Решение по делу № 8Г-13722/2024 [88-15320/2024] от 18.06.2024

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-15320/2024

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                         15 августа 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Лавник М.В.,

судей Андугановой О.С., Гусева Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3541/2023 (УИД 42RS0009-01-2023-004946-45) по иску Смирнова Александра Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу об оспаривании решения, о возложении обязанности и перерасчете страховой пенсии,

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 марта 2024 г.

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С., объяснения представителя Смирнова Алексея Николаевича – Измайлова Дмитрия Владимировича, действующего на основании доверенности от 20 мая 2023 г., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,

судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Смирнов Александр Николаевич (далее – Смирнов А.Н., истец) обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу (далее - ОСФР по Кемеровской области – Кузбассу, ответчик) об оспаривании решения, о возложении обязанности и перерасчете страховой пенсии.

В обоснование заявленных требований Смирнов А.Н. указал, что ему досрочно назначена страховая пенсия по старости 19 марта 2005 г. по достижении возраста 45 лет за работу в районах Крайнего Севера и в особых условиях труда (по Списку № 1) в размере 2 399,87 руб.

За периодом обучения Смирнова А.Н. в профессионально-техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г. (2 года 10 месяцев 27 дней) следовала работа в обычных условиях труда с 20 сентября 1979 г. по 11 апреля 1980 г.

За периодом службы истца Смирнова А.Н. в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г. (2 года 1 месяц 24 дня) следовала работа по Списку № 1 с 16 сентября 1982 г. по 21 декабря 1988 г. Всего по состоянию на 1 января 2002 г. по расчетам истца общий трудовой стаж составляет 21 год 10 месяцев 12 дней, по Списку №1 - 17 лет 2 месяца 8 дней, что более, чем учел ответчик при назначении пенсии. Ответчик учел по состоянию на 1 января 2002 г. общий трудовой стаж Смирнова А.Н. 19 лет 11 месяцев 15 дней, специальный (льготный) трудовой стаж (по Списку №1) 15 лет 0 месяцев 14 дней.

Истец считает, что указанные обстоятельства повлияют на стажевый коэффициент и, как следствие, на размер пенсии. Только с 1 июня 2022 г. ответчик учел период службы в армии как «нестраховой» стаж, преобразив стаж 2 года 1 месяц 24 дня в ИПК 3,87. На дату назначения пенсии 19 марта 2005 г. понятие «нестраховой» стаж не применялось при назначении и расчете размера пенсии. На дату назначения пенсии ответчик должен был включить период с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г. (2 года 1 месяц 24 дня) службы в Армии в специальный трудовой стаж, а период обучения в профессионально - техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г. (2 года 10 месяцев 27 дней) в общий трудовой стаж.

С учетом уточненных исковых требований Смирнов А.Н. просил суд признать незаконным решение ответчика от 30 марта 2005 г. о назначении с 19 марта 2005 г. досрочной страховой пенсии по старости в части величины (размера) назначенной пенсии и в части не учтенного, указанного в пунктах 2 и 3 просительной части искового заявления общего трудового стажа и специального (льготного) трудового стажа (Список № 1) п. п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу включить при расчете пенсии на дату ее назначения 19 марта 2005 г. в общий трудовой стаж период обучения в профессионально-техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976г. по 27 июля 1979 г. (2 года 10 месяцев 27 дней);

обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу включить при расчете пенсии на дату ее назначения 19 марта 2005 г. в специальный (льготный) трудовой стаж (по Списку ) период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г. (2 года 1 месяц 24 дня);

обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу назначить (пересчитать) в сторону увеличения досрочную страховую пенсию по старости Смирнову А.Н., начиная с 19 марта 2005 г. с включением в расчет пенсии неучтенного трудового стажа: общего трудового стажа за период обучения в профессионально-техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г. (2 года 10 месяцев 27 дней); специального (льготного) трудового стажа ( по Списку ) за период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г. (2 года 1 месяц 24 дня).

Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 25 сентября 2023 г. в удовлетворении исковых требований Смирнову А.Н. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 марта 2024 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 25 сентября 2023 г. отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение от 30 марта 2005 г. о назначении с 19 марта                      2005 г. досрочной страховой пенсии по старости в части величины (размера) назначенной пенсии и в части не учтенного общего трудового стажа с                                    1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г. и специального (льготного) трудового стажа (по Списку № 1) с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г.

За Смирновым Александром Николаевичем установлено право на назначение пенсии с 19 марта 2005 г. с учетом включения:

в трудовой стаж периода обучения в профессионально-техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г., в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту первому пункта первого статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г.

на Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу возложена обязанность произвести Смирнову Александру Николаевичу перерасчет трудовой (страховой) пенсии по старости с учетом включения:

в трудовой стаж периода обучения в профессионально-техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г., в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г.

В кассационной жалобе Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу просит об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 марта 2024 г., оставлении в силе решения Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 25 сентября 2023 г.

В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что период с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г. - период учебы не представляется возможным включить в страховой стаж, поскольку в соответствии с пунктом вторым статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованного лица в расчетный пенсионный капитал может определяться по выбору застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 3, либо по пункту 4 данной статьи (применяется более выгодный вариант). Каждый из указанных пунктов содержит конкретный перечень периодов, включаемых в общий трудовой стаж, определяет порядок его исчисления. В частности, в пункте 3 указанной статьи закреплен такой вариант расчета, при котором общий трудовой стаж определяется в календарном порядке с учетом продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, а в пункте 4 этой же статьи установлена возможность исчисления расчетного размера пенсии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря        2001 года, исходя из продолжительности общего трудового стажа, в который включаются указанные периоды – обучения в училищах, школах, и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях). Положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, размер пенсии которому определен пенсионным органом по наиболее выгодному для него варианту, предусмотренному пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Размер пенсии истца рассчитан по наиболее выгодному для него варианту, определение расчетного размера пенсии с включением в трудовой стаж периода обучения в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нецелесообразно, поскольку размер пенсии будет ниже установленного истцу.

Заявитель считает, что период с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г. - период службы в армии не представляется возможным включить в специальный стаж, поскольку согласно представленного в материалы дела расчету, период службы в Армии уже включен при расчете пенсии в страховой стаж, как «нестраховой период», включение по решению апелляционной инстанции периода службы в армии в стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом первым части первой статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» приводит к занижению размера пенсии, поскольку периоды службы в армии могут быть учтены, при расчете пенсии либо в страховой стаж, либо в специальный стаж. Включение периода службы в армии, в страховой и в специальный стаж приведет к двойному учету периода службы в Армии, что нарушает действующее пенсионное законодательство, либо из страхового стажа будет убран период службы в армии, что приведет к снижению размера пенсии.

Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился истец Смирнов А.Н., представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, сведений о причине неявки не представили.

Судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отклонено заявленное представителем Смирнова Александра Николаевичем – Измайловым Дмитрием Владимировичем ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное неполучением Смирновым Александром Николаевичем копии кассационной жалобы пенсионного органа и поздним извещением о судебном заседании суда кассационной инстанции по настоящему делу, поскольку с кассационной жалобой Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу представлен список – реестр от 14 июня 2024 г., подтверждающий направление пенсионным органом в адрес Смирнова А.Н. копии кассационной жалобы, судом кассационной инстанции копия определения о принятии кассационной жалобы Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу и назначении рассмотрения дела в суде кассационной инстанции на 15 августа 2024 г. направлена Смирнову А.Н. по его адресу проживания, указанному в исковом заявлении; <адрес> возвращена отделением связи с истечением срока хранения (РПО 80102697696460), что с учетом положений статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признается надлежащим извещением Смирнова А.Н. о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции. Также судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции учтен срок, в течение которого кассационная жалоба заявителя подлежит рассмотрению в суде кассационной инстанции.

С учетом изложенного, заявленное представителем Смирнова Александра Николаевича – Измайловым Д.В. ходатайство об отложении судебного заседания суда кассационной инстанции отклонено судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает доводы кассационной жалобы Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу обоснованными и заслуживающими внимания.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что с 19 марта 2005г. по достижении возврата 45 лет Смирнову А.Н. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом первым пункта первого статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с применением норм пункта второго статьи 28.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (работа в особых условиях труда (по Списку №1) и в районах Крайнего Севера).

Из материалов дела следует, что на дату назначения Смирнову А.Н. досрочной страховой пенсии по старости, ответчиком был исчислен его страховой стаж в размере 23 года 7 месяцев 6 дней, стаж на соответствующих видах работ 22 года 6 месяцев 22 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера - 15 лет 27 дней.

При этом, ответчиком при подсчете стажа включены следующие периоды:

- с 1 июля 1975 г. по 24 августа 1976 г. (1 год 1 месяц 24 дня) - работа;

- с 20 сентября 1979 г. по 11 апреля 1980 г. (6 месяцев 22 дня) - работа;

- с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г. (2 года 1 месяц 24 дня) - военная служба по призыву;

- с 16 сентября 1982 г. по 21 декабря 1988 г. (6 лет 3 месяца 6 дней) - работа по Списку №1 в районах Крайнего Севера;

- с 22 декабря 1988 г. по 24 декабря 1988 г. (3 дня) - работа в районах Крайнего Севера;

- с 25 декабря 1988 г. по 9 сентября 1996 г. (7 лет 8 месяцев 15 дней) - работа по Списку № 1 в районах Крайнего Севера;

- с 10 сентября 1996 г. по 19 сентября 1996 г. (10 дней) - работа в районах Крайнего Севера;

- с 20 сентября 1996 г. по 1 июня 1997 г. (8 месяцев 12 дней) - работа по Списку № 1 в районах Крайнего Севера;

- с 2 июня 1997 г. по 9 июня 1997 г. (8 дней) - работа в районах Крайнего Севера;

- с 10 июня 1997 г. по 20 октября 1997 г. (4 месяца 11 дней) - работа по Списку № 1 в районах Крайнего Севера;

- с 1 августа 2000 г. по 31 декабря 2000 г. (5 месяцев 1 день) - работа;

- с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г. (1 год 1 день) - работа;

- с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. (3 года 1 день) - работа;

- с 1 января 2005 г. по 18 марта 2005 г. (2 месяца 18 дней) - работа.

При обращении Смирнова А.Н. в пенсионный орган за разъяснением порядка исчисления пенсии в 2021 г. и в 2023 г. ответчиком разъяснялось о возможности включения данных периодов и соответствии размера пенсии обстоятельствам установления пенсии.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований в части включения в трудовой стаж периода обучения в профессионально-техническом училище г. Ветлуга Горьковской области, суд первой инстанции указал, что Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2002 г. и не действовал на дату назначения пенсии истцу, а пункт 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусматривает включение в общий страховой стаж периодов учебы (подготовки к профессиональной деятельности).

Также суд первой инстанции не усмотрел оснований для включения в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г., поскольку период службы в армии учтен в общий трудовой стаж календарно, следовательно основания для включения указанного периода в льготном исчислении отсутствуют. Поскольку настоящим решением истцу отказано во включении в общий трудовой стаж периода обучения в профессионально- техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г. (2 года 10 месяцев 27 дней); в специальный (льготный) трудовой стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г. (2 года 1 месяц 24 дня), суд пришел к выводу, что решение ответчика от 30 марта                   2005 г. является законным, в связи с чем, требования истца об обязании Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу произвести перерасчет в сторону увеличения досрочной страховой пенсии по старости, начиная с 19 марта 2005 г. с учетом вышеуказанных спорных периодов оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Суд апелляционной инстанции отменил решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 25 сентября 2023 г., принял по делу новое решение, которым признано незаконным решение                        от 30 марта 2005 г. о назначении с 19 марта 2005 г. досрочной страховой пенсии по старости в части величины (размера) назначенной пенсии и в части не учтенного общего трудового стажа с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г. и специального (льготного) трудового стажа (по Списку № 1) с 24 апреля                 1980 г. по 17 июня 1982 г.

За Смирновым Александром Николаевичем признано право на назначение пенсии с 19 марта 2005 г. с учетом включения в трудовой стаж периода обучения в профессионально-техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г., в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г.

На Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу возложена обязанность произвести Смирнову Александру Николаевичу перерасчет трудовой (страховой) пенсии по старости с учетом включения:

в трудовой стаж периода обучения в профессионально-техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г., в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г.

Принимая судебное постановление, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда исходила из того, что законодательство на основании которого Смирнову А.Н. производилось назначение пенсии в 2005 году, предусматривало возможность выбора наиболее выгодного варианта расчета; исходя из общего стажа с включением в него периода обучения в ПТУ или, исходя из стажа на соответствующих видах работ, включая службу в Армии, ввиду чего на момент назначения пенсии в 2005 году пенсионный орган обязан был проверить и посчитать пенсию с учетом как общего, так и специального стажа. Суд апелляционной инстанции указал, что в силу прямого указания, содержащегося в пункте 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж включаются периоды подготовки к профессиональной деятельности – обучение в училищах. Также суд апелляционной инстанции признал и подлежащим удовлетворению требование истца о включении в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту первому пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 года, поскольку в соответствии с пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. №590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работникам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Также суд апелляционной инстанции указал, что расчетный размер трудовой пенсии истца определялся в соответствии с формулой, содержащейся в пункте втором статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которая содержит компонент «стажевый коэффициент», исчисляемый с учетом общего трудового стажа. При порядке назначения пенсии, примененном в отношении Смирнова А.Н. на основании законодательства, действовавшего на 19 марта 2005 года ни включение периода учебы в общий стаж, ни армии – в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту первому пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к увеличению размера пенсии не приведет. Между тем, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что периоды учебы и службы в армии не были включены в общий и специальный стаж, соответственно, изначально, независимо от дальнейшего учета стажа при назначении пенсии. Более того, пенсионное дело не содержит вариантов расчета для реализации истцом права выбора наиболее выгодного варианта, а изменяющееся законодательство позволяет произвести перерасчёт с учетом спорных периодов.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции противоречащими нормам материального права, постановленными при неполном исследовании всех обстоятельств дела, что привело к принятию незаконного судебного постановления.

На дату назначения Смирнову А.Н. страховой пенсии по старости с 19 марта 2005 года действовал Федеральный закон от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее также Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), согласно пунктам 1,2 статьи 31 которого настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральный законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

При этом как следует из материалов дела, истцу по достижении возраста 45 лет пенсионным органом была назначена трудовая пенсия по старости по Списку №1, то есть на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет с уменьшением предусмотренного подпунктом первым пункта первого статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возраста на пять лет на основании пункта 2 статьи 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которого лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

При этом, исходя из положений пункта 11 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии по старости определялся, исходя из размера базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался в фиксированном размере, страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 5 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») и накопительной части трудовой пенсии по старости (пункт 9 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

                         СЧ = ПК / Т, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Размер страховой части трудовой пенсии по старости застрахованных лиц, являвшихся получателями страховой части трудовой пенсии по инвалидности в общей сложности не менее 10 лет, не может быть менее размера страховой части трудовой пенсии по инвалидности, который был установлен указанным лицам по состоянию на день, с которого им окончательно была прекращена выплата указанной части этой пенсии.

    Согласно пункту первому статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» размеры трудовых пенсий, установленных до вступления в силу настоящего Федерального закона по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» пересчитываются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    В соответствии с пунктом третьим статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

    Согласно статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции, действовавшей на дату назначения Смирнову А.Н. трудовой пенсии по старости с 19 марта 2005 года, до внесения изменений Федеральным законом от 24 июля 2009года №213-ФЗ, в связи с введением в действие настоящего Федерального закона осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле:

                     ПК = (РП - БЧ) х Т, где

ПК - величина расчетного пенсионного капитала;

РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

БЧ - размер базовой части трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года (450 рублей в месяц);

Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 5 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

В случае, если в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи оценка пенсионных прав застрахованных лиц производится одновременно с назначением им трудовой пенсии по инвалидности, указанный ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости подлежит умножению на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в месяцах) по состоянию на 1 января 2002 года к 180 месяцам (пункт 3 статьи 15 настоящего Федерального закона).

Расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле:

                  РП = СК х ЗР / ЗП х СЗП, где

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП -среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП – среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации;

СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц (за исключением инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I степени) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Для указанных инвалидов стажевый коэффициент составляет 0,30.

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Повышения пенсий, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2001 года (за исключением районного коэффициента), начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии соответствующим лицам (за исключением лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в более высоком размере).

Расчетный размер трудовой пенсии не может быть менее 660 рублей. (п. 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях»).

Величина расчетного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже (25 лет у мужчин и 20 лет у женщин), которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа. (п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции до внесения в него изменений Федеральным законом от 24 июля 2009 года №213-ФЗ, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Согласно пункту 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря                2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 24 июля                 2009 г. № 213-ФЗ, конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7-13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7-13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание.

При этом в целях исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованному лицу ожидаемый период выплаты пенсии по старости, определяемый в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, увеличивается на количество лет, недостающих при назначении досрочной пенсии до возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).

Для лиц, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

В случае, если по выбору пенсионера оценка его пенсионных прав производится в соответствии с пунктами 1-5 настоящей статьи, для определения расчетного размера трудовой пенсии по желанию пенсионера может быть учтен размер его среднемесячного заработка, из которого исчислена установленная пенсия. (п.6 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Индексация расчетного пенсионного капитала, необходимого для определения страховой части трудовой пенсии, производится применительно к порядку, предусмотренному пунктами 7 и 8 статьи 17 настоящего Федерального закона, за весь период, начиная с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается указанная часть трудовой пенсии.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях – заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

    Таким образом, исходя из буквального толкования положений пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 24 июля 2009 года №213-ФЗ, в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понималась суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включены четко поименованные исчерпывающим образом периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности работника до 1 января 2002 года, в перечне которых не поименован период обучения работника в профессионально – техническом училище.

    Таким образом, при расчете пенсии на основании положений Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 24 июля 2009 года №213-ФЗ в общий трудовой стаж Смирнова А.Н. в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц при определении расчетного размера трудовой пенсии период обучения в профессионально – техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г. не подлежал включению и учету.

    Пунктом 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ, предусматривалась возможность конвертации (преобразования) пенсионных прав работника в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7-13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, по выбору застрахованного лица в указанном в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

    При этом в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенная в пункте 1 статьи 27 и подпунктах 7-13 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона.

    То есть при определении расчетного размера трудовой пенсии, используемого для определения величины расчетного пенсионного капитала, при конвертации (преобразовании) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в 2005 году учитывалась только продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г., определенная в пункте 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», без включения иных периодов деятельности, без учета периода службы в Вооруженных Силах СССР.

    Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает несостоятельными выводы суда апелляционной инстанции о возможности учета и включения с 19 марта 2005 года в трудовой стаж периода обучения в профессионально – техническом училище №59 г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г. и включения в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 года, поскольку истец просил пенсионный орган включить указанные периоды именно с целью расчета и увеличения стажевого коэффициента, учитываемого при определении расчетного размера трудовой пенсии застрахованного лица и впоследствии учитываемого при определении величины расчетного пенсионного капитала для расчета страховой части трудовой пенсии, назначенной ему пенсионным органом с 19 марта 2005 года. Между тем, период обучения в профессионально – техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г. в 2005 году не подлежал включению в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г., а служба в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г. не подлежала включению в стаж на соответствующих видах работ, учитываемых по состоянию на 1 января 2002 года по пункту 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного пенсионного капитала на 1 января 2002 г.

    При этом, доводы Смирнова А.Н. относительно того, что такой подход к исчислению общего и специального стажа, учитываемых при оценке пенсионных прав застрахованных лиц влечет нарушение его пенсионных прав, не соответствует действующему в спорный период (на дату назначения ему пенсии 19 марта 2005 года) пенсионному законодательству.

    Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. №2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также государственного собрания (ИЛ Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» конституционно-правовой смысл оспариваемых положений пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выявляется, исходя не только из их буквального смысла и смысла, придаваемого им сложившейся правоприменительной практикой, но и из их места в системе правового регулирования пенсионных отношений, в том числе порядка назначения и исчисления трудовых пенсий, которые представляют собой, как следует из статьи 2 названного Федерального закона, ежемесячные денежные выплаты в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода.

     Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке ( пункт 4).

Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При этом Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит нормы, ограничивающей максимальный размер трудовой пенсии тремя (для отдельных категорий граждан - тремя с половиной) минимальными размерами пенсии, которая содержалась ранее в статье 18 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Более того, согласно пункту 8 статьи 30 названного Федерального закона расчетный пенсионный капитал, исчисленный в соответствии с ее пунктом 4 подлежит индексации по нормам данного Федерального закона за весь период с 1 января 2002 года до дня, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии.

Следовательно, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона                                 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не ухудшает положение граждан и не отменяет права, приобретенные ими на основании ранее действовавшего законодательства, а потому не относится к нормам, которым не может быть придана обратная сила. Кроме того, предусмотренные ею правила соответствуют действовавшим с 1 февраля 1998 года условиям и нормам (в том числе в части, касающейся календарного исчисления трудового стажа), установленным Федеральным законом от 21 июля 1997 года «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а также статьей 7 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных в нее этим актом. Пенсионер - в тех случаях, когда исчисленный на их основании размер пенсии не достигал размера пенсии, уже получаемой им по Закону Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в прежней редакции, - был вправе выбрать исчисление пенсии в соответствии со старым порядком. Тем самым законодатель, вводя с 1 февраля 1998 года иные условия и нормы пенсионного обеспечения наряду с предусмотренными Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям в пенсионном законодательстве.

Таким образом, регулирование, закрепленное в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не противоречит Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 18, 54 (часть 1), 55 (части 1 и 3) и 57, и не может рассматриваться как нарушающее, отменяющее или умаляющее права и свободы человека и гражданина в сфере пенсионного обеспечения.

3.3. Применительно к положениям статьи 30 Федерального закона                        «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержащаяся в ее пункте 4 норма не препятствует оценке пенсионных прав граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Именно из этого исходил законодатель, закрепив в статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможность осуществления оценки пенсионных прав исходя из расчетного размера пенсии, исчисленного по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (пункт 6) и предусмотрев, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 9).

Реализуя названные нормативные предписания, Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Постановлением от 17 октября 2003 года № 70 утвердило разъяснение «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым расчетный размер трудовой пенсии может быть исчислен по условиям и нормам, предусмотренным законодательством, действовавшим до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в силу которой - во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 того же Федерального закона - исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 Разъяснений Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 года №4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 Закона от 17 декабря                  2001 г. расчетный размер трудовой пенсии по его желанию может быть исчислен, исходя из предусмотренного законодательством, действовавшим до вступления в силу Закона от 17 декабря 2001 г. размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального пенсионного коэффициента пенсионера (включая правила подсчета общего трудового стажа, специального трудового стажа и среднемесячного заработка пенсионера) и определяемого с учетом продолжительности общего трудового стажа этого лица по состоянию на 1 января 2002 г. и его среднемесячного заработка за 2000 – 2001 г. г. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Статьей 16 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1960 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка (раздел VII Закона) и сверх того один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии (статьи 10, 11 и 12 Закона). При назначении пенсии в соответствии со статьями 12 и 14 Закона увеличение ее размера на один процент заработка производится также за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии. Размер пенсии, исчисленной в указанном выше порядке, не может превышать 75 процентов заработка.

Минимальный и максимальный размер пенсии установлен статьями 17 и 18 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, действующее законодательство, с учетом позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. №2-П, а также положений пунктов 6 и 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ, застрахованное лицо может выбрать в качестве расчетного размера трудовой пенсии сумму одной из установленной ему или подлежащей установлению пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации с применением соответствующего районного коэффициента, за исключением надбавок на уход и на нетрудоспособных иждивенцев.

Между тем, нормы статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» до внесения изменений Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ, не предусматривали возможность включения в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц в общий трудовой стаж периода обучения в техникуме, а в стаж на соответствующих видах работ, учитываемого при конвертации (преобразовании) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, службы в Армии.

С 1 января 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июля      2009 года №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ), которым внесены изменения в том числе в статью 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи ( пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. №213 -ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ размеры трудовых пенсий, установленные до дня вступления настоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящим Федеральным законом. При этом, если размер пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) не достигнет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), получаемого на 31 декабря 2009 г., гражданину выплачивается трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2015 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно статье 36 которого указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона.

Согласно части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Согласно части 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» размеры страховых пенсий лиц, которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, с                              1 января 2015 года подлежат уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на 31 декабря 2014 года в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанное уточнение производится до 1 августа 2015 года.

При этом сам порядок определения размера страховых пенсий установлен статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которого размер страховой пенсии определяется в зависимости от индивидуального пенсионного коэффициента.

Таким образом, действовавшее ранее и действующее в настоящий период пенсионное законодательство устанавливает различный порядок исчисления страховой пенсии по старости.

Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о наличии у пенсионного органа обязанности включить при расчете страховой пенсии по старости в трудовой стаж периода обучения в профессионально – техническом училище г. Ветлуга Горьковской области с 1 сентября 1976 г. по 27 июля 1979 г. и в стаж, дающий право на назначение пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периода службы в составе Вооруженных Сил СССР с 24 апреля 1980 г. по 17 июня 1982 г. с 19 марта 2005 года не учел действующее в спорный период пенсионное законодательство, которое не предусматривало возможность включения при определении расчетного размера трудовой пенсии в общий трудовой стаж периода обучения, в стаж работы на соответствующих видах работ периода службы в Армии ( при определении расчетного размера трудовой пенсии по старости).

Суд апелляционной инстанции не предложил пенсионному органу представить подробные расчеты подлежащей назначению истцу трудовой, впоследствии страховой пенсии по старости последовательно, начиная с 19 марта 2005 года согласно нормам изменяющегося пенсионного законодательства, устанавливающего конкретный порядок начисления и назначения страховой пенсии по старости, в связи с чем, судом апелляционной инстанции не установлены и не проверены доводы пенсионного органа о надлежащем определении размера страховой пенсии по старости истцу и о возможном ухудшении положения застрахованного лица при включении спорных периодов в общий и специальный страховой стаж истца.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о наличии оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 марта 2024 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции необходимо учесть изложенное в настоящем кассационном определении, предложить пенсионному органу представить подробные расчеты суммы трудовой пенсии по старости, назначенной Смирнову А.Н. с 19 марта 2005 года согласно последовательно примененных норм положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ, с 1 января 2010 года - согласно положениям статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. №213-ФЗ, с 1 января 2015 года согласно положениям Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ О страховых пенсиях», дать оценку представленным расчетам на предмет соответствия действовавшим в спорный период нормам пенсионного законодательства, определить наиболее выгодный вариант расчета для истца суммы пенсии по старости, определяемый на основании действующего пенсионного законодательства.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 марта 2024 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции – Кемеровский областной суд.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-13722/2024 [88-15320/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнов Александр Николаевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
15.08.2024Судебное заседание
15.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее