Дело № 2-6381/2020 Дело № 33-2996/2020
Судья Кузьмина М.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Пуховой Е.В., судей Кычкиной Н.А., Бережновой О.Н., с участием прокурора Бурнашевой А.А., при секретаре Кузьмине Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск
02 ноября 2020 года
апелляционную жалобу представителя ответчика Захарова Н.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2020 г., которым по делу по иску Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о возложении обязанности по разработке проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Саккырыр» и согласовать в установленном порядке с органами государственной власти,
п о с т а н о в л е н о :
Частично удовлетворить иск Якутского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» о разработке проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома (Тикси) и согласовании в установленном порядке с органами государственной власти.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации разработать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Тикси и согласовать, в установленном порядке с органами государственной власти.
Обязать федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» в установленном действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки принять меры по содействию Министерству обороны Российской Федерации для согласования в установленном порядке с оранами государственной власти проекта решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тикси».
В остальной части иска-отказать.
Заслушав доклад судьи Пуховой Е.В., выслушав пояснения прокурора Бурнашовой А.А., представителя ответчика Соркомова Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Якутский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКП «Аэропорты Севера» о возложении обязанности разработать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродрома «Тикси».
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика ФКП «Аэропорты Севера» Захаров Н.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой указывает, что они являются ненадлежащими ответчиками. Действующим законодательством не предусмотрена их обязанность по разработке и согласованию проекта решения. Суд вышел за пределы заявленных требований. Просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в иске в отношении ФКП «Аэропорты Севера» отказать.
Судебная коллегия, ознакомившись с материалами дела и доводами апелляционной жалобы, выслушав пояснения прокурора Бурнашевой А.А., представителя ответчика ФКП «Аэропорты Севера» Соркомова Н.В., приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что первоначально транспортный прокурор обратился в суд с иском к ФКП «Аэропорты Севера» с требованием о разработке проект решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Тикси и согласовать с органами исполнительной власти.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что аэродром Тикси относится к государственному аэродрому, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, а филиалу «Аэропорт Тикси» ФКП «Аэропорты Севера»и разрешено совместное базирование в указанном аэродроме.
В связи с чем прокурором исковые требования были уточнены и прокурор просил проект решения обязать разработать Министерство обороны Российской Федерации, а согласование проекта решения с органами государственной власти возложить на ФКП «Аэропорты Севера».
Судом в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Суд, исследовав материалы дела, представленные доказательства, установив, что Министерство обороны Российской Федерации в нарушении норм Федерального законодательства не разработал и не утвердил в установленном порядке проект решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Тикси и и не согласовал его с органами государственной власти в установленном порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460.
В указанной части суд признал требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Решение суда в данной части не обжалуется.
Вместе с тем, установив, что ФКП «Аэропорты Севера» не является оператором аэродрома государственной авиации Тикси, но учитывая, что филиалу Тикси разрешено совместное базирование на аэродроме государственной авиации Тикси, обязал ФКП «Аэропорты Севера» принять меры по содействию Министерству обороны Российской Федерации в согласовании проект решения в установленном порядке с органами государственной власти без правового обоснования.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может и доводы апелляционной жалобы находит обоснованными.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.08.2007 года № 1034-р утвержден перечень аэродромов совместного базирования Российской Федерации.
В соответствии с данным перечнем аэродром Тикси является аэродромом государственной авиации. Федеральным органом государственной власти, организацией, в ведении которых находится аэродром, является Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно п.4 Правил установления приаэродромной территории проект решения подготавливается оператором аэродрома, которым является в данном случае Министерство обороны Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного суд обосновано возложил на оператора аэродрома обязанность по разработке проекта решения и согласовании с органами государственной власти.
Однако как следует из материалов дела транспортный прокурор в уточненных требованиях просил проект решения обязать разработать и утвердить Министерство обороны Российской Федерации, а согласование с органами государственной власти возложить на ФКП «Аэропорты Севера» при этом ссылаясь на п.12 Правил установления приаэродромной территории, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 года № 1460.
Согласно п. 12 Правил в отношении аэродрома совместного базирования или аэродрома совместного использования решение утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме или которые осуществляют совместное использование аэродрома.
Согласно Уставу федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» предприятие является юридическим лицом, со своим балансом, расчетным счетом, печатью.
Действующим законодательством не возложена обязанность юридического лица согласовывать проект решения с федеральными органами исполнительной власти, которым разрешено совместное базирование на аэродроме, также юридическое лицо не является органом исполнительной власти, которому разрешено совместное базирование.
Таким образом, п. 12 Правил установления приаэродромной территории не возлагает обязанности по согласованию проекта решения на юридическое лицо Федеральное казенное предприятия «Аэропорты Севера».
При таких обстоятельствах, в указанной части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 326, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Якутского городского суда РС(Я) от 18 августа 2020 года по данному делу отменить частично в отношении Федерального казенного предприятия «Аэропорты Севера» и принять новое решение, которым в иске Якутского транспортного прокурора к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Севера» об обязано согласовать проект решения по установлению приаэродромной территории аэродрома Тикси в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 года № 1460, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории незамедлительно по вступлении в законную силу решения суда – отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Е.В. Пухова
Судьи Н.А. Кычкина
О.Н.Бережнова