Производство № 2а-51/2021
УИД 28RS0012-01-2021-000050-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2021 года п. Магдагачи
Амурская область
Магдагачинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи В. Е. Белорукова,
при секретаре Т. Н. Овчинниковой,
с участием помощника прокурора Магдагачинского района Амурской области Шереметьева Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Магдагачинского района Амурской области к отделу судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, заместителю старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Магдагачинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация Магдагачинского района обратилась в Магдагачинский районный суд с административным исковым заявлением к отделу судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, заместителю старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Магдагачинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. Административное исковое заявление обосновано следующим.
Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 2 ст. 112 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнение истцом исполнительного документа было невозможно вследствие следующих обстоятельств.
Решением Магдагачинского районного суда по гражданскому делу № 2-141/2020 исковые требования прокурора Магдагачинского района, о возложении на администрацию Магдагачинского района обязанности устранить нарушения закона путем выделения необходимых бюджетных средств в МОКУ Гудачинская ООШ для выполнения следующих мероприятий:
- оснащение школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- оснащение школы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На сегодняшний день в целях выполнения вышеуказанных требований в рамках закона Амурской области от 12.12.2019 № 449-03 «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам», Порядка формирования, предоставления и распределения субсидий, Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций, предусмотренных приложением № 26 к| государственной программе «Развитие образования Амурской области», утвержденной постановлением правительства Амурской области от 25.09.2013 № 448 между министерством образования и науки Амурской области и администрацией Магдагачинского района заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Магдагачинского района на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций (общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования).
В 2020 году согласно расходному расписанию №395 от 03.06.2020 выделено 1160500 рублей.
Частично исполнены решения суда по школам поселка Магдагачи №1, 2, 3, детский сад Сказка, школы в поселках Сиваки и Ушумун.
Соответственно данных средств на исполнение решения суда в полном объеме не хватило.
В связи с чем, исполнить решение Магдагачинского районного суда в отношении МОКУ Гудачинская ООШ в настоящее время не представляется возможным.
В связи с отсутствием достаточных средств в районном бюджете, администрация Магдагачинского продолжит работу по взаимодействию с правительством Амурской области в рамках дальнейшего софинансирования мероприятий указанных в решении суда.
На 15 января 2021 года по гражданскому делу № 2-141/2020 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.08.2021.
Умысла в злостном неисполнении вышеуказанного решения суда у администрации Магдагачинского района нет.
Просит суд освободить истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 15.01.2021 №28011/21/887410 полностью.
Представитель административного истца - администрации Магдагачинского района Амурской области, Административные ответчики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, причина неявки неизвестна.
Помощник прокурора Магдагачинского района в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленного административного искового требования.
Согласно ч.2 ст.358 КАС РФ заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления заявления в суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения заявления.
Выслушав помощника прокурора Магдагачинского района Амурской области, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Согласно ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.12 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе, взыскивать исполнительский сбор.
Согласно ч.1 ст.105 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно положениям ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, решением Магдагачинского районного суда от 16 июня 2020 года по гражданскому делу 2-141/2020 по иску прокурора Магдагачинского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Магдагачинского района, муниципальному общеобразовательному казенному учреждению Гудачинская основная общеобразовательная школа, о возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований законодательства о противодействии терроризму на администрацию Магдагачинского района возложена обязанность в срок до 01.08.2020 устранить нарушения закона путем выделения необходимых бюджетных средств в МОКУ Гудачинская ООШ для выполнения следующих мероприятий:
- оснащение школы системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;
- оснащение школы системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На основании исполнительного листа серии ФС № 027956953, выданного 23.10.2020 Магдагачинским районным судом Амурской области, 04 декабря 2020 года заместителем старшего судебного пристава ОСП по Магдагачинскому району в отношении должника Администрации Магдагачинского района Амурской области возбуждено исполнительное производство №146732/20/28011-ИП, предмет исполнения возложить на администрацию Магдагачинского района обязанность до 01.08.2020 устранить нарушения закона путем выделения необходимых бюджетных средств в МОКУ Гудачинская ООШ. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не исполнен, постановлением заместителя старшего судебного пристава ОСП по Магдагачинскому району от 15.01.2021 №28011/21/887410 с должника администрации Магдагачинского района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
В обоснование доводов об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора представитель административного истца ссылается на отсутствие денежных средств в бюджете муниципального района на исполнение решения суда в полном объеме. Несмотря на то, что получена субсидия из областного бюджета по всем образовательным учреждениям Магдагачинского района, денежных средств на исполнение решения суда в полном объеме оказалось недостаточным.
На сегодняшний день в целях исполнения решения суда между министерством образования и науки Амурской области и администрацией Магдагачинского района заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету Магдагачинского района на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по противопожарной и антитеррористической защищенности муниципальных образовательных организаций (общеобразовательных организаций, дошкольных образовательных организаций, организаций дополнительного образования). При этом, частично профинансированы мероприятия по исполнению решений суда в отношении школ поселков Магдагачи, Сиваки и Ушумуна, а также детского сада «Сказка». Данные обстоятельства подтверждены материалами дела.
Кроме этого, 11 января 2021 года администрация Магдагачинского района обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения Магдагачинского районного суда от 16.06.2020. Определением суда от 15.01.2021 администрации Магдагачинского района предоставлена отсрочка исполнения решения до 31.08.2021.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.
Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.
В судебном заседании установлено, что на момент получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства собственные денежные средства на выполнение мероприятий по оснащению образовательных организаций района средствами антитеррористической защищенности у него отсутствовали, финансирование из областного бюджета для выполнения данных мероприятий оказалось недостаточным. Таким образом, у административного истца отсутствовала объективная возможность своевременного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, при этом органом местного самоуправления были предприняты необходимые меры для исполнения решения суда, проводится работа по взаимодействию с Правительством Амурской области в рамках дальнейшего софинансирования мероприятий, указанных в решении суда.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Магдагачинскому району от 15.01.2021 №280011/21/887410 по исполнительному производству №146732/20/28011-ИП.
Согласно ч.8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление администрации Магдагачинского района Амурской области к отделу судебных приставов по Магдагачинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Амурской области, заместителю старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Магдагачинскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить в полном объеме.
Освободить администрацию Магдагачинского района Амурской области от взыскания исполнительского сбора по постановлению заместителя старшего судебного пристава ОСП по Магдагачинскому району от 15 января 2021 года №28011/21/887410 по исполнительному производству №146732/20/28011-ИП.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Мотивированное решение составить 10 февраля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Магдагачинского районного суда Амурской области
В. Е. Белоруков