г. Сыктывкар Дело № 2-7336/2021 (№33-1400/2021)
УИД: 11RS0001-01-2021-012336-91
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Шерстнёвой А.А.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 11 апреля 2022 года дело по апелляционной жалобе Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» на решение Сыктывкарского городского суда от 25 ноября 2021 года, которым
возложена на Некоммерческую организацию Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обязанность обеспечить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома по адресу: <Адрес обезличен>
Заслушав доклад судьи Шерстнёвой А.А., объяснения представителя ответчика Мотовиловой К.В., истца Костоломова А.В., представителя третьего лица Половикова Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Костоломов А.В. обратился в суд с иском к Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» о возложении обязанности обеспечить в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу выполнение капитального ремонта фасада многоквартирного дома по адресу: <Адрес обезличен>
В судебном заседании Костоломов А.В. поддержал иск.
Представитель НО Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в судебном заседании иск не признал.
Представители третьих лиц Правительства Республики Коми, Администрации МО ГО «Сыктывкар» в судебном заседании против иска возражали.
Третье лицо ООО «УРЭК» в судебное заседание представителя не направило, извещено надлежащим образом. В ходе производства по делу представитель третьего лица полагал иск подлежащим удовлетворению.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда как незаконного, постановленного с нарушением норм материального права, указывая на обязанность собственников МКД решать вопрос о проведении капитального ремонта за счет взносов, а также ответственность субъекта РФ за неисполнение региональным оператором обязательств перед собственниками. Установленный решением суда срок недостаточен для его исполнения.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие сторон, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Судом установлено, что Костоломов А.В. является собственником жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>
Постановлением Правительства Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен> утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2044 годы (далее - Региональная программа).
<Адрес обезличен>, включен в Региональную программу, срок проведения капитального ремонта фасада дома установлен в <Дата обезличена> году.
Год постройки многоквартирного дома по адресу: <Адрес обезличен> – <Дата обезличена>, дом имеет общий износ на <Дата обезличена> - ... % аварийным не признан.
Как следует из заключения ИП Потапова А.Н., имеющего профессиональную подготовку в сфере технического надзора и контроля за качеством и безопасностью объектов капитального строительства, общее техническое состояние ограждающих конструкций (кирпичных стен: главный, боковой, задний фасад, цементных бордюров, декоративных выступов фасада) многоквартирного дома по адресу: <Адрес обезличен> находится в критично недопустимом состоянии (предаварийное состояние), наблюдается неконтролируемое разрушение кирпичной кладки и цементирующих элементов стен, превышение срока эксплуатации кирпичных стен без капитального ремонта на 9 лет и более. Имеются многочисленные мелкие трещины, разломы, самопроизвольное падение частей кирпича и цементного раствора из мест крепления. В связи с систематическим неконтролируемым падением элементов кирпичной кладки и кусков цементного раствора с фасадной части МКД имеется угроза жизни и здоровью лиц, проживающих в доме, и третьих лиц. Для приведения фасада в нормативное техническое и безопасное состояние необходим неотложный капитальный ремонт ограждающих конструкций (фасада).
Указанное заключение стороной ответчика в ходе производства по делу не опровергнуто, доказательств, подтверждающих отсутствие оснований для неотложного ремонта фасада, не представлено.
Согласно объяснениям представителя НО Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в рамках краткосрочного плана в указанном доме планируется проведение капитального ремонта крыши. Проведение капитального ремонта фасада в данном доме не запланировано в виду отсутствия денежных средств на эти цели.
Удовлетворяя исковые требования Костоломова А.В., суд первой инстанции пришел к выводу, что недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
При этом суд исходил из того, что дом по адресу: <Адрес обезличен> включен в региональную программу, срок капитального ремонта фасада дома установлен в <Дата обезличена> году и на день рассмотрения спора истек, истцом представлены доказательства необходимости неотложного капитального ремонта фасада дома, которые стороной ответчика не опровергнуты.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Из положений подпункта 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного кодекса РФ.
Согласно пунктам 2, 3, 5 части 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом (части 6 и 7 статьи 168, 170, 172 Жилищного кодекса РФ).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми установлены Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми».
Реализуя установленные названным Законом Республики Коми полномочия, Правительство Республики Коми постановлением от 30.12.2013 № 572 утвердило региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, основной целью которой является организация и планирование проведения капитального ремонта, а ресурсным обеспечением - средства собственников помещений в многоквартирных домах.
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574 утвержден Порядок утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Многоквартирный дома включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Коми от <Дата обезличена> <Номер обезличен>
Данной программой предусмотрено проведение в <Дата обезличена> году в указанном доме ремонта фасада. Вместе с тем, данные работы не были включены в краткосрочный план реализации региональной программы.
Между тем, в силу части 1 статьи 168 Жилищного кодекса РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Установленный Законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми» порядок организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не предусматривает оснований для освобождения регионального оператора от исполнения возложенных на него частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ обязанностей по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу вышеприведенных положений законодательства недостаточность средств фонда капитального ремонта, равно как и отсутствие краткосрочных планов реализации региональной программы, не являются основанием для освобождения регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
Аналогичная позиция изложена в определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции <Номер обезличен> от <Дата обезличена>
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» обоснованно возложена обязанность обеспечить проведение капитального ремонта фасада <Адрес обезличен>
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, учитывая, что проведение капитального ремонта требует временных затрат, в том числе связанных с оформлением документации, с подготовкой ремонта, а также в связи с его проведением в холодное время года, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность проведения капитального ремонта в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Установленный судом срок отвечает критерию разумности и исполнимости.
Судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Ссылаясь на неопределенность порядка исполнения решения суда, апеллянтом не принято во внимание, что данный вопрос может быть разрешен в соответствии со ст. 202 ГПК РФ, при обращении в суд, рассмотревший дело, с заявлением о разъяснении решения суда.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истца, изложенную в суде первой инстанции, которой дана надлежащая оценка, и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 25 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческой организации Республики Коми «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» – без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 11 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи