УИД 74RS0021-01-2024-001535-31
Дело № 2-1218/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Карталы 05 сентября 2024 года
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Смирных И.Г.
при секретаре Шадриной И.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Карталинского муниципального района, администрации Южно-Степного сельского поселения Карталинского района Челябинской области о признании права собственности в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в Карталинский городской суд с исковым заявлением к администрации Южно-Степного сельского поселения, администрации Карталинского муниципального района о признании за ним право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, в обоснование иска указано, что на основании договора социального найма жилого помещения №, заключенного с ним администрацией Южно-Степного сельского поселения он занимает <адрес>, в данной квартире он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время он желает воспользоваться правом на приватизацию данного жилого помещения, однако ему в этом было отказано по причине того, что спорное жилое помещение не значится в реестре муниципальной собственности и не состоит на балансе администрации сельского поселения. Право на приватизацию им не реализовано, в связи с чем просит признать за ним в порядке приватизации право собственности на недвижимость в виде <адрес> общей площадью 65,3 кв.м., поскольку в Управлении Росреестра отсутствуют сведения о постановке на кадастровый учет квартиры и самого жилого дома, а также просил уполномочить его быть представителем для внесения сведений в Росреестр по постановке на кадастровый учет жилого <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО2 на иске настаивал по основаниям, указанным в нем, пояснив, что прописан и проживает в квартире один, в приватизации ему отказано поскольку квартира не находится в реестре муниципальной собственности.
Представители ответчиков администрации Южно-Степного сельского поселения, администрации Карталинского муниципального района в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. Представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, возражений по существу требований не представили.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных, других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ст.1 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Согласно ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищные фонды, находящиеся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом и нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 18 этого же Закона права на приватизацию жилья гражданами сохраняются и при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, в том числе и при передачи жилищного фонда в полное хозяйственное ведение, либо в ведение органов местного самоуправления.
Согласно ст.223 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
В соответствии со ст. 1, ст. 2 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 года № 724 в целях улучшения функционирования объектов социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности и освобождения сельскохозяйственных товаропроизводителей от несвойственных им функций по содержанию и развитию этих объектов обобществленный жилищный фонд подлежал передаче в муниципальную собственность.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества; государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права; зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
Из договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией Южно-Степного сельского поселения в лице главы ФИО5 истцу ФИО2 предоставлено во владение и пользование для проживания в нем жилое помещение – <адрес>, общей площадью 42,0 кв.м. (л.д. 13).
Согласно выписки из похозяйственной книги администрации Южно-Степного сельского поселения, паспорта истца, поквартирных карточек на указанную квартиру, адресной справки МО МВД «Карталинский» ФИО2 зарегистрирован в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.12,14,47,54-55,,62,63)
Согласно данным, размещенным в свободном доступе сети-Интернет, жилой <адрес> на кадастровом учете не значится (л.д. 31).
Отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на <адрес> и в ОГУП «Обол.ЦТИ», что следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).
Согласно Выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимость (л.д. 18-19,32) за истцом ФИО2 отсутствуют зарегистрированные права на жилые помещения.
Из технического плана помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ <адрес> находится в кадастровом квартале №:, имеет общую площадь 65,3 кв.м. (л.д.21-30).
В судебном заседании установлено, что в спорном жилом помещении в настоящее время зарегистрирован и проживает только истец, что также подтверждено рапортом-характеристикой начальника МО МВД России «Карталинский» (л.д.63), справками администрации Снежненского сельского поселения.
Истец выразил желание на приобретение занимаемого им по договору социального найма жилого помещения в порядке приватизации.
Истец имеет право на передачу ему жилья в собственность в порядке приватизации.
Из искового заявления следует, что истец обращался к ответчику по вопросу приватизации занимаемого им жилья, однако ему в этом было отказано со ссылкой на отсутствие спорного жилого помещения в реестре муниципальной собственности администрации Южно-Степного сельского поселения и администрации Карталинского муниципального района, что подтверждено также справками администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17,61), Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управления по имущественной и земельной политике Карталинского муниципального района (л.д. 16).
Из ответов МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях от ДД.ММ.ГГГГ, Министерства имущества Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорная квартира, жилой <адрес> и земельный участок в реестре федерального имущества и государственного имущества Челябинской области не значатся (л.д. 43,45)
Право истца на бесплатную передачу жилья в собственность законом не ограничено. Он имеет право на передачу жилья в собственность бесплатно в порядке приватизации в силу вышеуказанных норм закона.
Отсутствие государственной регистрации права муниципальной или государственной собственности на жилое помещение нарушает права истца и при изложенных обстоятельствах является основанием для признания за ним права собственности на объект недвижимости в порядке приватизации.
Судом установлено, что истец выразил свое волеизъявление на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения, ранее данное право в установленном законом порядке использовано не было, иных лиц, в настоящее время проживающих и состоящих на регистрационном учете по указанному адресу, не имеется. Ответчики не возражают против признания за истцом права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Учитывая, что в техническом плане указано, что квартира имеет общую площадь 65,3 кв.м., надлежит признать за истцом право собственности на жилое помещение, общей площадью 65,3 кв.м., расположенное по адресу <адрес>.
Суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании его уполномоченным быть представителем для внесения сведений в Росреестр по постановке на учет многоквартирного жилого <адрес>.
Так, согласно ч.1 ст.41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
В соответствии со ст.14 Закон о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости (ч.1 ст.24 Закона о регистрации недвижимости).
В соответствии с п.4 ч.8 ст.41 Закона о регистрации судебное решение является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
В случае если кадастровый учет осуществляется согласно ч.1 ст.41 Закона о регистрации на основании технического или межевого плана, подготовленного на основании решения суда, которое содержит сведения, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Приказ №), необходимо представить заявления о государственном кадастровом учете и регистрации прав.
Заявления должны быть представлены от собственников объектов недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав (ч.1 ст.41 Закона о регистрации).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем (ч. 2 ст. 16 Закона о кадастре).
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся в т.ч. дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе: 15) назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание; 16) назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение; 17) вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме; 29) наименование здания, сооружения, определяемое порядком ведения государственного кадастра недвижимости, при наличии такого наименования.
Согласно ст. 22 Закона о кадастре, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости).
Как установлено судом из пояснений истца, материалов дела, исследованных в ходе судебного заседания, сведений о постановке на кадастровый учет двухквартирного жилого <адрес>, а также квартир № и № в данном доме по <адрес> не имеется. Указанный жилой дом является многоквартирным. Настоящим решением суда за истцом признается право собственности на <адрес>, сведения о лицах, являющихся собственниками <адрес> указанного дома, судом не добыты, доказательств надлежащей регистрации прав собственности не имеется.
Объект недвижимости, в котором расположены обе квартиры под № № в <адрес> на кадастровом учете как многоквартирный дом не состоит.
Ввиду отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о жилом доме как многоквартирном, сведений о собственниках <адрес> указанного дома, осуществить кадастровый учет жилого помещения невозможно. Заявление от истца о внесении изменений в государственный кадастр в части изменения статуса жилого дома Росреестром не принимается, поскольку его должны подавать все собственники квартир, в то время как собственники <адрес> отсутствуют, что препятствует истцу зарегистрировать свои имущественные права на принадлежащую ему квартиру.
Ст. 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, имеющих отношение к понятию "многоквартирный дом". Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Российской Федерации различаются многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, и жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества, являются критериями отнесения жилого дома к многоквартирному дому.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что жилой дом, в котором расположены <адрес> №, является многоквартирным домом.
Между тем, истец лишен возможности внести соответствующие изменения в сведения ГКН о постановке на учет как своей квартиры, так и жилого дома, где расположены его квартира, как многоквартирного и соответственно реализовать права собственников жилого помещения –квартиры ввиду отсутствия собственников <адрес>, поскольку в силу ст.223 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации прав, в то время как внесение сведений в ГКН возможно лишь по заявлению от всех собственников объекта недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав (ч.1 ст.41 Закона о регистрации).
При таких обстоятельствах исковые требования в части признания истца уполномоченным лицом для постановки на кадастровый учет жилого дома, в котором расположены <адрес> № по <адрес> в качестве многоквартирного подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Иск ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> (... право собственности в порядке приватизации на недвижимое имущество – <адрес>, общей площадью 65,3 кв.м., кадастровый квартал №
Признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> (...) уполномоченным лицом для постановки на кадастровый учет в качестве многоквартирного здания - жилой <адрес>.
В силу ст. 131 ГК РФ данное решение служит основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество органом, осуществляющим такую регистрацию.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий: Смирных И.Г.
Мотивированное решение изготовлено 10 сентября 2024 года