Решение от 19.04.2021 по делу № 8Г-4374/2021 [88-5727/2021] от 25.02.2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                        №88-5727/2021

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Санкт-Петербург                                         19 апреля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи Шевчук Т.В.,

судей Рогожина Н.А., Замарацкой Е.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                 №2-46/2020 по иску Васильевой М.В., действующей в интересах недееспособной Васильевой Н.В., к администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, Васильевой Е.В. о признании отдельной семьей, права быть признанной нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, права на предоставление отдельного жилого помещения, об обязаниии предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по кассационной жалобе Васильевой М.В., действующей в интересах недееспособной Васильевой Н.В., на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 08 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Васильева М.В., действующая в интересах недееспособной          Васильевой Н.В., обратилась в суд с иском к администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области, Васильевой Е.В., в котором просила признать Васильеву Н.В. отдельной семьей, признать право быть признанной нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признать право на предоставление отдельного жилого помещения, об обязании ответчика предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

Решением Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 10 июня 2020 года Васильева Н.В. признана отдельной семьей от Васильевой Е.В. и Васильевой И.В., за Васильевой Н.В. признано право быть признанной нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, признано право на предоставление отдельного жилого помещения. В удовлетворении требований к администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области об обязаниии предоставить жилое помещение во внеочередном порядке отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 08 декабря 2020 года решение Лодейнопольского городского суда Ленинградской области от 10 июня 2020 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении иска Васильевой М.В. отказано.

В кассационной жалобе Васильева М.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 08 декабря 2020 года, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

В возражениях на жалобу представитель администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области критикует доводы жалобы истицы и содержится просьба об оставлении обжалуемого судебного постановления без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Васильевой М.В., судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении жалобы.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Васильева Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., признана недееспособной.

Опекуном Васильевой Н.В. на основании постановления главы администрации Мо Лодейнопольский район Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № назначена Васильева М.В.

Васильева Н.В. является получателем пенсии по инвалидности, ЕДВ, а также компенсации лицам, осуществляющим уход.

Согласно справке о регистрации в квартире по адресу: <адрес>, в квартире зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ Васильева Е.В. (наниматель), с ДД.ММ.ГГГГ Васильева М.В. (Мать), Васильева Н.В. (сестра), Васильев И.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р.(сын).

<данные изъяты> квартира имеет общую площадь <данные изъяты> кв.м., жилую <данные изъяты> кв.м.

Васильева Н.В. обращалась в администрацию Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области с заявлением о признании семьи малоимущей и принятии Васильевой Н.В. составом семьи <данные изъяты> человек на учет нуждающейся в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области № Васильевой Н.В. отказано в признании нуждающейся в жилых помещениях (пункт 4.1. постановления) ввиду обеспечения жилой площадью на каждого члена семьи (4 человека) более учетной нормы 10 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ Васильева Н.В. обращалась с заявлением о принятии на учет нуждающихся в администрацию муниципального образования Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, в заявлении о принятии на учет указывала, что она и члены ее семьи не относятся к категориям граждан, имеющим право на получение жилья вне очереди.

Предъявляя настоящий иск, Васильева Н.В. указала, что проживает с матерью, отдельно от сестры и ее семьи.

Васильева Н.В. состоит на учете у невролога в ГБУЗ «Лодейнопольская МБ», имеет диагноз <данные изъяты>, является инвалидом <данные изъяты> группы.

Названное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения от 30 ноября 2012 г. N 987н, действующий с 1 января 2018 г.

Отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции указал, что для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после ДД.ММ.ГГГГ), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.

Как видно из дела, на момент принятия решения Васильева Н.В. может быть признана малоимущей как получающая пенсию по инвалидности, поскольку в деле содержатся доказательства, подтверждающие данное обстоятельство, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что сам по себе факт возможности признания малоимущей без обращения в орган самоуправления в заявлением о проживании разными семьями, документами, отсутствия решения о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях не влечет предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Учитывая, что постановка на учет носит заявительный характер, истец вправе обратиться с заявлением принятии на учет нуждающихся, указав основания и представив соответствующие документы, в том числе о том, что в квартире проживают разные семьи.

То обстоятельство ДД.ММ.ГГГГ Васильева М.В. (мать заявителя) обращалась в администрацию с заявлением о принятии на учет нуждающихся составом семьи 1 человек (сама) не влечет вывод об обращении Васильевой Н.В. с соответствующим заявлением и предоставлении ей необходимых документов.

Более того, суд апелляционной инстанции указал, что Васильева Н.В. не обжаловала своевременно постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, как Васильева М.В. не обжаловала постановление об отказе в принятии ее на учет.

Вместе с тем, судом апелляционной инстанции не учтено следующее.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем лишь в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г. (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).

Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.

Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 1 января 2005 г., действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

В силу пункта 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Между тем судом апелляционной инстанции не учтено, что исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления гражданину жилого помещения вне очереди по предусмотренному данной нормой основанию необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса Перечне.

На основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин, и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Следовательно, из указанных норм следует, что на соответствующий учет может быть принят и не малоимущий гражданин, но относящийся к определенной законом категории - имеющий хроническое заболевание, указанное в Приложении к Приказу Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".

Суд апелляционной инстанции не указал, по каким основаниям им не принято во внимание обращение Васильевой Н.В. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с приложением документов, свидетельствующих о наличии у нее заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, сведения о зарегистрированных в квартире, то есть право на внеочередное получение жилья.

Установив наличие оснований для признания нуждающейся Васильевой Н.В. в жилом помещении, суд апелляционной инстанции отказал в защите нарушенного права, указав на избрание истицей ненадлежащего способа защиты и необходимости обжалования постановления органа местного самоуправления об отказе в принятии на учет.

Вместе с тем, избранный истицей способ защиты нарушенного права о признании нуждающейся в жилом помещении и обязании предоставить жилое помещение вне очереди не противоречит требованиям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем, заявленные требования подлежали разрешению по существу.

Учитывая, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

    Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

    определила:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 08 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

8Г-4374/2021 [88-5727/2021]

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТМЕНЕНО апелляционные ПОСТАНОВЛЕНИЕ с ВОЗВРАЩЕНИЕМ ДЕЛА НА НОВОЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РАССМОТРЕНИЕ
Истцы
Васильева Марина Владимировна
Ответчики
Администрация МО Лодейнопольского муниципального района Ленинградской области
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Шевчук Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
19.04.2021Судебное заседание
19.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее