Дело (УИД) № 19RS0011-01-2024-001398-19
Производство № 2-1066/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
рп. Усть-Абакан Республики Хакасия 23 августа 2024 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Борец С.М.,
при секретаре Граф Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Анисимовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Усть-Абаканского поссовета Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что по результатам прокурорской проверки безопасности дорожного движения выявлены недостатки в виде наличия на проезжих частях выбоин и просадок асфальтобетонного покрытия проезжей части, превышающие допустимые размеры, в р.п. Усть-Абакан по ул. Октябрьская, Волкова, Пацаева, Суворова, Российская, Грузинская, что является нарушением п.п. 5.1.2, 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля». 15.03.2024 главе Усть-Абаканского поссовета внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, которое до настоящего времени не исполнено. Невыполнение администрацией Усть-Абаканского поссовета требований законодательства о безопасности дорожного движения может привести к аварийным ситуациям, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просил обязать администрацию Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия в срок до 31.12.2024 устранить недостатки технического состояния автомобильных дорог в виде выбоин и просадок асфальтобетонного покрытия по ул. Октябрьская, Волкова, Пацаева, Суворова, Российская, Грузинская р.п. Усть-Абакан.
В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Абаканского района РХ Анисимова Н.В. исковые требования уточнила, пояснила, что по ул. Российская и Октябрьская в настоящее время недостатки дорожного покрытия устранены. Просила суд обязать Администрацию Усть-Абаканского поссовета в срок до 31.12.2024 устранить недостатки технического состояния автомобильных дорог в виде выбоин и просадок асфальтобетонного покрытия в р.п. Усть-Абакан по ул. Волкова в районе домов №№ 2, 3, по ул. Пацаева в районе домов №№ 1, 2, 3, 5А, по ул. Суворова в районе домов №№ 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, по ул. Грузинская в районе домов №№ 31, 33, 35, 38 Б, 40А, 42.
Представитель ответчика администрации Усть-Абаканского поссовета Можарова Т.Ю. исковые требования признала, просила предоставить срок для исполнения решения суда до 01.07.2025.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району РХ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительности причин отсутствия не сообщили, о рассмотрении дела без их участия не ходатайствовали.
В соответствии со ст. 167 гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Статьями 7, 41 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей, каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с п. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожно деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормами Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены и перечислены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные ст. 13 Федерального закона № 131 – ФЗ, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления, реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84 - ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляется дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) определено, что дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Под дорожной деятельностью согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу ст. 14 Федерального закона № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Согласно ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, нам экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (п. 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля»).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что содержание автомобильных дорог на территории Усть-Абаканского поссовета является обязанностью администрации Усть-Абаканского поссовета.
В судебном заседании установлено, что 15.03.2024 прокурором Усть-Абаканского района главе Усть-Абаканского поссовета направлено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, в котором указано, что прокуратурой выявлены недостатки в виде наличия на проезжих частях выбоин и просадок асфальтобетонного покрытия проезжей части, превышающие допустимые размеры, в р.п. Усть-Абакан по ул. Октябрьская, Волкова, Пацаева, Суворова, Российская, Грузинская, что является нарушением п.п. 5.1.2, 5.2.4, 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».
Согласно ответу главы Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района от 04.04.2024, ямочный ремонт на вышеперечисленных дорогах запланирован на период времени до 01.09.2024.
В настоящее время по ул. Российская и Октябрьская рп. Усть-Абакан недостатки дорожного покрытия администрацией устранены, что подтверждается актом совместной проверки от 21.08.2024.
Из материалов дела следует и фактически не оспорено стороной ответчика, что до настоящего времени администрацией Усть-Абаканского поссовета не устранены недостатки в виде наличия на проезжих частях выбоин и просадок асфальтобетонного покрытия, превышающие допустимые размеры, в рп. Усть-Абакан по ул. Волкова в районе домов №№ 2, 3, по ул. Пацаева в районе домов №№ 1, 2, 3, 5А, по ул. Суворова в районе домов №№ 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, по ул. Грузинская в районе домов №№ 31, 33, 35, 38 Б, 40А, 42, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание временной период, необходимый для подготовки соответствующих документов, для выполнения ответчиком заявленных требований и реальную возможность их выполнения, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика совершить определенные действия в срок до 01.07.2025, полагая, что указанный срок для исполнения решения является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия в срок до 01.07.2025 устранить недостатки технического состояния автомобильной дороги в виде наличия на проезжих частях выбоин и просадок асфальтобетонного покрытия, превышающие допустимые размеры, в р.п. Усть-Абакан по ул. Волкова в районе домов №№ 2, 3, по ул. Пацаева в районе домов №№ 1, 2, 3, 5А, по ул. Суворова в районе домов №№ 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, по ул. Грузинская в районе домов №№ 31, 33, 35, 38 Б, 40А, 42.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд в Верховный суд Республики Хакасия.
Председательствующий С.М. Борец
Мотивированное решение составлено и подписано 29 августа 2024 года.
Председательствующий С.М. Борец