Дело №а-1-6408/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Калужский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи ФИО5
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге ДД.ММ.ГГГГ административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству труда и социальной защиты <адрес> о признании незаконным приказа,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, просила признать незаконным и отменить приказ Министерства труда и социальной защиты <адрес> №-П от ДД.ММ.ГГГГ в части включения её в список лиц, указанных в статье <адрес> «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение», у которых имеются обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации. В обоснование иска ссылается на неполноту проведенной проверки по вопросу признания ее нуждающейся в оказании содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, а также на то, что имеет постоянное место работы, задолженность по коммунальным платежам отсутствует.
ФИО1 в судебном заседании требования административного иска поддержала.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО3 ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями частей 1,5 статьи 5 Закона Калужской области от 25 октября 2012 года № 338-ОЗ «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение» по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, специально уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области в сфере управления и распоряжения областной собственностью обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а государственное учреждение Калужской области, в отношении которого специально уполномоченный орган исполнительной власти Калужской области в сфере управления и распоряжения областной собственностью осуществляет функции и полномочия учредителя, - заключить с данными лицами договор социального найма на находящиеся в оперативном управлении жилые помещения.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, государственное учреждение <адрес>, в отношении которого специально уполномоченный орган исполнительной власти <адрес> в сфере управления и распоряжения областной собственностью осуществляет функции и полномочия учредителя, заключает договор найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок неоднократно по решению уполномоченного органа исполнительной власти <адрес> по делам семьи, демографической и социальной политике. Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в статье 2 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, устанавливается <адрес>.
Постановлением Правительства Калужской области от 10 мая 2018 года № 283 утвержден Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в статье 2 Закона Калужской области «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение», содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Выявление обстоятельств осуществляется Министерством труда и социальной защиты <адрес>.
Так, в соответствии с п.п. 3-10 указанного Порядка, уполномоченный орган не позднее чем за 90 календарных дней до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения в целях принятия решения о наличии или отсутствии обстоятельств организует проведение проверки их наличия или отсутствия у нанимателя по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для детей-сирот.
В целях проведения проверки уполномоченный орган образует комиссию. Состав комиссии и положение о комиссии утверждаются уполномоченным органом.
Не позднее чем за 5 календарных дней до дня начала проведения проверки уполномоченный орган направляет детям-сиротам письменное уведомление о проведении проверки и необходимости представления документов, подтверждающих обстоятельства, по форме, разрабатываемой уполномоченным органом.
Документы представляются детьми-сиротами в уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления, указанного в пункте 5 настоящего Порядка.
В срок, не превышающий 15 календарных дней со дня поступления в уполномоченный орган документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, проводится заседание комиссии.
В ходе заседания комиссия устанавливает наличие (отсутствие) обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
По результатам заседания комиссии готовится протокол, а также заключение, содержащее вывод о наличии или отсутствии обстоятельств и о необходимости (отсутствии необходимости) заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок, которые направляются в уполномоченный орган.
В случае наличия обстоятельств уполномоченный орган на основании заключения комиссии не позднее чем за 30 календарных дней до окончания срока действия договора найма специализированного жилого помещения принимает решение о выявлении обстоятельств и заключении с детьми-сиротами договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
При отсутствии обстоятельств уполномоченный орган уведомляет об этом детей-сирот в течение 5 календарных дней со дня заседания комиссии.
Согласно пункту 3 Положения о комиссии по проверке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в статье 2 Закона Калужской области «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение», содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, в функции комиссии входят проведение проверки обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, при которых договор найма специализированного жилого помещения заключается на новый пятилетний срок (далее - обстоятельства), либо об отсутствии обстоятельств и подготовка заключения, содержащего вывод о наличии или отсутствии обстоятельств и о необходимости (отсутствии необходимости) заключения договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок.
Комиссия для осуществления своих функций имеет право, в том числе, запрашивать в установленном порядке в органах местного самоуправления <адрес> и организациях информацию по вопросам, входящим в их компетенцию, получать от них в установленном порядке необходимые материалы и информацию.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6» и ФИО1 был заключен договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в отношении <адрес> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик ссылается, что ДД.ММ.ГГГГ министерством ФИО1 было направлено письмо с информированием о том, что у неё истекает срок действия договора найма специализированного жилого помещения, в котором она проживает. Для принятия решения о наличии или отсутствии у неё обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, ФИО1 предложено предоставить в министерство следующие документы: копию документа, удостоверяющего личность; выписку из домовой книги; сведения о наличии или отсутствии задолженности за оплату коммунальных услуг (копии квитанций об оплате за коммунальные услуги); справку с места работы с указанием размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, вступившее в законную силу решение суда (в случае признания гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным) (при наличии); копии документов, подтверждающих наличие заболевания, инвалидности у детей-сирот, нахождение в организации системы здравоохранения (при наличии).
В судебном заседании административный истец отрицала факт получения данного документа.
Стороной административного ответчика суду доказательств направления указанного письма ФИО1 не представлено.
Также в письменном отзыве на иск административный ответчик ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по проверке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в статье <адрес> «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение», содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
По итогам заседания комиссии принято решение о наличии у ФИО1 обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания ему содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, так как на заседание комиссии ФИО1 не представила указанные выше документы.
10 апреля 2020 года министерством был издан приказ за № 474-П о наличии у Панасенковой В.В. обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания в соответствии со ст. 2 Закона Калужской области «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение», содействия в преодолении трудной жизненной ситуации».
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 указывает, что не имела и не имеет задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, имеет постоянное место работы в Городской Управе <адрес> и регулярный источник дохода.
Пояснения административного истца подтверждаются выпиской из финансового лицевого счета, справкой ПАО «КСК», справкой ООО «Газпром межрегионгаз Калуга», копией трудовой книжки, справкой управления городского хозяйства <адрес>, справками 2-НДФЛ за 2019 и 2020 годы, копиями квитанций об оплате коммунальных платежей.
Вышеперечисленные документы стороной ответчика при принятии оспариваемого приказа не учитывались и им оценка не давалась.
При этом уполномоченный орган инициировал проведение проверки с нарушением 90-дневного срока до окончания периода действия договора найма специализированного жилого помещения, доказательств направления ФИО1 в установленный Порядком срок уведомления о необходимости направления соответствующих документов суду не предоставлено. Самостоятельно комиссией какая-либо информация в уполномоченных органах не истребовалась.
Фактически оспариваемое решение о признании наличия обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания ФИО1 содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, было принято без исследования каких-либо документов.
Учитывая изложенное, а также конкретные обстоятельства, установленные в рамках рассмотрения настоящего дела, предоставленные административным истцом доказательства, суд приходит к выводу, что требование административного истца о признании незаконным приказа Министерства труда и социальной защиты Калужской области № 474-П от 10 апреля 2020 года в части включения административного истца в список лиц, указанных в статье 2 Закона Калужской области «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение, у которых имеются обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации» является обоснованным.
Судебная защита права истца в ситуации, когда вопрос о признании его нуждающимся в оказании содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, по существу рассмотрен не был, должна быть предоставлена соответственно характеру нарушения. Такой защитой в данном случае будет являться возложение на административного ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав ФИО1
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> №-░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ <░░░░░> «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░1, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░7
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.