в„–2Р°-1065/18
32RS0021-01-2018-001558-43
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
21 ноября 2018 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего СЃСѓРґСЊРё Рвановой Рќ.Рџ.,
при секретаре судебного заседания Конончук Е.В.,
с участием помощника Новозыбковского межрайонного прокурора Ляшковой Т.М.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Новозыбковского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° РІ интересах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рѕ признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося РІ РЅРµ размещении РІ сети В«Рнтернет» обязательной информации Рѕ деятельности органа местного самоуправления Рё РѕР± обязании устранить нарушения,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Новозыбковский межрайонный РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ, действующий РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 39 РљРђРЎ Р Р¤ обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рѕ признании незаконным бездействия Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области, выразившегося РІ РЅРµ размещении РІ сети В«Рнтернет» обязательной информации Рѕ деятельности органа местного самоуправления Рё РѕР± обязании устранить нарушения.
Р’ обоснование заявленных требований ссылается РЅР° то, что РІ соответствии СЃ требованиями Федерального закона в„– 8-ФЗ РѕС‚ 09.02.2009 РіРѕРґР° В« РћР± обеспечении доступа Рє информации Рѕ деятельности государственных органов Рё органов местного самоуправления» распоряжением Шеломовской сельской администрации в„–27 РѕС‚ 01.08.2017 РіРѕРґР°, утвержден Перечень информации Рѕ деятельности органа местного самоуправления - Шеломовского сельского поселения, размещаемой РІ сети В«Рнтернет». Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием своего сайта РІ сети В«Рнтернет», информация Рѕ деятельности Шеломовского сельского поселения размещается РЅР° официальном сайте муниципального образования «Новозыбковский район» www.adminnovzraion.ru.
Р’ С…РѕРґРµ проведенной Межрайпрокуратурой проверки соблюдения законодательства РѕР± обеспечении доступа Рє информации Рѕ деятельности органов местного самоуправления, РІ Шеломовской сельской администрации выявлены нарушения, выразившиеся РІ РЅРµ размещении РІ сети В«Рнтернет» обязательной информации Рѕ деятельности органов местного самоуправления РІ соответствии СЃ требованиями СЃС‚. 13 Федерального закона в„– 8-ФЗ РѕС‚ 09.02.2009 РіРѕРґР° В« РћР± обеспечении доступа Рє информации Рѕ деятельности государственных органов Рё органов местного самоуправления», Р° именно:
- РІ РЅРµ размещении Шеломовской сельской администрации РЅР° сайте Новозыбковского района РІ сети В«Рнтернет» нормативных правовых актов, включая сведения Рѕ внесении РІ РЅРёС… изменений, признании РёС… утратившими силу, Р° также сведений Рѕ государственной регистрации муниципальных правовых актов, что установлено РїРѕРґРї. Рђ Рї. 2 С‡. 1 СЃС‚. 13 вышеназванного закона;
- в не размещении информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что установлено подп. В п.2 ч.1 ст. 13 вышеназванного закона;
- в не размещении информации о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, что установлено п.5 ч.1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года ;
- в не размещении информации о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе обзоров обращений, а также обобщенной информации о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах, что установлено подп. В п.9 ч.1 ст. 13 вышеназванного закона.
В результате бездействие Шеломовской сельской администрации нарушается гарантированное статьей 29 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга граждан Российской Федерации на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации.
В судебном заседании помощник Новозыбковского межрайпрокурора Ляшкова Т.М. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, в представленном им в суд заявлении исковые требования признает, просит установить 3-х месячный срок для размещения информации, дело рассмотреть без его участия.
Суд, выслушав доводы административного истца, позицию административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статьей 3 Федерального закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гарантированы свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
Федеральный закон от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
РћРґРЅРёРј РёР· СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРІ обеспечения доступа Рє информации Рѕ деятельности органом местного самоуправления согласно С‡.2 СЃС‚. 6 Закона N 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации Рѕ своей деятельности РІ сети "Рнтернет".
Р’ силу С‡.1 СЃС‚. 10 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации Рѕ своей деятельности используют сеть "Рнтернет", РІ которой создают официальные сайты СЃ указанием адресов электронной почты, РїРѕ которым пользователем информацией может быть направлен запрос Рё получена запрашиваемая информация. Р’ случае если орган местного самоуправления РЅРµ имеет возможности размещать информацию Рѕ своей деятельности РІ сети "Рнтернет", указанная информация может размещаться РЅР° официальном сайте субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Рнформация Рѕ деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих РІ муниципальный район, может размещаться РЅР° официальном сайте этого муниципального района.
Рнформация Рѕ нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает РІ себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые РІ соответствующем РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
Статьями 13,14 Закона N 8-ФЗ установлены требования Рє объему Рё периодичности размещаемой РІ сети "Рнтернет" информации Рѕ деятельности органов местного самоуправления.
Состав информации Рѕ деятельности государственных органов Рё органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами РІ сети В«Рнтернет», определен частью 1 статьи 13 Закона в„– 8-ФЗ.
В силу ч.7 ст. 14 Закона N 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Р’ соответствии СЃ С‡.8 СЃС‚. 14 Закона N 8-ФЗ РїСЂРё утверждении перечней информации Рѕ деятельности государственных органов Рё органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации РІ сети "Рнтернет", СЃСЂРѕРєРё ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации Рё защиты пользователями информацией СЃРІРѕРёС… прав Рё законных интересов, Р° также иные требования Рє размещению указанной информации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2011 года N 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27 ноября 2008 года Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Новозыбковской межрайонной прокуратурой РІ рамках осуществления надзора Р·Р° исполнением требований законодательства РѕР± обеспечении доступа Рє информации Рѕ деятельности органов местного самоуправления, проведена проверка РІ Шеломовской сельской администрации, РІ результате которой выявлены нарушении, выразившиеся РІ РЅРµ размещении РІ сети В«Рнтернет» обязательной информации Рѕ деятельности органов местного самоуправления.
Р’ состав обязательной информации, размещаемой органами государственной власти Рё местного самоуправления РІ сети В«Рнтернет» Федеральным законом в„– 8-ФЗ включены:
- информация о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; (подп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ);
- информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (подп. «в» п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ);
- информация о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях (п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ);
- информация о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе обзоры обращений, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах (подп. «в»п. 9 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ).
Распоряжением Шеломовской сельской администрации РѕС‚ 01.08.2017 в„– 27-СЂР° утвержден Перечень информации Рѕ деятельности органов местного самоуправления Шеломовского сельского поселения, размещаемой РІ сети В«Рнтернет» (далее - Перечень) (Р».Рґ. 19).
Р’ соответствии СЃ пунктом 2.1 Перечня муниципальные правовые акты, изданные органами местного самоуправления, включая сведения Рѕ внесении РІ РЅРёС… изменений, признании РёС… утратившими силу, признании РёС… СЃСѓРґРѕРј недействующими, Р° также сведения Рѕ государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов РІ случаях, установленных законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации размещаются РІ сети В«Рнтернет» еженедельно Рё обновляются каждую пятницу (Р».Рґ20).
Рнформация Рѕ размещении заказов РЅР° поставки товаров, выполнение работ, оказание слуг для муниципальных РЅСѓР¶Рґ (Рї.2.3 Перечня) размещается РІ сети В«Рнтернет» РїРѕ мере размещения заказов РІ СЃСЂРѕРєРё, предусмотренные законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (Р».Рґ.20).
Рнформация результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления РІ пределах РёС… полномочий, Р° также Рѕ результатах проверок, проведенных РІ органе местного самоуправления (Рї. 5 Перечня), размещается РІ сети В«Рнтернет» РїРѕ мере проведения проверок, обновляется РІ течение 20 рабочих дней СЃ момента утверждения соответствующего результата проверки (Р».Рґ.21).
Обзоры обращений граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах, должны поддерживаться в актуальном состоянии и обновляться 1 раз в год (п. 9.3 Перечня).
В соответствии с п. 1 ст. 21 Устава Шеломовского сельского поселения в структуру органов местного самоуправления муниципального образования входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - Шеломовская сельская администрация. Возглавляет Шеломовскую сельскую администрацию глава Шеломовского сельского поселения, руководящий ею на принципах единоначалия, и исполняющий также полномочия председателя Шеломовского сельского Совета народных депутатов (п. 3 ст. 28 Устава Шеломовского сельского поселения).
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием своего сайта РІ сети В«Рнтернет» информация Рѕ деятельности органов местного самоуправления Шеломовского сельского поселения размещается РЅР° официальном сайте муниципального образования «Новозыбковский район» www.adminnovzraion.ru.
Шеломовской сельской администраций вышеуказанная информация размещена РІ сети В«Рнтернет» РЅРµ РІ полном объеме.
РџРѕ состоянию РЅР° 30.10.2018 РіРѕРґР° РЅР° сайте муниципального образования «Новозыбковский район» РІ сети В«Рнтернет» www.adminnovzraion.ru отсутствует информация Рѕ проверках, проведенных РІ Шеломовской сельской администрации, РІ том числе Рѕ результатах РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРёС… проверок, РІ частности - Рѕ проверке, РїРѕ результатам которой было внесено представление РѕС‚ 28.06.2018 в„– 48/2018).
Полностью отсутствует информация о закупках товаров, работ, услуг.
РџСЂРё этом, согласно сведениям Реестра контрактов, заключенных заказчиками (размещен РЅР° официальном сайте Единой информационной системы РІ сфере закупок РІ сети В«Рнтернет» zakupki.gov.ruШеломовской сельской администрацией только РІ 2017, 2018 годах произведены 5 закупок Рё заключены контракты РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–.
Также РЅР° сайте Новозыбковского района РІ сети В«Рнтернет» размещена неактуальная редакция Устава Шеломовского сельского поселения. Текст устава приведен без последующих изменений, какие-либо отметки Рѕ внесении РІ него изменений РІ Уставе отсутствуют.
В разделе «Устав» помимо текста Устава муниципального образования размещен текст решения Шеломовского сельского Совета народных депутатов о внесении изменений в Устав от 04.12.2014 № 4/2, однако сведения о государственной регистрации Устава сельского поселения и указанного решения о внесении в него изменений отсутствуют.
При этом, согласно ч. 8 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В связи с этим, отсутствует возможность получения на указанном сайте достоверной информации о действующей редакции устава муниципального образования и действующих решениях о внесении в него изменений.
Муниципальные правовые акты, изданные Шеломовской сельской администрацией, размещены на сайте не в полном объеме: полностью отсутствую постановления за истекший период 2018 года, за 2013 год.
Наличие принятых за данный период нормативных правовых актов подтверждается представленными в межрайпрокуратуру перечнями постановлений Шеломовской сельской администрации за указанный период.
Сведения о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе обзоры обращений, а также обобщенная информация о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах полностью отсутствует.
Приведенные обстоятельства указывают на ненадлежащее осуществление должностными лицами Шеломовской сельской администрации возложенных на нее полномочий и на нарушение основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, определенных статьей 4 Федерального закона N 8-ФЗ: открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
В результате бездействие Шеломовской сельской администрации нарушается гарантированное статьей 29 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга граждан Российской Федерации на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации.
Поскольку имеющимися в деле доказательствами подтверждено невыполнение администрацией Шеломовского сельского поселения требований ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», суд находит административное исковое заявление Новозыбковского межрайпрокурора подлежащим удовлетворению с установлением срока для исполнения решения суда 3 месяца.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административное исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Шеломовской сельской администрации, выразившееся РІ РЅРµ размещении РІ сети В«Рнтернет» полной Рё достоверной информации Рѕ деятельности органов местного самоуправления сельского поселения.
Обязать Шеломовскую сельскую администрацию РІ течение трех месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу разместить РЅР° сайте Новозыбковского района РІ сети Рнтернет www.adminnovzraion.ru полную Рё достоверную информацию Рѕ деятельности Шеломовской сельской администрации РІ соответствии СЃ требованиями СЃС‚. 13 Федерального закона РѕС‚ 09.02.2009 N 8-ФЗ "РћР± обеспечении доступа Рє информации Рѕ деятельности государственных органов Рё органов местного самоуправления":
- нормативные правовые акты, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов;
- информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- информацию о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления;
- информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе обзоры обращений, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Новозыбковский городской суд.
РЎСѓРґСЊСЏ Рќ.Рџ. Рванова