Решение по делу № 33-1472/2021 от 08.06.2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«21» июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе: председательствующего Веремьевой И.Ю.,

судей Ивковой А.В., Ворониной М.В.,

при секретарях Патемкиной Н.В., Филатовой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на решение Буйского районного суда Костромской области от 19 апреля 2021 года, которым исковые требования Царькова М.В., Царьковой А.А., Царкова Д.М., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней <данные изъяты> удовлетворены. Жилое помещение <адрес> исключено из списка специализированного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации, за Царьковым М.В., <данные изъяты>, Царьковой А.А., <данные изъяты>, Царьковым Д.М., <данные изъяты> ФИО16 <данные изъяты>, признано право собственности в порядке приватизации по ? доле за каждым на жилое помещение – <адрес> общей площадью 65,8 кв. м.

Заслушав доклад судьи Ивковой А.В., пояснения истцов Царькова М.В., Царьковой А.А, судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Царьков М.В., Царькова А.А., Царьков Д.М., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО17, обратились в Буйский районный суд Костромской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение. В обоснование иска указали, что являются нанимателями жилого помещения трехкомнатной благоустроенной квартиры, общей площадью 65,8 кв.м., в том числе жилой площадью 41,5 кв.м., лит. А, расположенной по адресу: <адрес>. Данная квартира была предоставлена Царькову М.В. на семью из 4-х человек на основании ордера № от 25.10.1995 года. Ордер не содержит отметок о том, что предоставляемое жилое помещение является служебным. В спорной квартире истцы зарегистрированы по месту жительства и проживают с момента предоставления квартиры в 1995 году и по настоящее время, а несовершеннолетняя ФИО18 с момента рождения <данные изъяты>. Занимаемая истцами квартира принадлежит Министерству обороны РФ и не является служебной. В реестре аварийных домов, перечне ветхого жилищного фонда на территории муниципального образования городской округ город Буй Костромской области данного жилого помещения нет. Ранее истцы право на приватизацию не использовали. ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» в ответ на обращение истцов рекомендовало по вопросу передачи квартиры в собственность в порядке приватизации обращаться в суд.

В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования. Предъявили требования к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Администрации городского округа город Буй, просили суд исключить из специализированного жилого фонда Министерства обороны РФ квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, учтенную в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения как служебное жилое помещение. Признать за Царьковым М.В., Царьковой А.А., Царьковым Д.М., ФИО19. право общей долевой собственности в порядке приватизации на трехкомнатную квартиру общей площадью 65,8 кв.м., в том числе жилой площадью 41,5 кв.м., инвентраный номер № , лит. А, расположенную по адресу: <адрес> по ? доли в праве за каждым.

По делу постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе представитель ответчика «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ просит решение Буйского районного суда Костромской области от 19 апреля 2021 года отменить, в удовлетворении заявленных требований истцу отказать. Полагает, что суд первой инстанции, удовлетворяя требования истцов, неверно применил нормы материального права, а также неверно определил обстоятельства дела, обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны. Судом не исследовано приобрел ли истец право обеспечения жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации; утратило ли спорное жилое помещение статус служебного; соблюдены ли условия предоставления жилого помещения в собственность согласно Федеральному закону от 24 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», порядок исключения жилого помещения из специализированного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации. В решении суда первой инстанции нет упоминания о том, что истцы являлись или являются военнослужащими. Также истцами не доказано, что у Министерства обороны Российской Федерации возникла обязанность по обеспечению их жилым помещением в постоянное пользование. В соответствии с требованиями действующего законодательства основания для предоставления спорного жилого помещения истцам в собственность бесплатно или по договору социального найма отсутствуют. Правом на заключение договора социального найма на спорную квартиру с Министерством обороны Российской Федерации, что послужило бы основанием для ее приватизации, истец не обладал и не обладает. Само по себе проживание истца в спорном жилом помещении, несение им расходов по оплате коммунальных платежей и содержания жилого помещения не свидетельствует о фактическом заключении с нанимателем договора социального найма ввиду отсутствия соответствующего решения уполномоченного органа.

В возражениях на апелляционную жалобу Царьков М.В., Царьков Д.М., Царькова А.А. решение суда считали законным, обоснованным, доводы жалобы не подлежащими удовлетворению. Указали, что Царьков М.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части № в период с 1983 по 2009 год. В 2009 году уволен по достижению предельного возраста пребывания на военной службе. В 1995 году ему и членам его семьи предоставлена <адрес>. На основании ордера от 25 октября 1995 года семья, состоящая из 4-х человек, вселилась в указанную квартиру и до настоящего времени там проживает. На момент предоставления спорного жилого помещения военная выслуга Царькова М.В. составила более 10 лет. Для оценки возникших правоотношений в данном случае подлежат применению правовые акты, регулировавшие обеспечение жильем военнослужащих на дату предоставления спорного жилого помещения. Ответчиком не предоставлены доказательства того, что в отношении спорной квартиры принималось решение об отнесении ее к категории служебных. Право на приватизацию истцами не использовано. Полагают, что судом вынесено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется.

В судебном заседании истцы Царьков М.В., Царькова А.А. апелляционную жалобу полагали не подлежащей удовлетворению.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 части 2 и 3).

Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (преамбула) (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).

Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Царьков М.В. с 1979 года проходил военную службу по контракту, 23 января 2009 года уволен по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, общая продолжительность службы в календарном и льготном исчислении составила 29 лет 2 месяца 12 дней, что подтверждается приказом командира войсковой части (л.д. 19).

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Российской Федерации, находится на балансе ФГКУ «Центральное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Спорное жилое помещение предоставлено семье старшего прапорщика Царькова М.В. в составе 4 человек на основании ордера № от 25 октября 1995 года, выданного <данные изъяты> (л.д. 15).

В спорном жилом помещении истцы Царьков М.В., Царькова А.А., Царьков Д.М. зарегистрированы по месту жительства и проживают с момента предоставления квартиры в 1995 году по настоящее время, а несовершеннолетняя ФИО20 с момента рождения <данные изъяты>.

Согласно техническому паспорту ОГБУ «Костромаоблкадастр-Областное БТИ» по состоянию на 29 января 2020 года квартира № по адресу: <адрес>, общей площадью 65,8 кв.м., в том числе жилой 41,5 кв.м., является изолированным жилым помещением, состоит из 3 жилых комнат, коридора, кухни, ванной, туалета, лоджии (л.д. 26-32).

По сведениям, предоставленным администрацией городского округа г. Буй Костромской области квартира <адрес> к специализированному жилому фонду отнесена не была (л.д. 18).

Царьков М.В., Царькова А.А., Царьков Д.М. обращались к ответчику с заявлением о передаче им собственность указанного жилого помещения, на что им было указано, что решение вопроса о порядке передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации может быть принято в рамках гражданского судопроизводства (л.д. 40).

Согласно справкам администрации городского округа г. Буй Костромской области от 25 мая 2020 года № , от 14 июля 2021 года № Царьков М.В., ДД.ММ.ГГГГ, с 23 декабря 1983 года по настоящее время, Царькова А.А., ДД.ММ.ГГГГ, с 11 декабря 1984 года по настоящее время, Царьков Д.М., ДД.ММ.ГГГГ, с 27 декабря 1995 года по настоящее время, ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ, с 17 апреля 2009 года по настоящее время были зарегистрированы в жилых помещениях на территории г. Буй, не использовали право на приватизацию на территории г. Буя Костромской области.

Отсутствие у истца Царькова Д.М. регистрации по месту жительства в несовершеннолетнем возрасте до 27 декабря 1995 года, по мнению судебной коллегии, не должно влиять на предоставленное законом право на приватизацию жилого помещения после достижения совершеннолетия.

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что в период предоставления жилья истцам (1995 год), законодательство, определяющее порядок прохождения службы военнослужащими, с целью привлечения граждан к прохождению военной службы по контракту, устанавливало дополнительные социальные гарантии в том числе, обеспечение военнослужащих служебным жильем на первые пять лет службы, а в случае прохождения службы по контракту более 5 лет - обеспечение жилой площадью на общих основаниях. На момент предоставления жилья выслуга лет у Царькова М.В. составила более 10 лет, при таких обстоятельствах суд первой инстанции посчитал доказанным, что жилое помещение истцам предоставлено на основании договора социального найма, указав, что доказательств, ставящих под сомнение указанное обстоятельство, ответчиками не представлено. Суд также отметил, что ответчиком не представлено доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилому фонду Министерства обороны РФ, в связи с чем пришел к выводу об исключению квартиры истцов из списков служебного жилья.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с решением суда первой инстанции.

В ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» указано, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно ст. 4 названного закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Таким образом, действительно служебные жилые помещения не подлежат приватизации.

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что спорная квартира имеет статус служебной. Представленный в материалы дела ордер никаких отметок о том, что предоставляемое жилое помещение является служебным, не имеет.

Как уже было отмечено выше, жилое помещение предоставлено семье старшего прапорщика Царькова М.В. в составе 4 человек на основании ордера № от 25 октября 1995 года, выданного <данные изъяты>.

При определении статуса спорного жилого помещения установлено, что в связи с переходом на новую систему обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями, Указом Президента Российской Федерации от 25.11.1996 № 1592 «О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации» Правительству Российской Федерации было поручено с 1 января 1997 года начать формирование служебного жилищного фонда военнослужащих в закрытых и обособленных военных городках, перечни которых подлежали утверждению Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации.

Так, распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года № 752-р военный городок Буй-1 Костромской области включен в список населенных пунктов, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.

Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года №1779-р из числа закрытых городков исключены военные городки Костромской области, в том числе и военный городок Буй-1 Костромской области.

При этом, на момент предоставления жилого помещения истцам военный городок статус закрытого не имел.

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения семье Царькову М.В., было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В силу ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

В силу ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливался законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находились эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение.

Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливалась Советом Министров РСФСР.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.

Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, действовавшее до издания Приказа Министра обороны РФ от 26 июня 2000 года № 334.

Согласно абз. 2 п. 7 указанного Положения рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, проживающие в городах и поселках городского типа, обеспечиваются жилой площадью исполкомами местных Советов депутатов трудящихся на общих основаниях. Выделение жилой площади для обеспечения указанных в настоящем абзаце рабочих и служащих в отдельных случаях может производиться также за счет жилого фонда Министерства обороны СССР по решениям командира войсковой части, командующих войсками военных округов, округов ПВО, флотами, а для рабочих и служащих центрального аппарата Министерства обороны СССР - по решению Министра обороны СССР и его первых заместителей.

Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункт 26 указанного положения).

Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.

Между тем в материалах дела такое решение или сведения о его принятии отсутствуют. Не представлено таких сведений и стороной ответчика.

Напротив, из сведений, представленных администрацией городского округа город Буй Костромской области от 28 декабря 2020 года, следует, что квартира <адрес>, к служебному или иным видам специализированного жилого фонда не отнесена, в реестре аварийных домов и перечне ветхого жилищного фонда на территории муниципального образования городской округ г. Буй Костромской области вышеуказанного жилого помещения нет.

При этом указание в п. 2 вышеуказанного постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 года № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» на то, что ордера выдаются на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, говорит о том, что не все предоставляемые жилые помещения в военных городках являлись служебными.

При указанных обстоятельствах не имеется оснований считать, что спорное жилое помещение на момент предоставления имело статус служебного, между сторонами возникли правоотношения по пользованию спорным жилым помещением на постоянной основе, фактически жилое помещение предоставлено истцу на условиях социального найма без ссылки на временное проживание.

В соответствии с положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», спорное жилое помещение относится к федеральной собственности и может являться объектом приватизации.

Доводы представителя ответчика о том, что истец не соответствует условиям, установленным Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с чем у него отсутствует право на приватизацию спорного жилого помещения, основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Юридически значимым обстоятельством в рассматриваемом случае является дата поступления на военную службу истца Царькова М.В. При рассмотрении дела установлено, что первый контракт о прохождении военной службы заключен с Царьковым М.В. до 1 января 1998 года. На момент увольнения продолжительность военной службы в календарном исчислении составила более 29 лет, на момент предоставления спорного жилого помещения выслуга составила 15 лет.

Как разъяснил Конституционный суд РФ в определении от 14.05.2013 № 694-О разный порядок предоставления военнослужащим жилых помещений в период прохождения военной службы предопределяет и основания для установления различий в обеспечении их жилыми помещениями при увольнении с военной службы как по месту ее прохождения, так и при перемене места жительства.

Действовавшим ранее Законом Российской Федерации от 22 января 1993 года № 4338-I «О статусе военнослужащих» для всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, было установлено правило, в соответствии с которым им на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставлялись жилые помещения на общих основаниях (абзац третий пункта 1 статьи 15), т.е. по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых указанные лица проходят военную службу. При этом согласно пункту 10 статьи 15 названного Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составила 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имели право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).

Названный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который, в отличие от предыдущего правового регулирования, закрепил предоставление служебного жилого помещения в качестве приоритетной формы обеспечения жильем на весь срок военной службы для таких категорий лиц, как военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами Российской Федерации, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей (абзацы четвертый - седьмой пункта 1 статьи 15).

В отношении же военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, заключенному до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающих с ними членов их семей сохранена ранее существовавшая гарантия в виде возможности предоставления им жилых помещений на общих основаниях при продолжении военной службы свыше пяти лет (абзац третий пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), в том числе по договору социального найма, в рамках которого, согласно статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются как малоимущим гражданам (часть 2), так и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (часть 3).

Таким образом, установив для военнослужащих, подлежащих обеспечению (начиная с 1998 года) на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями, особый порядок обеспечения их жилыми помещениями при увольнении с военной службы, федеральный законодатель в то же время сохранил в действующем правовом регулировании ранее существовавшие правила обеспечения жилыми помещениями по избранному в связи с увольнением постоянному месту жительства военнослужащих, вступивших в военно-служебные отношения до введения этого особого порядка.

При изложенных обстоятельства, учитывая, что истцы ранее право на приватизацию не использовали, в личном деле пенсионера МО РФ Царькова М.В. сведений о получении субсидий на приобретение и строительство жилья нет, истцы занимают жилое помещение на условиях социального найма, статус закрытого военного городка утрачен, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что у истцов возникло право на приватизацию спорной квартиры, которое во внесудебном порядке они реализовать не могут.

Судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию ответчика с оценкой имеющихся в деле доказательств, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Буйского районного суда Костромской области от 19 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2021 года.

33-1472/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Царьков Денис Михайлович и интересах н/л Царьковой Вероники Денисовны
Царькова Альбина Алексеевна
Царьков Михаил Васильевич
Ответчики
Министерство обороны Российской Федерации
администрация г.о. г. Буй
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Другие
зуева Н.В.
Суд
Костромской областной суд
Судья
Ивкова Анна Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
09.06.2021Передача дела судье
07.07.2021Судебное заседание
21.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2021Передано в экспедицию
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее