РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 сентября 2019 года <адрес изъят>
Судья Дербентского городского суда РД Тагирова ФИО8., рассмотрев жалобу Алишихова ФИО9 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении его к административной ответственности по ст.17.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №23 г. Дербента от 27 мая 2019 года Алишихов ФИО11. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.8 КоАП РФ и назначено ему наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Алишиховым ФИО10 подана жалоба на постановление, указывая, что оно является незаконным и необоснованным, также просит восстановить ему срок для подачи жалобы, ссылаясь на то, что он не был участником при рассмотрении дела об административном правонарушении, где не был надлежащим образом извещен о дне и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, не был ознакомлен с материалами дела.
В судебном заседании представители Алишихова ФИО12. по доверенности Алишихов ФИО13. и Марданов ФИО14 поддержали жалобу и пояснили, что в соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без рассмотрения.
В материалах дела отсутствует доказательства об извещении Алишихова ФИО15. о рассмотрении дела и направлении постановления от 27 мая 2019года.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядке привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело рассмотрено мировым судьей в отсутствие Алишихова ФИО16 и без его надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения дела.
Все те обстоятельства, что были отражены судебным приставом по ОУПДС ОСП Алибековым ФИО18. в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в акте об обнаружении от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действительности, где грубость и нецензурные выражения по отношению к Алишихову ФИО19 имело место, именно, со стороны судебного пристава, а не как со стороны ФИО1, в присутствии Алишихова ФИО17. приставом не были составлены ни протокол, ни акт об административном правонарушении, они составлены позже.
Просят восстановить срок для подачи жалобы и удовлетворить жалобу ФИО1
Судебный пристав по ОУПДС ОСП по <адрес изъят>, Дагестанские Огни и <адрес изъят> ФИО4 в судебном заседании пояснил, что Алишихов ФИО23. злостно уклоняется от уплаты алиментов на содержание ребенка, по этому поводу он был вызван судебным приставом-исполнителем ФИО6 в отдел судебных приставов в <адрес изъят>. Он вел себя вызывающе, выражался нецензурной бранью в ее адрес, на требования о прекращении противоправных действий не реагировал, выбежал из здания с намерением, убежать, сел в машину. Его вернули с улицы, но он продолжал вести себя противоправно, тем самым воспрепятствовал законной деятельности должностного лица судебного пристава - исполнителя ФИО6
Постановление об административном правонарушении в отношении Алишихова ФИО20 является законным и обоснованным.
Судебный пристав - исполнитель ФИО6 пояснила, что Алишихов ФИО21. не платит алименты на содержание ребенка, не исполняет свои родительские обязанности. Он был вызван в отдел судебных приставов в <адрес изъят>, он никого не слышал, кроме своего голоса, безобразно вел, выражался нецензурной бранью. Его невозможно было понять, убежал куда-то, его вернули в отдел, он не переставал кричать, выражаться, вел себя нагло и вызывающе, не давал ей работать. Такое безобразие она видит впервые.
Постановление об административном правонарушении в отношении Алишихова ФИО22 является законным и обоснованным.
По изложенным основаниям они просят отказать в удовлетворении жалобы.
Заслушав объяснения и доводы сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Постановление о наложении штрафа на Алишихова ФИО24. вынесено 27 мая 2019 года, с жалобой он обратился лишь ДД.ММ.ГГГГ, с пропуском установленного законом срока. Однако срок пропущен по уважительной причине, так как он не получил постановление. Как усматривается из ответа на запрос от ДД.ММ.ГГГГ письмо вручено ФИО27, без документа, удостоверяющего ее личность и оно не передано Алишихову ФИО28 так как он отсутствовал на месте проживания.
В нарушение ч.2 ст. 29.11 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении работником почты не вручено Алишихову ФИО29 во время, ему стало об этом известно от посторонних лиц. В этой связи, пропущенный Алишиховым ФИО25. срок для обращения в суд с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ подлежит восстановлению
Подлежит удовлетворению и жалоба Алишихова ФИО26
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, частями 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Статьей 28.2 КоАП РФ определены требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы
обязанностью обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (ч. 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (ч. 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку (ч. 6). Как следует из положений ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, в отсутствие законного представителя юридического лица составление протокола об административном правонарушении допускается в случае, если указанное лицо извещено в установленном порядке о времени и месте составления протокола (ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из содержания протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он составлен без участия Алишихова ФИО30
В протоколе отсутствует отметка о направлении его или о получении правонарушителем.
Таким образом, в материалах дела не содержатся доказательства, надлежащего извещения о составлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, что является существенным нарушением прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства (часть 2 статьи 25.15).
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание административным органом условий, необходимых для реализации права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе предусматривает обязательное извещение его о времени и месте рассмотрения дела.
Из содержания приведенных норм следует, что возможность рассмотрения дела об административном правонарушении при отсутствии привлекаемого к ответственности лица допускается лишь тогда, когда у административного органа имеются документы, свидетельствующие о получении этим лицом соответствующей информации о времени и месте рассмотрения дела.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, но при этом позволяющих контролировать получение информации непосредственно тем лицом, которому оно направлено.
Надлежащим доказательством уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть вручение уведомления ему лично или передача ему иным способом, свидетельствующим о факте его получения указанным лицом.
Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении в отношении Алишихова ФИО31. рассмотрено в его отсутствие.
Однако доказательства, подтверждающие факт получения непосредственно Алишиховым ФИО32 извещения и его осведомленности о времени и месте рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в материалах дела отсутствуют.
Уведомление о назначении времени и места рассмотрения дела от ДД.ММ.ГГГГ направлено в <адрес изъят>, тогда как Алишихов ФИО33 проживает в <адрес изъят>, получено оно, в материалах дела нет доказательств.
Отсутствие данных, достоверно подтверждающих надлежащее извещение Алишихова ФИО34 о времени и месте рассмотрения дела, указывает на существенное нарушение процедуры привлечения лица к административной ответственности, что является самостоятельным и безусловным основанием, влекущим отмену постановления должностного лица и решения судьи и возвращение дела на новое рассмотрение в административный орган.
Указанное нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных ст. 28.2 КоАП РФ, является основанием для признания незаконным протокола об административном правонарушении, что лишает суд возможности ссылаться на данное доказательство.
Из изложенного следует, что составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, и без извещения законного представителя этого лица, являются существенными нарушениями процедуры привлечения к административной ответственности, так как лишают данное лицо процессуальных гарантий защиты и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что устранить на данной стадии рассмотрения дела допущенное нарушение требований КоАП РФ не представляется возможным, без чего не достигается правовая определенность по данному делу, а возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения административного дела не предусмотрено законом (ст. 29.4 КоАП РФ, п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5), суд находит, что производство по делу необходимо прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Алишихова ФИО35. состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Удовлетворить жалобу Алишихова ФИО36
Постановление от 27 мая 2019 года о привлечении Алишихова ФИО37 к административной ответственности по ст.17.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей отменить и дело в отношении Алишихова ФИО38. об административном правонарушении производством прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в течение 10 дней.
Судья Тагирова ФИО39