Дело № 5-29\15
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е.
Город Пошехонье Ярославской области 24 декабря 2015 года.
Судья Пошехонского районного суда Ярославской области Сухова О.И.
при секретаре Ганичевой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы административного дела в отношении
ООО «Птицефабрика Пошехонская» о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
По поручению Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры от 20.08.2015 года и на основании распоряжении заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области от 01.09.2015 года № 304 старшим государственным инспектором отдела земельного надзора ФИО. было проведено административное расследование по факту захламления ООО «Птицефабрика Пошехонская» земель сельскохозяйственного назначения в районе <адрес> отходами производства - куриным пометом.
В результате административного расследования было установлено, что ООО «Птицефабрика Пошехонская» допустило размещение отходов производства 3 класса опасности на площади № кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенном вблизи <адрес>, со значительным превышением установленных норм.
22.10.2015 г. старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ярославской области ФИО. в отношении ООО «Птицефабрика Пошехонская» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель ООО «Птицефабрика Пошехонская» по доверенности Шашерин И.А. с вмененным правонарушением не согласен. Считает не доказанным факт того, что именно в результате деятельности ООО «Птицефабрика Пошехонская» произошло превышение допустимых норм содержания нитратов. В обоснование указывает, что предыдущим владельцем земельные участки длительное время не использовались, состояние плодородного слоя существенно снизилось. Для улучшения и поддержания плодородного слоя земельных участков ООО «Птицефабрика Пошехонская» использует в качестве органического удобрения куриный помет, количество вывозимого помета на поля менее рекомендованных норм, установленных нормативными документами, в качестве подстилающего слоя используется сухая трава. Помет куриный не является отходом и не создает опасность для окружающей среды.
Указывает, что административное расследование проведено с грубейшим нарушением требований, предприятие не было надлежащим образом уведомлено о проверке, пробы отобраны единолично проверяющим, где проводился отбор, чем, в каких местах идентифицировать невозможно. Бригадир трактористов ФИО вправе был только показать земельные участки, используемые предприятием для сельскохозяйственного назначения, и не наделялся полномочиями для дачи пояснений, осмотра земельных участков, участия в отборе проб.
Утверждает, что ООО «Птицефабрика Пошехонская» добросовестно выполняет требования законодательства о поддержании плодородия и использовании земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем полагает, что в действиях ООО «Птицефабрика Пошехонская» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Выслушав объяснения представителя ООО «Птицефабрика Пошехонская» Шашерина И.А., пояснения старшего госинспектора ФИО., изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
В силу действующего законодательства порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель ( п.7 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела, определением старшего государственного инспектора земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ярославской области от 01 сентября 2015 года в отношении ООО «Птицефабрика Пошехонская», при наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило коллективное обращение жителей <адрес> о загрязнении ООО «Птицефабрика Пошехонская» земель сельскохозяйственного назначения куриным пометом.
По результатам административного расследования установлено, что земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью № кв.м. и с кадастровым номером № площадью № кв.м., находящиеся по адресу: <адрес>, были переданы Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области по договорам аренды от 18 июня 2012 года №274-ОЗ и № 282-ОЗ 13 в пользование ООО «Птицефабрика Пошехонская» для сельскохозяйственного использования сроком на 49 лет.
Указанные земельные участки используются обществом для размещения птичьего помета. Куриный помет размещается на неподготовленные площадки, непосредственно на почву. Площадки для размещения помета не подготовлены в соответствии с ГОСТ 31461-2012, подстилающий материал отсутствует. Помет куриный располагается отдельными близкорасположенными друг к другу кучами высотой до 1 метра. Часть куч разровнена, толщина слоя помета на поверхности почвы составляет до 10 см. По всей площадке размещения помета, как в кучах, так и на участках, где они разровнены, имеется значительное количество перьев. Общая площадь размещения помета составляет около 10 га. Место буртования помета на полях отсутствует.
Рядом с территорией ООО «Птицефабрика Пошехонская» расположена площадка компостирования куриного помета площадью 400 кв.м. Площадка не оканавлена, забором не огорожена. Часть площадки зарастает сорными растениями. На момент осмотра на площадке компостирования складирование куриного помета не осуществляется, площадка пуста, наблюдаются лишь незначительные остатки перегноя и отходы ветеринарных препаратов (пузырьки). Документов на площадку компостирования и документов о перевозке помета для хранения на площадку компостирования в районе основного места размещения ООО «Птицефабрика Пошехонская» не представлено.
В нарушение «Норм технологического проектирования птицеводческих предприятий (НТП-АПК 1.10.05.001-01)» от 03.01.2002 куриный помет вывозится из цехов содержания птицы сразу на поля, не пройдя период карантирования (6 суток). Вывоз куриного помета осуществляется тракторными телегами ПТС -15 (15 т) по пять телег в день четыре раза в неделю, ПТС-4 (3-4 т) по пять телег в день 2 раза в неделю.
В соответствии с Приказом МПР РФ от 02.12.2002 г. № 786 «Об утверждении федерального классификатора каталога отходов» помет птичий относится к отходам 3 класса опасности.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства на почву.
Установлено, что ООО «Птицефабрика Пошехонская» допустило размещение отходов производства 3 класса опасности на площади № кв.м. в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенном вблизи <адрес>, со значительным превышением установленных норм.
Эти обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, коллективным обращением жителей <адрес>, заявлением и письменными объяснениями ФИО. от 11.08.2015 г., протоколом осмотра места происшествия от 15.08.2015 года и фотоматериалом к нему, договорами аренды земельных участков от 18 июня 2015 года №274-ОЗ, № 282-ОЗ, 285-ОЗ, кадастровыми паспортами земельных участков, свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок, протоколом осмотра земельных участков от 01.09.2015 года, схемой территории, протоколами отбора проб и образцов от 01 сентября 2015 года № 76/197, № 76/198, № 76/199, № 76/200, протоколами испытаний проб от 17.09.2015 года № 9257-9260.
Согласно заключению ФГБУ «Нижегородский референтный центр Россельхознадзора» от 17.09.2015 года в почвенном образце №76/199, обобранном на захламленной куриным пометом территории в границах участка с кадастровым номером № установлено превышение допустимых норм содержания нитратов. По нормативной и технической документации содержание нитратов не должно превышать 130мг/кг, фактическое содержание в почвенном образце составило 265,7 мг/кг.
Данные доказательства получены в установленном законом порядке, допустимость и достоверность сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Оснований подвергать сомнению сведения, изложенные в протоколе осмотра земельных участков от 01.09.2015 года, протоколах отбор почвенных образцов, не имеется, поскольку они составлены в ходе административного расследования с участием представителя ООО «Птицефабрика Пошехонская» бригадира тракторной бригады ФИО Н.П., который своими подписями заверил факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и полноту без каких-либо замечаний.
Доводы представителя ООО «Птицефабрика Пошехонская» Шашерина И.А. о том, что ФИО был вправе только показать земельные участки, которые предприятие имеет для сельскохозяйственного использования и не был наделен полномочиями для участия в отборе проб, осмотре земельных участков, даче объяснений, являются несостоятельными, как несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и ничем не подтверждены.
Из пояснений старшего государственного инспектора ФИО., данных в судебном заседании, служебной записки от 02.09.2015 года, явствует, что заместитель директора ООО «Птицефабрика Пошехонская» Шашерин И.А. от обследования земель в районе <адрес> отказался, поручил принять участие в этом бригадиру тракторной бригады ФИО.
В судебном заседании Шашерин И.А. пояснил, что выехать вместе с инспектором ФИО на земли сельхозназначения не мог ввиду загруженности по работе, участие в запланированных ранее мероприятиях.
Несостоятельной является ссылка представителя ООО «Птицефабрика Пошехонская» о грубейшем нарушении требований законодательства при проведении административного расследования.
Как усматривается из материалов дела, административное расследование было проведено по требованию Ярославской межрайонной природоохранной прокуратуры от 20.08.2015 года по поступившему к природоохранному прокурору коллективному обращению жителей дер. Аркино о загрязнении ООО «Птицефабрика Пошехонская» земель сельскохозяйственного назначения куриным пометом и на основании распоряжении заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Ярославской области от 01.09.2015 года № 304.
Согласно ч. 16, 17 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не требуется предварительного уведомления лица о начале проведения внеплановой выездной проверки, основаниями для которой является факт причинения вреда окружающей среде.
Доводы Шашерина И.А. об отсутствии доказательств, подтверждающих превышение допустимых норм содержания нитратов именно в результате деятельности ООО «Птицефабрика Пошехонская», опровергаются совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Судья действия ООО «Птицефабрика Пошехонская» квалифицирует по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, как порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица и в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений полагает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа. Оснований для административного приостановления деятельности учреждения не усматривает.
Руководствуясь ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Признать ООО «Птицефабрика Пошехонская» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере № рублей.
Реквизиты платежного документа при уплате административного штрафа: получатель платежа- УФК по Ярославской области (Управление Россельхознадзора по Ярославской области),
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>,
Назначение платежа: штраф за нарушение земельного законодательства.
В соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ постановление может быть обращено к принудительному исполнению в течение двух лет.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу ( ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ), документ об уплате в указанный срок представлен в Пошехонский районный суд Ярославской области.
Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусматривающей наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Пошехонский районный суд в течение 10 дней со дня вручения копия постановления.
Судья: