Решение по делу № 2а-159/2020 от 15.01.2020

                       Дело № 2а –159/2020

УИД №10RS0017-01-2020-000040-56

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2020 года г. Сортавала

Сортавальский городскойсуд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Ратомской Е.В.,

с участием:

административного истца – помощника прокурора г.Сортавала А.с.М.Магомадова,

представителя административного ответчика Администрации Сортавальского городского поселения – Корсаковой Е.А.,

представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии города Сортавала – В.Ф.Денисова,

при секретаре Тигинян Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-159/2020 по административному иску прокурора города Сортавала, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сортавальского городского поселения о защите избирательных прав,

установил:

Административное исковое заявление подано по тем основаниям, что в ходе проверки деятельности администрации Сортавальского городского поселения прокуратурой города Сортавала выявлены нарушения законодательства в сфере подготовки и проведения выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения.

Решением Территориальной избирательной комиссии города Сортавала от 17.12.2019 №132/360-3 «О назначении досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва» на 01.03.2020 назначены досрочные выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения. Указанное решение опубликовано в газете «Ладога-Сортавала» 20.12.2019 №55. Решением Территориальной избирательной комиссии города Сортавала от 17.12.2019 № 132/361-3 «Об утверждении расчета сметы на подготовку и проведение досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатным избирательным округам 01.03.2020» утвержден расчет сметы на подготовку и проведение указанных выборов в размере 1330 тыс. рублей. 27.12.2019 Территориальной избирательной комиссией города Сортавала письмами № 01-09/81 и № 01-09/82 в администрацию Сортавальского городского поселения направлены решение от 17.12.2019 № 132/360-3 «О назначении досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва», обоснование расчета сметы на подготовку и проведение выборов, а также сведения о расчетном счете, открытом в расчетно-кассовом центре города Сортавала Отделения - Национального банка по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации для перечисления денежных средств. Письмом от 27.12.2019 № 3948-01/2-40 администрацией Сортавальского городского поселения в перечислении денежных средств на обеспечение финансирования выборов в органы местного самоуправления финансировании отказано.

Административный истец полагает, что бездействие администрации Сортавальского городского поселения является незаконным, ставит под угрозу проведение местных выборов. Территориальной избирательной комиссии города Сортавала необходимо в кратчайший срок заказать бюллетени, подготовить информационные материалы, напечатать списки избирателей, вести прием документов от кандидатов, организовать работу участковых избирательных комиссии, оплатить труд штата.

Ссылаясь на положения ч.2 ст.32 Конституции РФ, преамбулу Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.1 ст.57 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.1 ст.41 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 № 683-ЗРК «О муниципальных выборах в Республике Карелия», п.5 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 239, 244, 188 КАС РФ, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Сортавальского городского поселения; обязать администрацию Сортавальского городского поселения перечислить на счет территориальной избирательной комиссии города Сортавала денежные средства местного бюджета в сумме 1 330 000 рублей 00 копеек на подготовку и проведение досрочных выборов депутатов Сортавальского городского поселения пятого созыва, которые должны состояться 01.03.2020; обратить решение суда к немедленному исполнению, так как решение непосредственно затрагивает избирательные права неопределенного круга граждан, а проведение выборов назначено на 01.03.2020, поэтому при наличии апелляционных жалоб сторон данное решение может оказаться невозможным для исполнения.

В судебном заседании административный истец представил заявление об уточнении требований. Пояснил, что до судебного заседания администрация частично исполнила свои обязательства по перечислению денежных средств на счет территориальной избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов 01.03.2020 года. Просил признать незаконным бездействие администрации Сортавальского городского поселения и обязать администрацию Сортавальского городского поселения перечислить на счет территориальной избирательной комиссии города Сортавала денежные средства местного бюджета в сумме 740 000 рублей 00 копеек на подготовку и проведение досрочных выборов депутатов Сортавальского городского поселения пятого созыва, которые должны состояться 01.03.2020; обратить решение суда к немедленному исполнению. На требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Корсакова Е. административный иск не признала. Пояснила, что в бюджете поселения на 2019 год средств на проведение выборов не имелось. В бюджет на 2020 год были заложены средства в сумме 590000 руб., исходя из имеющихся сведений о затратах на проведение выборов в Совет в 2017 году. Администрация является исполнительным органом, а утверждение изменений в бюджет относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. Учитывая отсутствие Совета Сортавальского городского поселения, внесение изменений в бюджет невозможно. 16.01.2020 года Администрацией на счет ТИК г.Сортавала перечислены денежные средства в сумме 590000 руб. Полагает, что в сложившейся ситуации недостающие средства на проведение выборов должны быть выделены из бюджета субъекта в соответствии с положениями Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Просила в иске отказать.

Представитель заинтересованного лица председатель ТИК г. Сортавала Денисов В.Ф. требования прокурора поддержал. Полагал, что администрация намеренно препятствует проведению выборов в Совет Сортавальского городского поселения.

Правительство Республики Карелия, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица представило отзыв на административный иск, требования прокурора поддерживают. Ссылку административного ответчика на положения Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" полагает несостоятельной, поскольку он, согласно п.2 ч.1 Закона, применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч.5 ст.239 КАС РФ, избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.

В силу ч.6 ст.239 КАС РФ, прокурор в порядке, установленном настоящей главой, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных настоящей статьей, частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В силу п.5 ч.1 ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в части организационного и материально-технического обеспечения подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Исходя из ч.1 ст.57 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета). Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

Согласно ст.11 Бюджетного кодекса РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

В силу ст.15 Бюджетного кодекса РФ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

На основании ч.10 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении (п.2) находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно ч.2 ст.73 Федерального закона №131-ФЗ, полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.

Установлено, что 02.12.2019 года принят Закон Республики Карелия № 2411-ЗРК «О роспуске Совета Сортавальского городского поселения».

Решением Территориальной избирательной комиссии города Сортавала от 17.12.2019 №132/360-3 «О назначении досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва» на 01.03.2020 назначены досрочные выборы депутатов Совета Сортавальского городского поселения. Указанное решение опубликовано в газете «Ладога-Сортавала» 20.12.2019 №55.

Решением Территориальной избирательной комиссии города Сортавала от 17.12.2019 № 132/361-3 «Об утверждении расчета сметы на подготовку и проведение досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатным избирательным округам 01.03.2020» утвержден расчет сметы на подготовку и проведение указанных выборов в размере 1330 тыс. рублей.

27.12.2019 Территориальной избирательной комиссией города Сортавала письмами № 01-09/81 и № 01-09/82 в администрацию Сортавальского городского поселения направлены решение от 17.12.2019 № 132/360-3 «О назначении досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва», обоснование расчета сметы на подготовку и проведение выборов, а также сведения о расчетном счете, открытом в расчетно-кассовом центре города Сортавала Отделения - Национального банка по Республике Карелия Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации для перечисления денежных средств.

Письмом от 27.12.2019 № 3948-01/2-40 администрацией Сортавальского городского поселения в перечислении денежных средств на обеспечение финансирования выборов в органы местного самоуправления финансировании отказано в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете Сортавальского городского поселения на 2019 год на проведение выборов и невозможностью внесения изменений в бюджет при отсутствии представительного органа местного самоуправления.

Решением Совета Сортавальского городского поселения от 13.12.2018 № 72 подтверждается отсутствие в бюджете поселения на 2019 год денежных средств на проведение выборов, при этом, из выписки из бюджета Сортавальского городского поселения на 2020 год следует, что на 2020 год в бюджете предусмотрены денежные средства в размере 590000 руб. на проведение и подготовку выборов и референдумов.

16.01.2020 года администрацией Сортавальского городского поселения перечислено на счет ТИК г. Сортавала 590000 руб. на подготовку и проведение досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатным избирательным округам 01.03.2020.

Таким образом, с учетом вышеназванных правовых норм, суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика по возникшему спору, поскольку при отсутствии или недостаточности в бюджете городского поселения бюджетных ассигнований на проведение и подготовку выборов осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом, возможно лишь после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете представительным органом муниципального образования. Изменение решения о бюджете, утвержденном представительным органом муниципального образования иным образом- недопустимо, так как приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования, и являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования, как она определена Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 2 части 10 статьи 35) и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.

Вместе с тем, реализация гарантированного частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления не может быть поставлена в зависимость от отсутствия соответствующего финансирования.

На момент рассмотрения настоящего спора требования ч.1 ст.57 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются нарушенными, так как денежные средства в объеме утвержденной сметы на подготовку и проведение досрочных выборов депутатов Совета Сортавальского городского поселения пятого созыва по одномандатным избирательным округам 01.03.2020 на счет ТИК г. Сортавала не поступили.

Согласно ч.1 ст.244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, с возложением на администрацию Сортавальского городского поселения обязанности перечислить денежные средства местного бюджета в сумме 740 000 рублей 00 копеек на счет территориальной избирательной комиссии города Сортавала на подготовку и проведение досрочных выборов депутатов Сортавальского городского поселения пятого созыва, которые должны состояться 01.03.2020 года.

При этом, ссылку административного ответчика на положения Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и на статью 41 Закона Республики Карелия от 27.06.2003 N 683-ЗРК "О муниципальных выборах в Республике Карелия" как на основание для финансирования предстоящих выборов за счет средств бюджета Республики Карелия суд полагает несостоятельной, основанной на неправильном понимании норм материального права.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению. В случае отсутствия в настоящем Кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Принимая во внимание ходатайство прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению, исходя из характера спора, суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск прокурора города Сортавала, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сортавальского городского поселения о защите избирательных прав – удовлетворить частично.

Обязать администрацию Сортавальского городского поселения перечислить денежные средства местного бюджета в сумме 740 000 рублей 00 копеек на счет территориальной избирательной комиссии города Сортавала на подготовку и проведение досрочных выборов депутатов Сортавальского городского поселения пятого созыва, которые должны состояться 01.03.2020 года.

В остальной части в административном иске отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Ратомская

Мотивированное решение суда изготовлено 18.01.2020

2а-159/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокуратура города Сортавала
Ответчики
Администрация Сортавальского городского поселения
Другие
Правительство РК
ТИК г.Сортавала
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Судья
Ратомская Елена Викторовна
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
15.01.2020Регистрация административного искового заявления
15.01.2020Передача материалов судье
16.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2020Судебное заседание
17.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Дело оформлено
18.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее