К делу № 2а-3508/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2024 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Хурай З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Хозинской Елены Витальевны к Министерству строительства транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о признании незаконным решения об отказе в перечислении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику об оспаривании решения органа государственной власти. В обоснование иска указала, что с 22 февраля 2022 года по 23 ноября 2022 года она и ее дети: Хозинский Егор Юрьевич, 26.11.2015г.р. и Хозинская Милана Юрьевна, 14.03.2021 г.р., постоянно проживали по адресу: Херсонская область, Алешкинский (ранее Цюрупинский) район, с. Солонцы, переулок Озерный, д. 2, что подтверждается справкой Алешкинской ВГА Херсонской области исх. № 5232/01-30 от 22.11.2023 года и Актом о фактическом проживании от 21.11.2023г. составленном Алешкинской ВГА Херсонской области. Также, постоянное проживание истца по указанному адресу подтверждается и тем, что сын, Хозинский Е. Ю. обучался в ГБОУ ХО «Алешковской школе № 1 Алешкинского МО», в период с 01.09.2022г. по 04.11.2022г., что подтверждается справкой исх. № 0-19 от 29.12.2023г., выданной ГБОУ ХО «АШ № 1 Алешковского МО».
Кроме того, в период с 24.06.2022г. по 01.02.2023г. истец проходила службу в органах внутренних дел ГУ МВД Херсонской области (Херсонская область, г. Олешки, ул. Пролетарская, д. 36), и отдел был эвакуирован в ноябре 2022г. из г. Олешки в г. Геническ Херсонской области, что подтверждается справкой исх. № /к/с от 12.04.2023г., выданной ГУ МВД Херсонской области.
С учетом данных обстоятельств истец полагает, что имеет право на получение государственного жилищного сертификата о предоставлении социальной помощи на приобретение жилого помещения, за счет средств бюджета Херсонской области, социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года №1876 «О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории», который выдается Министерством труда и социальной политики.
Такой сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения № 95-674410 от 27.06.2023г. был выдан истцу и до настоящего времени является действующим.
Для реализации государственного жилищного сертификата, по которому истец решила приобрести жилое помещение, она обратилась с заявлением и соответствующим пакетом документов к ответчику (Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея).
Решением ответчика от 22.01.2024г. было отказано в перечислении социальной выплаты в связи с регистрацией истца по адресу: Херсонская область, Генический район, г. Геническ, ул. Шуменская, д. 33, который не входит в перечень населенных пунктов Херсонской области, утвержденных для предоставления мер поддержки гражданам (копия решения прилагается).
Считает, что ответчиком необоснованно не были приняты во внимание предоставленные истцом справки о фактическом постоянном проживании на эвакуированной территории (Херсонская область, Алешкинский район, с. Солонцы, переулок Озерный, д. 2), что является нарушением конституционных норм на свободу места жительства и передвижения.
Просила признать незаконным решение Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея об отказе в перечислении социальной выплаты от 22.01.2024г. и обязать ответчика осуществить перечисление социальной выплаты по сертификату о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения № 95-674410 от 27.06.2023г.
В судебное заседание стороны (их представители), будучи надлежаще извещенными, не явились.
Данное дело, исходя из характера спора, подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении административного иска Хозинской Е.В. надлежит отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, Хазинская Е.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании государственного жилищного сертификата, предоставляемого гражданам, покинувшим г. Херсон и часть Херсонской области и прибывшим в экстренном порядке на территорию Республики Адыгея на постоянное место жительства.
Решением Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства от 22.01.2024г. в перечислении социальной выплаты было отказано.
Основанием для принятия государственным органом оспариваемого решения послужило то, что истец и члены ее семьи зарегистрированы по адресу: Херсонская область, Генический район, г. Геническ, ул. Шуменская, д. 33, который не входит в перечень населенных пунктов Херсонской области, утвержденных для предоставления мер поддержки гражданам (копия решения прилагается).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 1876 "О реализации мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории" установлены правила и порядок предоставления субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в имущество публично-правовой компании "Фонд развития территорий" для предоставления финансовой поддержки в целях финансового обеспечения мероприятий по предоставлению единовременных выплат на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов, подтверждающих право гражданина на социальную выплату, жителям г. Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном массовом порядке на иные территории на постоянное место жительства.
Порядок и условия предоставления гражданам, покинувшим город Херсон и часть Херсонской области и прибывшим в экстренном порядке на территорию Республики Адыгея на постоянное место жительства, социальной выплаты на приобретение жилого помещения на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов установлен постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея "О реализации мероприятий по предоставлению единовременной выплаты на обзаведение имуществом и социальных выплат на приобретение жилых помещений на основании выдаваемых государственных жилищных сертификатов жителям города Херсона и части Херсонской области, покинувшим место постоянного проживания и прибывшим в экстренном порядке на территорию Республики Адыгея на постоянное место жительства" от 18 ноября 2022 г. N 296.
В соответствии с п. 3 Порядка предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, покинувшим г. Херсон и часть Херсонской области, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты совокупности следующих требований:
1) граждане после 24 февраля 2022 года покинули место постоянного проживания в городе Херсоне или части Херсонской области (в населенных пунктах Херсонской области по перечню, утверждаемому в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2022 года N 3099-р) и прибыли в Республику Адыгея на постоянное место жительства;
2) граждане до 1 декабря 2023 года (включительно) подали заявление на предоставление сертификата лично либо через представителя при условии представления доверенности на такого представителя, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
3) граждане по состоянию на 24 февраля 2022 года были зарегистрированы по месту жительства на территории города Херсона или части Херсонской области, указанной в подпункте 1настоящего пункта, и не были зарегистрированы по месту жительства на иной территории;
4) у гражданина, достигшего возраста 14 лет, имеется паспорт гражданина Российской Федерации, а в отношении ребенка в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении ребенка или нотариально заверенный перевод на русский язык свидетельства о рождении ребенка, выданного полномочным органом иностранного государства, с проставленной отметкой, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, либо паспорт (паспорта) родителя (родителей) с внесенными в паспорт (паспорта) родителя (родителей) сведениями о ребенке;
5) граждане ранее не реализовали право на обеспечение жилым помещением или улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставляемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или право на получение мер социальной поддержки граждан, предоставляемых в целях компенсации за утраченное жилье за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Адыгея является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея – п. 5 Порядка.
Согласно п. 17 Порядка уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня обращения гражданина или его представителя проводит проверку представленных заявления о перечислении социальной выплаты и документов на полноту, отсутствие противоречий (несоответствий) между содержащимися в них сведениями и принимает решение об их возврате в случае:
1) несоответствия заявления о перечислении социальной выплаты требованиям, установленным настоящим Положением;
2) представления гражданином или его представителем неполного перечня документов;
3) выявления противоречий (несоответствий) между сведениями, содержащимися в представленных заявлении о перечислении социальной выплаты и представленных документах.
Уполномоченный орган не позднее двух рабочих дней со дня поступления заявления о перечислении социальной выплаты и документов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, от гражданина или из МФЦ при необходимости обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения документов (сведений) о пригодности (непригодности) приобретаемого жилого помещения – п. 18 Порядка.
В силу п. 19 Порядка после получения ответов на запросы (межведомственные запросы), но не позднее пятнадцати рабочих дней со дня обращения гражданина или его представителя за перечислением социальной выплаты, уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
1) о перечислении социальной выплаты;
2) об отказе в перечислении социальной выплаты.
Пунктом 20 определено, что решение об отказе в перечислении социальной выплаты принимается уполномоченным органом в случае:
1) выявления в сведениях, содержащихся в представленных документах, противоречий (несоответствий), наличие которых свидетельствует о недостоверности всех или части представленных данных;
2) несоответствия приобретаемого жилого помещения требованиям, установленным настоящим Порядком;
3) выявления у гражданина несоответствия требованиям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка (в том числе в случае подачи заявления о перечислении социальной выплаты гражданином, решение о предоставлении социальной выплаты которому ранее принято уполномоченным органом иного субъекта Российской Федерации);
4) неподтверждения гражданами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, факта постоянного проживания в городе Херсоне или части Херсонской области, документами, указанными в подпунктах 2 - 3 пункта 6 настоящего Порядка (в том числе в случае подачи заявления о перечислении социальной выплаты гражданином, решение о предоставлении социальной выплаты которому ранее принято уполномоченным органом иного субъекта Российской Федерации).
Таким образом, поскольку в соответствии с приведенными Правилами, условием для предоставления жилищного сертификата и социальной выплаты является регистрация претендента по месту жительства в определенных населенных пунктах Херсонской области, а г. Геническ не входит в указанный перечень, то уполномоченный орган обоснованной отказал истцу в перечислении социальной выплаты.
Доводы истца о ее конституционном праве на свободу передвижения, в соответствии с которым она выбрала местом жительства с. Солонцы Алешкинского района Херсонской области (входящий в указанный перечень, что, по мнению, истца, предоставляет ей возможность воспользоваться указанной мерой социальной поддержки), суд считает несостоятельными ввиду того, что данное правило не применимо в спорном правоотношении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Хозинской Елены Витальевны к Министерству строительства транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о признании незаконным решения об отказе в перечислении социальной выплаты от 22.01.2024 года и обязании осуществить перечисление социальной выплаты по сертификату о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения № 95-674410 от 27.06.2023г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 08. 10.2024г.
Председательствующий -подпись- Г.А. Зубков
Уникальный идентификатор дела 01RS0004-01-2024-006471074
Подлинник находится в материалах дела № 2а-3508/2024 в Майкопском городском суде Республики Адыгея.