Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Хвещенко Е.Р.,
при секретаре Дмитровской Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хохловой Н. В. к ООО «ЛенТрансСтрой» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Хохлова Н.В. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ООО «ЛенТрансСтрой» о взыскании компенсации морального вреда в размере 450000 рублей.
В обоснование заявленных требований Хохлова Н.В. указала, что 6 декабря 2010 года в результате дорожно-транспортного происшествия, виновником которого является Царев В.Г., умерла ее мать – Хохлова А.В. Учитывая, что в момент дорожно-транспортных отношений Царев В.Г. состоял в трудовых отношениях с ООО «ЛенТрансСтрой» и находился при исполнении трудовых обязанностей, истица просит взыскать с ответчика денежную компенсацию причиненного ей в результате смерти матери морального вреда в размере 450000 рублей.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, пояснила, что смертью матери, наступившей по вине сотрудника ООО «ЛенТрансСтрой», ей были причинены сильные нравственные страдания.
Представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, возражал против удовлетворения иска, указав, что вред, причиненный истице в результате дорожно-транспортного происшествия от 6 декабря 2010 года, был в полной мере возмещен Царевым В.Г., уголовное преследование, в отношении которого было прекращено по основаниям ст. 25 УПК РФ – примирение сторон.
Третье лицо Царев В.Г. в суд явился, пояснил, что 6 декабря 2010 года он, управляя на основании путевого листа автомобилем «Ивето Траккер», принадлежащим ООО «ЛенТрансСтрой», находясь при исполнении трудовых обязанностей, совершил наезд на пешехода Хохлову А.В., в результате чего последняя скончалась. В рамках уголовного дела он возместил Хохловой Н.В. расходы, понесенные на погребение матери, полагал, что сумму компенсации морального вреда должен возместить работодатель.
Суд, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив и оценив представленные в дело документы, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным настоящей главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В силу статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае причинения вреда жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.
Положением статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что моральный вред заключается не только в физических, но и в нравственных страданиях причиненных гражданину.
Согласно п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", при рассмотрении дел о компенсации морального вреда в связи со смертью потерпевшего иным лицам, в частности членам его семьи, иждивенцам, суду необходимо учитывать обстоятельства, свидетельствующие о причинении именно этим лицам физических или нравственных страданий. Указанные обстоятельства влияют также и на определение размера компенсации этого вреда. Наличие факта родственных отношений само по себе не является достаточным основанием для компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суду с учетом требований разумности и справедливости следует исходить из степени нравственных или физических страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств каждого дела.
В настоящем случае, вина Царева В.Г. в дорожно-транспортном происшествии, повлекшем смерть Хохловой А.В. установлена вступившим в законную силу постановлением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2011 года № 1-264, которым производство по уголовному делу в отношении Царева В.Г. прекращено на основании ст. 25 УПК РФ в связи с примирением сторон (л.д. 8).
Указанным постановлением установлено, что в момент дорожно-транспортного происшествия Царев В.Г. состоял в трудовых отношениях с ООО «ЛенТрансСтрой» и действовал по заданию юридического лица.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда; указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, вина работника ООО «ЛенТрансСтрой» - Царева В.Г. в дорожно-транспортном происшествии, повлекшем смерть Хохловой А.В., установлена, в связи с чем на ООО «ЛенТрансСтрой» должна быть возложена ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.
Переживания истицы, связанные с гибелью близкого человека - матери являются нравственными страданиями, а сам факт родственных отношений и факт преждевременной гибели близкого родственника подтверждает наличие таких страданий. Довод представителя ответчика о недоказанности факта нравственных страданий при таких обстоятельствах, несостоятелен.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию суд исходит из степени нравственных и физических страданий Хохловой Н.В., которая пояснила суду, что постоянно проживала с матерью по одному адресу, любила ее и была к ней сильно привязана, характера причиненного истице вреда, вызванного гибелью ближайшего родственника - матери, обстоятельств настоящего дела, приходит к выводу о том, что причиненный истице моральный вред может быть компенсирован выплатой в ее пользу 200000 рублей. Указанная сумма компенсации, по мнению суда, наиболее отвечает требованиям разумности и справедливости. Заявленный истицей к взысканию размер компенсации морального вреда, суд, с учетом обстоятельств конкретного дела, признает завышенным.
Довод представителя ответчика о том, что вред, причиненный истице в связи со смертью матери, был в полном объеме возмещен ей Царевым В.Г., выплатившим 30000 рублей, суд отклоняет.
Как пояснила в суде истица, и это подтвердил Царев В.Г., сумма в размере 30000 рублей была выплачена в качестве возмещения материальных убытков, понесенных истицей на погребение матери.
Вопрос о компенсации морального вреда в рамках уголовного дела в отношении Царева В.Г. не разрешался, с соответствующим гражданским иском в уголовном деле Хохлова Н.В. не обращалась.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хохловой Н. В. удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «ЛенТрансСтрой» в пользу Хохловой Н. В. компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 6 июня 2013 года.
Судья: Е.Р. Хвещенко