой У.Ю. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по Пластовскому муниципальному району для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (л.д. 18).
Согласно справки администрации Пластовского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Челябинской области Казакова РЈ.Р®. Рё ее несовершеннолетний сын зарегистрированы РІ квартире РїРѕ адресу: <адрес> (Р».Рґ. 20). РљСЂРѕРјРµ РЅРёС… РІ РґРѕРјРµ зарегистрированы: Р”.Р®.Р.., Р”.Рў.Рђ.., Р”.Р.Р®.., всего зарегистрировано 5 человек.
Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности Д.Т.А. на основании договора дарения от 18 июня 2011 года. Данное обстоятельство подтверждено копией договора дарения, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества, справкой Пластовского филиала ОГУП «Областной Центр технической инвентаризации» по Челябинской области (л.д. 27-28, 30).
У истицы Казаковой У.Ю. и ее сына К.Д.А. жилых помещений на праве собственности не имеется, что подтверждено уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от 07 сентября 2017 года (л.д. 23, 24).
Согласно статье 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Между тем, субъектами – участниками целевой программы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому оснований для признания семьи Казаковой У.Ю. членами семьи собственника жилого помещения Д.Т.А. не имеется.
В судебном заседании установлено, что семья Казаковой У.Ю. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Факт того, что Казакова У.Ю. и ее несовершеннолетний сын являются членами семьи собственника квартиры Д.Т.А.., в судебном заседании не установлен. Доказательства, подтверждающие то, что истец продолжает оставаться членом семьи своих родителей, не представлены, в судебном заседании эти обстоятельства не установлены.
Таким образом, оснований признавать Казакову РЈ.Р®. Рё ее несовершеннолетнего сына Рљ.Р”.Рђ. членами семьи собственника жилого помещения, что РІ силу С‡. 1 СЃС‚. 31 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ только РІ исключительных случаях, нет. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенных обстоятельств, РїСЂРё определении СѓСЂРѕРІРЅСЏ обеспеченности семьи истца общей площадью жилого помещения учитывать площадь 60,5 РєРІ.Рј. жилого РґРѕРјР°, принадлежащего Р”.Рў.Рђ., неправомерно.
Отказ жилищной комиссии в признании семьи Казаковой У.Ю. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы является необоснованным и незаконным. Требования истца в части признания незаконным и отмене постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся и возложении обязанности на ответчика включить ее семью в состав участников подпрограммы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В тоже время требования истца о возложении на администрацию Пластовского муниципального района обязанности издать ненормативный правовой акт признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении не подлежат удовлетворению, поскольку принятие решения путем издания ненормативного правового акта в соответствующей форме о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы отнесено к компетенции органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
Рсковые требования Казаковой Ульяны Юрьевны Рє администрации Пластовского муниципального района Челябинской области удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление главы Пластовского муниципального района Челябинской области № 674 от 21 сентября 2017 года об отказе Казаковой Ульяне Юрьевне в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по Пластовскому муниципальному району для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий».
Возложить на администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области обязанность признать семью Казаковой Ульяны Юрьевны нуждающейся в жилом помещении по Пластовскому муниципальному району и включить ее семью в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014-2020 годы, действующей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы с 05 сентября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Пластский городской суд Челябинской области.
Председательствующий: