Дело №2-2275/2021
УИД 78RS0011-01-2021-002052-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 13 мая 2021 года
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Плиско Э.А.
при секретаре Губадовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гуркина Александра Николаевича к МТУ Росимущества в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, ПАО «Сбербанк» о восстановлении срока для принятия наследства, признании права собственности на наследственное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Гуркин А.Н. обратился в суд с иском к ответчику о восстановлении срока принятия наследства, мотивируя тем, что 29.03.2020 года умерла ФИО1, сыном которой является истец, после чего открылось наследство в виде денежных средств, находящихся на счетах, открытых в ПАО «Сбербанк» на имя наследодателя. Истец в установленный законом срок к нотариусу не обратился, фактически наследство не принял, так как не знал о наличии наследственного имущества. С учетом данных обстоятельств, истец просил восстановить ему срок для принятия наследства и признать право собственности на денежные средства, находящиеся на счетах, открытых в ПАО «Сбербанк» на имя ФИО1
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, истец в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в адрес суда какие-либо ходатайства, в том числе об отложении рассмотрения дела, об оказании содействия в истребовании доказательств не поступали, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФИО1 приходится матерью Гуркину А.Н,; 30.03.2020 года отделом записи актов гражданского состояния Администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области составлена запись акта о смерти ФИО1 29.03.2020 года.
В соответствии со ст.1154 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с требованиями ст. 1152, 1154 и части 3 ст. 1155 ГК РФ принятие наследства выражается в фактическом вступлении наследника во владение наследственным имуществом и в подаче нотариальному органу заявления о принятии наследства, при этом наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Указанный срок может быть восстановлен судом, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил срок по другим уважительным причинам, и при условии, если наследник обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Согласно материалам дела, истец с заявлением о принятии наследства в установленный срок к нотариусу не обращался; наследственное дело после ФИО1 не заводилось.
Согласно доводам искового заявления, истец своевременно не обратился за принятием наследства, так как не знал о наличии наследственного имущества.
Оценивая данные обстоятельства суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения исковых требований, поскольку каких-либо доказательств наличия уважительной причины пропуска срока для принятия наследства суду не представлено.
Указанными выше нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предоставлено суду право восстановить наследнику срок для принятия наследства только в случае представления последним доказательств не только тому обстоятельству, что он не знал об открытии наследства - смерти наследодателя (ст. 1113 ГК РФ), но и не должен был знать об этом событии по объективным, не зависящим от него обстоятельствам. В силу положения п. 1 ст. 1155 ГК РФ при отсутствии хотя бы одного из этих условий срок на принятие наследства, пропущенный наследником, восстановлению судом не подлежит.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 №9 "О судебной практике по делам о наследовании" требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что отсутствуют доказательства наличия совокупности условий, предусмотренных п. 1 ст. 1155 ГК РФ и разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ, при которых возможно восстановление срока для принятия наследства и признание наследника принявшим наследство. При этом истцом в обоснование требований приведено отсутствие сведений о наследственном имуществе, что, как прямо разъяснено Верховным Судом Российской Федерации, не является основанием к восстановлению срока для принятия наследства.
Исключительных и препятствующих своевременной реализации прав наследника обстоятельств судом не установлено, истцом не приведено.
Распределенное бремя доказывания в рамках правоотношений сторон с учетом предмета иска и обстоятельства, подлежащие установлению и доказыванию, разъяснены сторонам определением суда от 08.04.2021 года, однако стороной истца какие-либо дополнительные доказательства не представлялись. Иных доводов об уважительных причинах пропуска срока принятия наследства истцом не приведено.
Таким образом, в нарушение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока для принятия наследства, свидетельствующих об исключительности обстоятельств, не позволивших истцу в течение указанного периода вступить в права наследства, не представлено.
При таких обстоятельствах, когда совокупность обстоятельств, установленных законом для восстановления срока принятия наследства, отсутствует, оценив представленные доказательства, с учетом положений ст.56, ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оснований для восстановления срока для принятия наследства, не имеется.
При этом суд учитывает, что в том случае, если истцом совершены действия по фактическому принятию наследства (ч.2 ст.1153 Гражданского кодекса Российской Федерации), он не лишен возможности реализовать права наследника, обратившись с соответствующим требованием об установлении юридического факта принятия наследства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гуркину А.Н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 13.05.2021г.