Гр.дело № 2-427/2023
61RS0053-01-2023-000334-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Семикаракорск 3 августа 2023 года
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Прохорова И.Г.
при секретаре Хромовой О.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омарова Алибега Магомедовича к Администрации Бакланниковского сельского поселения Семикаракорского района, МУП "Бюро технической инвентаризации", третье лицо Администрация Семикаракорского района, об обязании исправить описку в регистрационном удостоверении, выданном ДД.ММ.ГГГГ
У С Т А Н О В И Л :
Омаров А.М. обратился в суд с требованием об обязывании Адми- нистрации Бакланниковского сельского поселения Семикаракорского района исправить в договоре на передачу квартир ( домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ описку в указании имени, об обязывании Муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентари- зации" исправить в регистрационном удостоверении, выданном ДД.ММ.ГГГГ, описку в указании имени.
Обосновав заявленные требования следующим образом.
По договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между АО "Вершинное", в лице директора ФИО, и Омаровым Алибеком Магомедовичем, владелец передал в собственность, а приобретатель приобрел ? долю домовладения, по адресу <адрес>, состоящую из 3-х комнат, общей площадью 47,30 кв.м., в том числе жилой 32,60 кв.м.. на семью в составе 5 человек. Договор приватизации утвержден постановлением Главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в реестре МУП БТИ за № р 581. ДД.ММ.ГГГГ МУП "Бюро технической инвентаризации" зарегистри- ровано право собственности Омарова Алибека Магомедовича, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на ? долю домовладения, расположенного по адресу <адрес>. При заключе- нии договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан имя Омарова ошибочно указано как "Алибек" вместо "Алибег"; аналогичная ошибка в указании имени Омарова допущена и в регистрационном удостоверении, выданном МУП БТИ. Так как, в настоящее время АО "Вершинное"- ликвидировано, Омаров А.М. обратился в суд с требованием об обязывании Администрации Бакланниковского сельского поселения Семикаракорского района исправить в договоре на передачу квартир ( домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ описку в указании его имени, об обязывании Муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" исправить в регистрационном удостоверении, выданном ДД.ММ.ГГГГ, описку в указании имени.
При рассмотрении дела по-существу, истец Омаров А.М. уточнил первоначально заявленные требования, заявив требования к Администрации Бакланниковского сельского поселения Семикаракорского района, МУП "Бюро технической инвентаризации", третье лицо Администрация Семикаракорского района, требования об обязании исправить описку в регистрационном удостоверении, выданном ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Омаров А.М. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд об обязывании исправить описку в регистрационном удостоверении, выданном МУП "Бюро технической инвентаризации" ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчиков Администрации Бакланниковского сельского поселения Семикаракорского района, МУП "Бюро технической инвента- ризации", в судебное заседание, состоявшееся 3 августа 2023 года, будучи надлежащим образом уведомленными о месте и времени его проведения- не прибыли, заявив ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, в связи с чем, в силу требований пункта 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие представителей ответчиков.
Представитель третьего лица Администрация Семикаракорского района, в судебное заседание, состоявшееся 3 августа 2023 года, будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени его проведения- не прибыл, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайство об отложении судебного разбирательства-не заявил, в связи с чем, в силу требований пункта 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица.
Суд, выслушав истца Омарова А.М., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Истец Омаров Алибег Магомедович, родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено копией свидетельства о рождении (л.д.12).
В силу требований статьи 2 Закона РФ " О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 года № 1541-1 (в ред. Закона РФ от 23.12.1992 N 4199-1 действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведом- ственный фонд), по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершенно- летних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно требований статьи 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 года № 1541-1 передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется: соответству-ющим Советом народных депутатов или его исполнительным органом; предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения; учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, между адми- нистрацией АО "Вершинное", в лице директора ФИО, и Омаровым Алибеком Магомедовичем, 1956 года рождения, был заключен договор на передачу квартир (домов) в собственность, согласно условиям которого "владелец" передал в собственность, а "приобретатель" приобрел ? долю домовладения по адресу: <адрес>, состоящего из жилого дома литер "А", пристроек, хозяйственных построек. В жилом доме передается квартира, состоящая из 3- комнат, общей площадью 47,30 кв., в том числе жилой 32,60 кв.м., на количество членов семьи 5 человек. Договор приватизации утвержден постановлением Главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в реестре МУП БТИ за № р 581.
ДД.ММ.ГГГГ, Семикаракорским Бюро технической инвентари- зации было выдано регистрационное удостоверение, подтверждающее право собственности Омарова Алибека Магомедовича, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 на ? долю домовладения, расположенного по адресу <адрес> (л.д.13).
Проанализировав содержание предоставленных в судебное заседание доказательств, суд приходит к выводу о наличии ошибки, допущенной в договоре на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном постановлением Главы Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированном в МУП БТИ, в указании фамилии отчества Омарова; отчество последнего ошибочно указано как "Алибек" вместо "Алибег".
В соответствии частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотно- шения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Истцом Омаровым А.М. заявлено требование об обязании исправить описку в регистрационном удостоверении, выданном ДД.ММ.ГГГГ. в качестве ответчиков указаны Администрация Бакланниковского сельского поселения <адрес>, МУП "Бюро технической инвентари- зации".
Регистрационное удостоверение БТИ является документом, подтверждающим факт регистрации прав на строение в период времени, предшествующий введению в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В статье 8 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что впредь до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Порядок регистрации прав на недвижимое имущество, а также органы, осуществляющие такую регистрацию (до введения в действие части первой ГК РФ), были предусмотрены в Инструкции "О порядке регистрации строений в городах, рабочих, дачных и курортных поселках РСФСР", утв. Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 N 83 (далее - Инструкция), и Постановлении Совета Министров СССР от 10.02.1985 N 136 "О порядке государственного учета жилищного фонда", в соответствии с которыми по состоянию на 1993 год регистрацию и офор- мление документов о правах на соответствующие объекты недвижимости осуществляли органы БТИ.
Согласно параграфам 8, 14, 17 Инструкции государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществлялась путем внесения БТИ соответствующей записи о праве собственности в реестровые книги строений данного населенного пункта. Документами, устанавливающими право собственности на строения, являлись, в частности, решения исполкомов местных Советов депутатов трудящихся о передаче зданий и сооружений, нотариально удостоверенные договоры о праве застройки, нотариально удостоверенные договоры купли-продажи, мены и дарения строений, а документом, удостоверяющим право собственности на строение, - регистрационное удостоверение, выдаваемое БТИ по установленной форме (приложение N 5 к Инструкции).
В силу требований пункта 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государ- ственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, регистрационное удостоверение БТИ- представляет собой документ, подтверждающий право собственности истца и членов его семьи на жилое строение- ? долю жилого дома, приобретенное до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Документом устанавливающим право собственности истца Омаро- ва А.М. и членов его семьи на ? долю домовладения, расположенного по адресу <адрес> является договор на передачу квартир (домов) в собственность.
В силу требований пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Как следует из содержания договора на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, сторонами данного договора являются администрация АО "Вершинное" и Омаров Алибек Магомедович.
При этом, в судебном заседании, в том числе из пояснений истца установлено, что АО "Вершинное" -ликвидировано, в силу чего внесение изменений в договор на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения сторон не представляется возможным.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоя- щим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора ( пункт 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу требований пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторо- нами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В статье 550 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, между администрацией АО "Вершинное" и Омаровым А.М. была заключена двусторонняя сделка, которая сторонами исполнена: получатели приняли имущество, владелец передал имущество в собственность получателей.
Договор на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ заключен в письменной форме, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Как следует из текста договора на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, данный договор включает в себя все существенные условия договора, в договоре указаны объекты договора передачи, полная стоимость и другие данные, имеющие значение для сделки. Правомерность заключения договора никем не оспаривается.
Истцом Омаровым А.М. требования об изменении договора на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке-не заявлены.
Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для изменения договора на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ в судебном порядке.
Так как регистрационное удостоверение БТИ является документом, подтверждающим факт регистрации прав, возникших на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии основания для внесения изменений в договор на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, у суда отсутствуют основания для внесения изменений в регистрационное удостоверение, выданное БТИ ДД.ММ.ГГГГ, как следствие этого исковые требования Омарова А.М. об обязании исправить описку в регистрационном удостове- рении, выданном ДД.ММ.ГГГГ-удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно пункта 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Выбор способа защиты права и формулирование предмета иска являются правом истца, который в соответствии со статьей 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, формулирует в исковом заявлении исковое требование, вытекающее из спорного материального правоотношения (предмет иска), и фактическое обоснование заявленного требования – обстоятельства, с которыми истец связывает свои требования (основание иска).
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
Суд приходит к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, так как действующим законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в документ, подтверждающий право собственности истца на жилое строение- ? долю жилого дома, то есть в регистрационное удостоверение выданное БТИ, требования о внесения изменений в договор на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, как следует из уточненных исковых требований, истцом не заявлено.
В силу вышеизложенного требований истца Омарова А.В. об обязании исправить описку в регистрационном удостоверении, выданном ДД.ММ.ГГГГ-удовлетворению не подлежат.
При этом, суд считает необходимым обратить внимание на то, что описки допущенные администрацией АО "Вершинное" в договоре на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, и отраженные в дальнейшем в регистрационном удостоверении, выданном ДД.ММ.ГГГГ, в указании отчества Омарова А.М. не могут являться основанием для умаления жилищных прав истца.
Истец Омаров А.М. вправе обратиться в суд с требованием об установлении факта принадлежности ему договора на передачу квартир (домов) в собственность от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьи 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Омарова Алибега Магомедовича к Администрации Бакланниковского сельского поселения Семикаракорского района, МУП "Бюро технической инвентаризации", третье лицо Администрация Семикаракорского района, об обязании исправить описку в регистрационном удостоверении, выданном ДД.ММ.ГГГГ- отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 10 августа 2023 года