Судья Леккерева И.С. |
№33-1449/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2017 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.
судей Савельевой Н.В., Душнюк Н.В.
при секретаре Губиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 16 января 2017 г. по иску Железновой К. И., Железнова В. В., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Железнова В. В., к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Савельевой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Железнова К.И., Железнов В.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Железнова В.В., обратились в суд с иском по тем основаниям, что согласно ордеру № от 17.01.1996, выданному Министерством обороны РФ в лице квартирно-эксплуатационной части Петрозаводского района, жилое помещение по адресу: (.....), было предоставлено Железновой К.И. и членам ее семьи. Железнова К.И., Железнов В.В. и несовершеннолетний Железнов В.В. зарегистрированы в указанной квартире, которая является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны РФ. В 2002 году истцы, ранее не участвовавшие в приватизации, обратились в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» с заявлением о приватизации указанной квартиры. Однако в приватизации квартиры им было отказано. На этом основании просили признать за ними право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: (.....), в равных долях.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласны истцы. В апелляционной жалобе просят его отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование жалобы указывают, что судом сделан ошибочный вывод о том, что спорная квартира является служебной, проигнорировав содержание ордера, свидетельствующего об отсутствии у квартиры статуса служебной. Кроме того, в ордере указано, что он выдан в порядке обмена, однако обмен служебного жилого помещения не допускается. Отмечают, что спорное жилое помещение получило статус служебного на основании постановления Главы самоуправления города Петрозаводска от 17.06.2003 при наличии недостоверных сведений об освобождении жилого помещения. Суд ошибочно обосновал фактом выдачи Железнову B.C. сертификата-свидетельства о выделении безвозмездной субсидии на приобретение жилья статус спорной квартиры как служебной. Сертификат-свидетельство о выделении безвозмездной субсидии Железнову В.С. на приобретение жилья в 1999 году был выдан в связи с чем, что занимаемая семьей площадь спорной квартиры была менее социальной нормы, установленной нормативными актами.
В возражениях на жалобу третье лицо – ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица и ее представитель Иссар Т.А. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте слушания дела.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Законом РФ от 04.07.1991 № 1541 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона).
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона).
В соответствии со ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
По делу судом установлено, что спорное жилое помещение по адресу: (.....) является федеральной собственностью, находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, включено в число служебных постановлением главы администрации самоуправления г. Петрозаводска от 17.06.2003 №.
Спорная квартира была предоставлена Железновой К.И. и членам ее семьи (мужу Железнову B.C., сыновьям Железнову В.В., Железнову В.В. в 1996 году на основании ордера № от 17.01.1996, выданного Министерством обороны РФ в лице квартирно-эксплуатационной части Петрозаводского района.
В 1999 году Железнову B.C., являвшемуся на тот период супругом Железновой К.И. был выдан сертификат -свидетельство о выделении безвозмездной субсидии на приобретение жилья как военнослужащему, участнику Программы «Государственные жилищные сертификаты». Сертификат предоставлен на семью из четырех человек. Как следует из материалов дела, за счет предоставленной субсидии семьей была приобретена квартира по адресу: (.....).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Железновой К.И. и членам ее семьи спорное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного, статус которого до настоящего времени не изменен. Кроме того, супругу Железновой К.И. как военнослужащему, не обеспеченному жилым помещением при увольнении со службы, была предоставлена субсидия для приобретения квартиры на семью из четырех человек, на которую семьей была приобретена квартира.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Железновой К.И., установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Из материалов дела видно, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В материалы дела доказательств того, что в отношении Железновой К.И. и членов ее семьи было принято решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не представлено.
Спорное жилое помещение предоставлено Железновой К.И. как работнику домоуправления № 1 пос. Бесовец.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты» (Постановление Правительства РФ от 20.01.1998 № 71), предусматривающая обеспечение в 1998 - 2002 годах постоянным жильем, в том числе военнослужащих, увольняемых с военной службы, а также членов их семей.
Указом Президента РФ от 28.01.1998 № 102 Федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты» придан статус президентской программы.
Разделом 2 Программы было установлено, что право на участие в программе «Государственные жилищные сертификаты» имеют, в том числе, военнослужащие, увольняемые с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Применительно к настоящей Программе основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами являются: отсутствие жилого помещения; проживание в общежитии и служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что спорное жилое помещение, в котором проживают истцы, имеет статус специализированного жилого помещения, находится в собственности Российской Федерации и на оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, супругу истицы как военнослужащему в рамках участия в программе «Государственные жилищные сертификаты» была предоставлена субсидия для приобретения квартиры на семью из четырех человек, семьей истцов была приобретена квартира на предоставленную безвозмездную субсидию, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в признании за истцами права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению судебной коллегией, поскольку они направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и иное толкование норм материального права.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 16 января 2017 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи