Дело № 2-4976/2024
УИД 18RS0003-01-2024-008330-42
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 сентября 2024 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дресвянниковой А.С.,
при секретаре Матросове И.А.,
с участием старшего помощника Удмуртского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры Лаптевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Удмуртского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации к ФИО1 о признании судно не подлежащим государственному и техническому надзору и исключении его из реестра маломерных судов,
установил:
Удмуртский транспортный прокурор, выступая в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с названным иском к ФИО1, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации при регистрации прав на маломерные суда, в ходе которой было установлено, что в настоящее время на учете в Центре ГИМС Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике в реестре маломерных судов находится маломерное судно массой до 200 кг и мощностью двигателей до 8 киловатт, которое не подлежит государственной регистрации, в частности лодка надувная гребная «Дельфин-2», 2004 года постройки, бортовой <номер>. Собственником данного судна является ответчик. Учитывая, что в соответствии со ст. 3 КВВТ РФ указанное несамоходное судно к маломерным судам фактически не относится, соответственно, не может являться объектом надзора Центра ГИМС ГУ МЧС России по Удмуртской Республики и состоять на регистрационном учете маломерных судов, поскольку подлежит учету в иных реестрах. До настоящего времени собственником спорное маломерное судно к освидетельствованию не предъявлялось. Судовладелец судна не инициирует процедуру снятия его с регистрационного учета из реестра маломерных судов со сдачей судового билета и не обращается с соответствующим заявлением в уполномоченные органы. В связи с вышеизложенным, спорная лодка подлежит исключению из реестра маломерных судов, поскольку регистрация плавучего объекта в качестве маломерного судна нарушает интересы Российской Федерации в части соблюдения установленного федеральным законодательством порядка регистрации судов, а также не позволяет в должной мере осуществлять контроль и надзор за их эксплуатацией, в том числе за выполнением требований безопасности судоходства должностными лицами государственного портового контроля, что создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
На основании вышеизложенного, просил суд признать судно - лодку надувную гребную «Дельфин-2», 2004 года постройки, бортовой <номер>, принадлежащую ФИО3, не подлежащей государственному и техническому надзору в государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, и подлежащей ее исключению из реестра маломерных судов. Одновременно просил возложить обязанность на ответчика по вступлению в законную силу решения суда обратиться в установленном порядке в государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России с заявлением о снятии регистрационного учета маломерных судов лодки надувной гребной «Дельфин-2», 2004 года постройки, бортовой <номер> Признании недействительным судового билета <номер>, выданный ответчику на судно - лодки надувной гребной «Дельфин-2», 2004 года постройки, бортовой <номер>
Представитель истца старший помощник Удмуртского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратуры ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить. В обоснование сослалась на обстоятельства, изложенные в заявлении.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, с согласия представителя истца, определил рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Удмуртской Республики – ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковым заявлением согласилась, просила иск удовлетворить.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Удмуртской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения законодательства при регистрации прав на маломерные суда.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) настоящий кодекс регулирует отношения, возникающие между организациями внутреннего водного транспорта Российской Федерации, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами, другими физическими и (или) юридическими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, и определяет их права, обязанности и ответственность.
Маломерным судном признается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (ст. 3 КВВТ РФ).
На основании пункта 1 статьи 16 КВВТ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
При этом, в силу пункта 1.1 статьи 16 КВВТ РФ не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
Пунктом 2 ст. 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации определено, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2022 N 132 "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и Положения о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 N 820, а также о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции: осуществляет государственный надзор за маломерными судами; осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах; проводит классификацию и освидетельствование маломерных судов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; осуществляет классификацию маломерных судов на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов"; оказывает государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов; оказывает государственную услугу по аттестации на право управления маломерными судами, включающую в себя проверку теоретических знаний и практических навыков по судовождению и выдачу удостоверения на право управления маломерным судном; осуществляет учет маломерных судов и ведение реестра маломерных судов, государственный учет выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании; проводит в установленном порядке регулярные проверки маломерных судов на соответствие техническим нормативам выбросов в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ; осуществляет учет аварий и происшествий с маломерными судами, несчастных случаев с людьми на объектах, указанных в подпунктах "б" - "д" пункта 4 настоящего Положения (далее - поднадзорные объекты), сбор и обработку информации в области безопасности людей на водных объектах; осуществляет учет поднадзорных объектов; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников Государственной инспекции по маломерным судам по профилю их профессиональной деятельности; осуществляет планирование и проведение разъяснительной и профилактической работы среди населения по обеспечению безопасности людей на водных объектах и предупреждения аварийности маломерных судов, учет профилактических мероприятий; осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции; представляет в соответствии с законодательством Российской Федерации в налоговые органы сведения о маломерных судах, зарегистрированных и исключенных из реестра маломерных судов, и лицах, на которые зарегистрированы эти маломерные суда; участвует в поиске и спасании людей на водных объектах; участвует в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; участвует в разработке нормативных правовых актов и технических регламентов в области пользования маломерными судами и безопасности людей на водных объектах.
В соответствии с п. п. 4 п. 16 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденного Приказом МЧС России от 15.08.2021 N 566, результатом предоставления государственной услуги является: при исключении маломерного судна из реестра маломерных судов - внесение в реестр маломерных судов сведений об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов.
При исключении маломерного судна из реестра маломерных судов должностное лицо ГИМС МЧС России: вносит соответствующую информацию в реестр маломерных судов; формирует судовой билет с информацией об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов; формирует свидетельство об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов.
В ходе судебного заседания установлено, что принадлежащая ФИО1 лодка надувная гребная «Дельфин-2», 2004 года постройки, бортовой <номер> не отвечает признакам маломерного судна, предусмотренным п. 1.1 ст. 16 КВВТ РФ, в связи с чем, не подлежит государственной регистрации в реестре маломерных судов.
Поскольку собственник спорной лодки каких-либо действий для снятия данного судна с учета маломерных судов и его исключения из реестра маломерных судов не предпринимает, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, в части признании спорного судна не подлежащим государственному и техническому надзору и подлежащим исключению из реестра маломерных судов, а также возложении обязанности на ответчика по вступлению в законную силу решения суда обратиться в установленном порядке в государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России с заявлением о снятии регистрационного учета маломерных судов спорной лодки надувной гребной и признании недействительным судового билета ГС № ВСБ, выданный ответчику на судно - лодки надувной гребной.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 233 - 235 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░-2», 2004 ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>), ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░-2», ░░░░░░░░ <░░░░░> 2004 ░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░-2», ░░░░░░░░ <░░░░░>, 2004 ░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░