РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 сентября 2015 года
Федеральный Саянский районный суд Красноярского края в с. Агинское
в составе: председательствующего судьи Захаровой Л.В.,
с участием помощника прокурора Саянского района Красноярского края Максимовой Е.В.,
при секретаре Хохловой Ю.А.,
с участием истицы Максимовой О.И.,
представителя ответчика МО Гладковский сельсовет Гришиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-323/2015 по иску Максимовой О.И. к администрации Гладковского сельсовета о признании распоряжения главы Гладковского сельсовета об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда, предоставлении дней отпуска
УСТАНОВИЛ
Максимова О.И. обратилась в суд с иском к администрации Гладковского сельсовета о признании распоряжения главы Гладковского сельсовета об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула, компенсации морального вреда, мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора № работала главным бухгалтером Гладковского сельсовета. Распоряжением главы Гладковского сельсовета № 13-р от ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с нарушением требований ч.2 ст. 11, ст.15 ФЗ № 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе в РФ», ч.1 ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в связи с утратой доверия. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, распоряжением № 09-р от ДД.ММ.ГГГГ отпуск по уходу за ребенком продлен до трёх лет, до ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ по выходу из декретного отпуска распоряжением № 12-р она приступила к выполнению должностных обязанностей главного бухгалтера Гладковского сельсовета. ДД.ММ.ГГГГ глава Гладковского сельсовета Чуб В.В. в своем кабинете в присутствии секретаря ознакомила с распоряжением о её увольнении с ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с утратой доверия, а именно, в связи с не предоставлением ею сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего. Увольнение считает незаконным, так как процедура по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулированию конфликта интереса не была соблюдена, ее (Максимову) под роспись не уведомили о дате и времени проведения комиссии, протокол не велся, объяснения не истребованы, глава сельсовета Чуб В.В. в своем кабинете, в присутствии К.Л.В. сообщила о её (Максимовой) увольнении. При получении трудовой книжки с записью увольнения «в связи с утратой доверия» она не может устроиться на работу, данная запись затрагивает ее честь и достоинство, порочит ее как законопослушного работника, что отразилось на её нравственном страдании. Просит суд распоряжение главы Гладковского сельсовета об увольнении в связи с утратой доверия признать незаконным, восстановить на работе в должности главного бухгалтера Гладковского сельсовета, обязать главу начислить и выплатить заработную плату за вынужденный прогул с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ от истицы Максимовой О.И. поступило заявление об уточнении исковых требований, в котором просит обязать ответчика, после восстановления на работе, предоставить отпуск за период с 25 июня по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 19 дней.
ДД.ММ.ГГГГ от истицы Максимовой О.И. в суд поступило дополнительное исковое заявление, в котором просит взыскать с ответчика администрации Гладковского сельсовета заработную плату за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 38 428 рублей 88 копеек.
В судебном заседании истица Максимова О.И. исковые требования поддержала частично, по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что в период с 2012 г. по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком, о предоставлении в данном случае сведений о доходах не знала, об этом её работодатель не уведомлял, несмотря на то, что в сельсовет являлась ежемесячно, включительно до ДД.ММ.ГГГГ в связи с получением детского пособия. По выходу с отпуска на работу, 06 и ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен отпуск без содержания в связи с семейными обстоятельствами, ДД.ММ.ГГГГ она отработала полный рабочий день по должности, вечером этого же дня глава Гладковского сельсовета Чуб В.В. объявила о её увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в связи с утратой доверия, а именно, в связи с непредоставлением декларации в период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Просит признать распоряжение об увольнении главы сельсовета незаконным, так как процедура по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулированию конфликта интереса не была соблюдена, ее (Максимову) под роспись не уведомили о дате и времени проведения комиссии, протокол не велся, объяснения не истребованы, просит восстановить в прежней должности главного бухгалтера, взыскать заработную плату за период вынужденного прогула в размере: 41 427 рублей 60 копеек. Требования о предоставлении неиспользованного отпуска в количестве 19 дней и компенсации морального вреда 20000 рублей не поддерживает.
Представитель ответчика глава Гладковского сельсовета Гришина С.Н. иск признала полностью, просит его удовлетворить.
В судебном заседании глава Гладковского сельсовета, действующий до выборов, до ДД.ММ.ГГГГ Чуб В.В. пояснила, что через супруга ответчицы в 2014 году под роспись уведомили истицу о необходимости передать сведения о доходах в 2014 году. Заявление на Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, она (Чуб) не передавала, Комиссия не собиралась, так как не было кворума, на Комиссии данный вопрос не рассматривался. Объяснение от ответчицы не отбиралось, в присутствии трёх работников уведомила ответчицу, что ей направлялись письма о необходимости представить декларацию, бланки декларации ей не направлялись. Считает, Максимова О.И. уволена с соблюдением законодательства, Положение не содержит запрета на увольнение муниципального служащего работодателем без решения Комиссии. При увольнении, Максимовой О.И. выплачен расчет, в который включены 19 дней отпуска. Считает, моральный вред ответчице не причинен. Считает, требования истицы не подлежат удовлетворению, её права не нарушены.
Суд, выслушав участников процесса, заключение помощника прокурора Саянского района Максимову Е.В., полагавшего иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ истица Максимова О.И. работала в должности главного бухгалтера в Гладковском сельсовете с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно Реестра должностей, утвержденного <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О реестре должностей муниципальной службы», занимаемая истицей должность относится к муниципальной должности.
Судом установлено, что Максимова О.И. с ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком, по достижении ребенком возраста 3 лет, с ДД.ММ.ГГГГ приступила к выполнению обязанностей по муниципальной должности главного бухгалтера сельсовета на основании распоряжения главы Гладковского сельсовета № 12-р от ДД.ММ.ГГГГ г.
Согласно табеля учета рабочего времени, Максимовой О.И. 06 и ДД.ММ.ГГГГ предоставлены дни отдыха без содержания.
Согласно распоряжения № 13-р от ДД.ММ.ГГГГ главы Гладковского сельсовета Чуб В.В., истица Максимова О.И. с ДД.ММ.ГГГГ уволена с муниципальной должности главного бухгалтера администрации Гладковского сельсовета в связи с утратой доверия по п.7.1 ч.1 ст.81 ТК РФ.
Допрошенная в судебном заседании бывший работодатель истца Чуб В.В. пояснила, что истица уволена в связи с непредставлением сведений о доходах за 2014 год, что является для муниципального служащего обязательным.
В дело представителем ответчика представлена Должностная инструкция бухгалтера, с которой главный бухгалтер Максимова О.И. ДД.ММ.ГГГГ ознакомлена под роспись, согласно данной инструкции, бухгалтер несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в пределах, установленных трудовым законодательством, законодательством РФ и законами <адрес> о муниципальной службе, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Указанные сведения представляются в порядке и сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст. 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.
Исходя из п.3 ч.1 ст. 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных трудовым кодексом РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. ст. 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ч.1 ст. 13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений. Пунктом 3 ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлены требования к порядку проведения процедуры привлечения муниципальных служащих к ответственности и устанавливает необходимость наличия следующих документов: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы, службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в Комиссию; объяснений муниципального служащего; иных материалов.
В силу ч.1 ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» при применении взысканий, предусмотренных ст. ст. 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитывается характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Аналогичные требования содержатся в ст. 11.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в <адрес>».
Так, согласно указанной статьи, взыскания, предусмотренные ст. ст. 14.1, 15 и 27 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», применяются представителем нанимателя (работодателем) на основании материалов, перечисленных в ст. 27.1 указанного Федерального закона.
Взыскания, предусмотренные п.1 настоящей статьи, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее 6 месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
В Акте о применении к муниципальному служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается часть 1 или 2 ст. 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Копия Акта о применении к муниципальному служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, вручается муниципальному служащему под расписку в течение 5 дней со дня издания соответствующего акта.
Муниципальный служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в Комиссию муниципального органа по служебным спорам или в суд.
Судом установлено, что в Гладковском сельсовете создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, что подтверждается постановлением администрации Гладковского сельсовета № 05-П от ДД.ММ.ГГГГ. Данным постановлением утвержден состав Комиссии, Положение о Комиссии.
Согласно п. 3 Положения о Комиссии, основанием для проведения заседания комиссии является, в том числе, представление Главы Гладковского сельсовета о представлении муниципальным служащим недостоверных сведений или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Председатель Комиссии в течение 3 дней назначает заседание комиссии, организует ознакомление муниципального служащего и других лиц, участвующих в заседании комиссии с информацией, поступившей в сельсовет и результатами проверки информации. На заседании Комиссии заслушиваются пояснения муниципального служащего, других участников Комиссии, рассматриваются материалы по существу предъявляемых муниципальному служащему претензий, дополнительные материалы. По итогам рассмотрения вопроса о невозможности по объективным причинам предъявить сведения о доходах, Комиссия принимает решение, которое оформляется протоколом и подписывается членами комиссии. Комиссия может признать причину непредставления муниципальным служащим сведений о доходах объективной и уважительной; признать причину не уважительной и рекомендовать муниципальному служащему принять меры по представлению указанных сведений; признать причину непредставления не объективной и являющейся способом уклонения от представления указанных сведений и рекомендовать главе Гладковского сельсовета применить к муниципальному служащему конкретную меру ответственности.
Судом установлено, что указанные выше требования закона бывшим работодателем истца при его увольнении со службы не были соблюдены.
Так, ни протокол заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Гладковского сельсовета <адрес> и урегулированию конфликта интересов от Чуб В.В., рассматривающей вопрос по факту непредставления Максимовой О.И. сведений о доходах, ни акты об увольнении, содержащие сведения о том, что при применении к истцу взыскания учитывались обстоятельства, перечисленные в приведенных выше правовых нормах, суду ответчиком не представлены.
Данный факт не оспаривался в суде ответчиком бывшим работодателем истца Чуб В.В., которая пояснила, что на Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Гладковского сельсовета <адрес> и урегулированию конфликта интересов данный вопрос не рассматривался.
Кроме того, вопреки требованиям ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 11.<адрес> «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в <адрес>»,
по смыслу которых проведение проверки информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения кадровой службой муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений является обязательным, такая проверка кадровой службой ответчика проведена не была.
Суду не представлен протокол заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Гладковского сельсовета и урегулированию конфликта интересов, с наличием сведений о заслушивании доклада о результатах такой проверки.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком процедуры увольнения истца.
А поэтому, требования истицы Максимовой О.И. о признании незаконным распоряжения главы Гладковского сельсовета № 13-р от ДД.ММ.ГГГГ и её восстановлении на работе в прежней муниципальной должности главного бухгалтера Гладковского сельсовета подлежат удовлетворению.
Так как суд истицу восстанавливает на работе, суд считает, что в трудовой книжке истицы необходимо внести изменения в записи в трудовой книжке: после последней записи № от ДД.ММ.ГГГГ «уволена в связи с утратой доверия по п.7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ с муниципальной должности главного бухгалтера администрации Гладковского сельсовета (нарушение требований ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»), совершить запись «запись № от ДД.ММ.ГГГГ недействительна».
В силу п. 2 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы, предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.
При рассмотрении вопроса о взыскании среднего заработка, суд учитывает, что истица три года, предшествующие увольнению не работала, так как находилась в отпуске по уходу за ребенком, ей заработная плата не начислялась, суд учитывает заработную плату, согласно штатному расписанию за 2015 год.
Согласно штатному расписанию на период с ДД.ММ.ГГГГ, заработная плата главного бухгалтера Гладковского сельсовета составляет 16492 рубля 80 копеек в месяц.
За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вынужденный прогул составляет 53 рабочих дня, поэтому размер заработной платы за время вынужденного прогула составил: 16492,80:22х х 53 = 39 732 рубля 65 копеек (тридцать девять тысяч семьсот тридцать два) рубля 65 копеек.
Поскольку истица требования о предоставлении дней отпуска и о компенсации морального вреда не поддержала, суд полагает в этой части исковые требования не удовлетворять.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Максимовой О.И. удовлетворить частично.
Признать распоряжение главы Гладковского сельсовета № 13-р от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Максимовой О.И. в связи с утратой доверия по п.7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ с муниципальной должности главного бухгалтера администрации Гладковского сельсовета (нарушение требований ч.2 ст. 11, ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») - незаконным.
Восстановить Максимову О.И. на работе на муниципальной должности главного бухгалтера администрации Гладковского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
Обязать администрацию Гладковского сельсовета внести изменения в записи в трудовой книжке Максимовой О.И.: после последней записи № от ДД.ММ.ГГГГ «уволена в связи с утратой доверия по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ с муниципальной должности главного бухгалтера администрации Гладковского сельсовета (нарушение требований ч.1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») совершить запись: «запись № от ДД.ММ.ГГГГ недействительна».
Взыскать с администрации Гладковского сельсовета в пользу Максимовой О.И. заработную плату за время вынужденного прогула 39 732 (тридцать девять тысяч семьсот тридцать два) рубля 65 копеек.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Саянский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: