г.Волжск 01 июня 2015 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Гайнутдиновой А.С., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора РМЭ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Обшиярское сельское поселение» Волжского муниципального района об обязании провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
Установил:
Волжский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, указывая, что Волжской межрайонной прокуратурой РМЭ проведена проверка исполнения законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд администрацией Муниципального образования «Обшиярское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ, в результате которой выявлены нарушения.
В силу п.п.8, 23 ч.1 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.6 ст.3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» муниципальным заказчиком признается муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.80 ФЗ № 44-ФЗ в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее по тексту предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее по тексту перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок. Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора. В случае, если до даты проведения предварительного отбора в перечне поставщиков остался один участник закупки, перечень поставщиков подлежит обновлению не позднее чем через сорок пять дней с даты исключения предпоследнего участника закупки из этого перечня поставщиков.
По смыслу положений ФЗ № 44-ФЗ указанная выше обязанность должна выполняться заказчиком независимо от того, существует ли на настоящий момент необходимость в закупке товаров в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем в ходе проверки установлено, что положения ФЗ № 44-ФЗ, предусматривающие обязанность проведения муниципальными заказчиками предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, администрацией Муниципального образования «Обшиярское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ, выступающей в качестве муниципального заказчика товаров, работ и услуг, необходимых для решения вопросов местного значения, не исполняется, что является грубым нарушением действующего законодательства в сфере размещения муниципального заказа.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции являются признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Бездействие администрации Муниципального образования «Обшиярское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ, выражающееся с несоблюдении единого порядка размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушает единство экономического пространства на территории Российской Федерации при осуществлении закупок для муниципальных нужд, препятствует эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществлению закупок, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в обозначенной сфере.
Выявленные в ходе проведенной межрайонной прокуратурой проверки нарушения могут повлечь за собой в дальнейшем совершение коррупционных правонарушений путем обхода обязательных норм действующего законодательства при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
Не проведение муниципальным заказчиком предварительного отбора участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией Муниципального образования «Обшиярское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ, выступающей в качестве муниципального заказчика товаром, работ и услуг, необходимых для решения вопросов местного значения, в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, так и в результате совершения террористического акта, которые могут в короткие сроки поставить необходимые товары, способно повлечь увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, а также размера причиненного материального ущерба.
Волжский межрайонный прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования «Обшиярское сельское поселение» Волжского муниципального района РМЭ в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести предварительный отбор участников закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по результатам которого составить перечень поставщиков, в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок с соблюдением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В судебном заседании помощник Волжского межрайонного прокурора Лощинина Н.О. отказалась от исковых требований к администрации Муниципального образования «Обшиярское сельское поселение» Волжского муниципального района об обязании провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с добровольным исполнением исковых требований.
Помощник Волжского межрайонного прокурора Лощинина Н.О. суду представила письменное заявление, которое приобщено к материалам дела.
Представитель ответчика администрации Муниципального образования «Обшиярское сельское поселение» Волжского района Веденькин В.В. согласен на прекращение производства по делу в связи с отказом помощника Волжского межрайонного прокурора Лощининой Н.О. от иска.
Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.
Суд принимает отказ помощника Волжского межрайонного прокурора Лощининой Н.О. от иска, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с п.3 ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
Последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.ст.39,173,220,221 ГПК РФ, разъяснены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.39, 173, 220, 221 ГПК РФ, суд
Определил:
Принять отказ Волжского межрайонного прокурора от иска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Обшиярское сельское поселение» Волжского муниципального района об обязании провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,
Производство по гражданскому делу по иску Волжского межрайонного прокурора РМЭ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Обшиярское сельское поселение» Волжского муниципального района об обязании провести предварительный отбор участников размещения заказа в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - прекратить в связи с отказом истца от иска и принятия его судом.
Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд РМЭ через Волжский городской суд РМЭ в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения.
Судья: А.С.Гайнутдинова