Решение по делу № 33-10105/2022 от 24.11.2022

Судья Савищева А.В. №33-101052022

№ 2-2371/2022

УИД 22RS0067-01-2022-002989-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 декабря 2022 г. г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Секериной О.И.

судей Дубовицкой Л.В., Попова С.В.

при секретаре Макине А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шахназаряна В. Г.

на решение Октябрьского районного суда Алтайского края от 3 октября 2022 г. по делу по иску Шахназаряна В. Г. к Алтайской таможне о признании незаконным решения комиссии Алтайской таможни, возложении обязанности,

Заслушав доклад судьи Секериной О.И.,

УСТАНОВИЛА:

Шахназарян В.Г. обратился в суд с исковым заявлением к Алтайской таможне о признании незаконным решения комиссии Алтайской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом от 18.05.2022 об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложении на комиссию поставить истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 18.05.2022.

В обоснование заявленных требований указано, что истец проходит службу в таможенных органах, на данный момент состоит в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Алтайской таможни с 05.05.2022.

Истец обратился в Алтайскую таможню с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, по результатам рассмотрения которого комиссией 18.05.2022 принято решение об отказе в постановке истца на соответствующий учет по мотиву наличия в документах, предоставленных в комиссию многочисленных противоречий и недостатков, а также учитывая наличие оснований полагать намеренное ухудшение Шахназаряном В.Г. жилищных условий.

Истец полагает данное решение незаконным, поскольку предоставленные им одновременно с заявлением документы подтверждают наличие необходимых условий для постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом такого основания, как наличие в предоставленных документах противоречий, а также оснований полагать о намеренном ухудшении истцом жилищных условий Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе, Государственной противопожарной службы и таможенных органах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 и Порядком формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам РФ, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не предусмотрено.

Решением Октябрьского районного суда Алтайского края от 3 октября 2022 г. Шахназаряну В.Г. в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе Шахназарян В.Г. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано на неправильное применение судом норм материального права, неправильное установление фактических обстоятельств по делу. Приводя подробное описание норм материального права, регулирующие спорные правоотношения и фактические обстоятельств дела, указывает на то, что вывод суда о том, что истец был вселен актуальным собственником дома – ФИО 1 не соответствует обстоятельствам дела, не подтверждается соответствующими доказательствами. Допрошенный в качестве свидетеля ФИО 1 пояснил, что зарегистрировал истца в доме брат для прохождения службы в армии без фактического проживания. Аналогичные показания дали иные свидетели по делу, которые указывали, что истец никогда не проживал по месту регистрации. Истец с 2008 г. проходит службу в Алтайской таможне, постоянно проживает в г. Барнауле, ответчиком производится оплата за поднаем жилого помещения, что в совокупности с иными доказательствами свидетельствует о его постоянном месте жительства в г.Барнауле вне зависимости от сохранения регистрации в р.п. Тальменка. Суждение суда относительно наличия у истца права пользования жилым помещением как члена семьи собственника противоречит практике Верховного суда Российской Федерации. Некоторые суждения суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в частности собственник дома ФИО 1 фактически поживает в нем. Судом не рассмотрены доводы искового заявления о не соответствии решения комиссии нормативно-правовым актам. Причина отказа комиссии в постановке на получение единой социальной выплаты – ввиду наличия в документах и предоставленных сведениях противоречий и недостатков, а также намеренное ухудшение жилищных условий не содержится в качестве таковых в нормативных актах, регулирующих порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов, уволенных со службы, единовременной социальной выплаты.

В письменных возражениях, поступивших в Алтайский краевой суд, представитель Алтайской таможни Бабак Т.Е. просит решение суда оставить без изменения.

Истец Шахназарян В.Г. и его представитель Чернова И.Ю. настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы. Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Разрешая спор, суд установил, что Шахназарян В.Г. с 18.08.2008 проходит службу в таможенных органах, в настоящее время в должности в должности оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с контрабандой наркотиков Алтайской таможни, имеет специальное звание майор таможенной службы.

Шахназярян В.Г. 12.03.2022 обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Из представленных заявителем документов следует, что 10.05.2005 по 12.10.2021 Шахназарян В.Г. был зарегистрирован в принадлежащем его брату, впоследствии отцу ФИО 1 жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес>, общей площадью 157,5 кв.м. как брат, затем сын собственника жилого помещения.

В соответствии с выпиской из домовой книги от 02.11.2021, выписки из похозяйственной книги ***, выданной администрацией Тальменского района Алтайского края по адресу: <адрес>, в указанном жилом доме помимо истца, зарегистрированными значатся 7 человек.

Как следует из выписки из единого государственного реестра недвижимости от 06.09.2022, выписке о переходе прав на недвижимое имущество, передаточного акта от 24.06.2004, договора дарения от 25.01.2006, в период с 25.06.2004 по 25.01.2006 (т.е. в период регистрации Шахназаряна В.Г. в жилом доме по адресу <адрес> – 10.03.2005), собственником указанного жилого дома являлся его брат – ФИО 2, затем на основании договора дарения от 25.01.2006 собственником жилого дома является отец истца – ФИО 1

Сведений о наличии у истца права пользования с 10.05.2005 по 12.10.2021 каким-либо иным жилым помещением, за исключением расположенного <адрес>, материалы дела не содержат.

Также из фактических обстоятельств дела следует, что служебным жилым помещением по месту прохождения службы Шахназарян В.Г. не обеспечивался.

Шахназарян В.Г. 12.10.2021 снят с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрирован по адресу: <адрес>, с 01.09.2021 по 01.09.2024 – зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. В жилом помещении по <адрес> общей площадью 43, 4 кв. м. значатся зарегистрированными и проживают 9 человек, включая истца, степень родства по отношению к истцу не установлена. Все зарегистрированные граждане, за исключением истца, являются сособственниками данного жилого помещения.

Собственником жилого помещения по <адрес>. является ФИО 3, жилое помещение предоставлено им Шахназаряну В.Г. по договору найма.

Решением Комиссии Алтайской таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам Алтайской таможни единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленному протоколом от 18.05.2022, Шахназяряну В.Г. отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ввиду наличия в документах и сведениях, предоставленных в Комиссию многочисленных противоречий и недостатков, а также учитывая наличие оснований предполагать намеренное ухудшение Шахназаряном В.Г. жилищных условий по п. 5 и п. 7 раздела 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской     Федерации, федеральной противопожарной службе, Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской     Федерации, утв. постановлением Правительства от 24.04.2013 № 369.

Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из правомерности отказа истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, так как он не основан на законе и фактических обстоятельствах дела.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 указанного Федерального закона № 283-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).

В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (пункт 5 Правил).

При этом согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.

Из содержания положений статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичные положения содержатся в п. 12 Правил.

К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей (пункты 1 - 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

По смыслу приведенной нормы перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Вопреки доводам жалобы, из протокола комиссии Алтайской таможни № 2 от 18.05.2022 следует, что основанием для отказа в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило ухудшение жилищных условий в 2021 г. Кроме того, комиссия посчитала, что до снятия с регистрационного учета 12.10.2021. Шахназарян В.Г. не нуждался в улучшении жилищных условий.

Согласно частям 1 и 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания. Вместе с тем гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.

Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

В соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

При рассмотрении настоящего спора суд правильно установил, что Шахназарян В.Г. являлся членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по <адрес>, где он значился зарегистрированным по месту жительства до 12.10.2021.

Таким образом, с момента регистрации Шахназарян В.Г. постоянно был зарегистрирован в принадлежащем брату, затем отцу жилом помещении без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего его права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, что с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что он вселен в принадлежащий брату, отцу жилой дом как член семьи собственника жилого помещения и как вселенный собственником жилого помещения член его семьи согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право пользования данным жилым помещением наравне с собственником.

При этом решения, признавшего Шахназаряна В.Г. утратившим право пользования жилым помещением по месту регистрации в связи с утратой статуса члена семьи собственника, материалы дела не содержат.

Наличие договора аренды на иное жилое помещение, не является основанием утраты права пользования Шахназаряном В.Г. иным жилым помещением, в котором он был зарегистрирован по месту жительства.

Из материалов дела следует, что на момент снятия истца с регистрационного учета 12.10.2021 и постановке на регистрационный учет в жилом помещении размером 43, 4 кв. м. с восемью зарегистрированными лицами в нем, сведений о продаже жилого дома по <адрес>, не имелось. Кроме того, на момент рассмотрения дела сведений об отчуждении указанного жилого дома не имелось, вследствие чего довод истца о вынужденном характере выезда на другое постоянное место жительство, не нашел своего подтверждения.

Решение об отказе истцу в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, соответствует Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369.

Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с требованиями закона. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда Алтайского края от 3 октября 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шахназаряна В. Г. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 декабря 2022 г.

33-10105/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шахназарян В.Г.
Ответчики
Алтайская таможня
Другие
Чернова И.Ю.
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Секерина Ольга Ивановна
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
01.12.2022Передача дела судье
27.12.2022Судебное заседание
29.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2023Передано в экспедицию
27.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее