КОПИЯ
Мотивированное решение суда составлено 13 апреля 2021 года
66RS0020-01-2021-000305-46
Дело № 2а-454/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 апреля 2020 года пгт. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Самариной Е.А., при секретаре судебного заседания Мальцевой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Белоярского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Мезенцевой И. Ю., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация Белоярского городского округа (далее – Администрация) обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Мезенцевой И.Ю. (далее – судебный пристав-исполнитель) о взыскании исполнительского сбора от 02 октября 2020 года.
В обоснование требований указано, что на исполнении у судебного пристава-исполнителя находится исполнительное производство № 489838/20/66062-ИП, возбужденное 29 июля 2020 года на основании исполнительного листа, выданного Белоярским районным судом Свердловской области, в соответствии с которым на Администрацию возложена обязанность в срок до 31 декабря 2018 года путем проведения ремонтных работ обеспечить безопасное состояние гидротехнического сооружения – плотины, расположенной в Свердловской области, Белоярском районе, 0,5 км от д. Соколовка на р. Камышевка. При этом Администрация не получала постановления о возбуждении исполнительного производства. Кроме того, определением Белоярским районным судом Свердловской области от 12 февраля 2019 года административному истцу предоставлена отсрочка по исполнению решения суда до 01 августа 2019 года. Определением Белоярским районным судом Свердловской области от 21 августа 2019 года административному истцу предоставлена отсрочка по исполнению решения суда до 31 декабря 2019 года. Определением Белоярским районным судом Свердловской области от 15 января 2020 года административному истцу предоставлена отсрочка по исполнению решения суда до 01 июня 2021 года. 25 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем Мезенцевой И.Ю. было вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа. В связи с не поступлением в адрес Администрации постановления о возбуждении исполнительного производства, а также в связи с предоставлением судом отсрочки исполнения решения суда постановление о взыскании исполнительского сбора является незаконным.
Представитель административного истца, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Мезенцева И.Ю., представитель административного ответчика ГУФССП России по Свердловской области, заинтересованное лицо Свердловский межрайонный прокурор в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном интернет-сайте Белоярского районного суда Свердловской области.
Поскольку стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 122 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Федеральный закон № 229-ФЗ) действия (бездействие), решения (постановления) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в судебном порядке.
По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) судебного пристава-исполнителя являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением) (пункт 1 часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу положений части 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ).
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 64 Федерального закона № 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 указанного Федерального закона).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации взыскивается в размере пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи 112).
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор представляет собой административную санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Как следует из материалов дела, 29 июля 2018 года судебным приставом-исполнителем Мезенцевой И.Ю. на основании исполнительного листа ФС № 019015843, выданного Белоярским районным судом Свердловской области по делу № 2-639/2017, возбуждено исполнительное производство № 489838/20/66062-ИП в отношении должника Администрации Белоярского городского округа, предмет исполнения – обязать Администрацию Белоярского городского округа в срок до 31 декабря 2018 года путем проведения ремонтных работ обеспечить безопасное состояние гидротехнического сооружения – плотины, расположенной в <адрес>, <адрес> <адрес>. Взыскателем по указанному исполнительному производству является Свердловский межрайонный природоохранный прокурор.
Постановлением судебного пристава-исполнителя должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Административным ответчиком не представлено надлежащих доказательств направления в адрес Администрации копии указанного постановления, в связи с чем на момент вынесения оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора срок для добровольного исполнения не истек. Представленный реестр отправки исходящей корреспонденции суд не может признать относимым доказательством, учитывая, что на данном реестре отсутствует почтовый штемпель, а также нет номера идентификатора, что могло подтвердить факт отправки и дату направления почтовыой корреспонденции
Кроме того, определением Белоярского районного суда Свердловской области от 12 февраля 2019 года административному истцу предоставлена отсрочка по исполнению решения суда до 01 августа 2019 года. Определением Белоярского районного судом Свердловской области от 21 августа 2019 года административному истцу предоставлена отсрочка по исполнению решения суда до 31 декабря 2019 года. Определением Белоярского районного суда Свердловской области от 15 января 2020 года административному истцу предоставлена отсрочка по исполнению решения суда до 01 июня 2021 года.
Определения не обжалованы, вступили в законную силу.
02 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем Мезенцевой И.Ю. вынесено постановление о взыскании с Администрации Белоярского городского округа исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Вместе с тем, как следует из материалов дела Администрации определениями Белоярского районного суда Свердловской области от 12 февраля 2019 года, 21 августа 2019 года, 15 января 2020 года предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01 августа 2019 года, 31 декабря 2019 года до 01 июня 2021 года соответственно.
Судом при предоставлении отсрочки исполнения решения было установлено, что должником предпринимались меры для исполнения решении суда, указанные обстоятельства признаны судом исключительными, влекущими возможность предоставления отсрочки исполнения решения суда.
В судебном заседании установлено, что на момент вынесения судебным приставом-исполнителем Мезенцевой И.Ю. оспариваемого постановления имелось вступившее в законную силу определение суда от 15 января 2020 года о предоставлении должнику по исполнительному производству - Администрации отсрочки по исполнению решения суда до 01 июня 2021 года.
Учитывая изложенное, указанное решение суда до 01.06.2021 не подлежит принудительному исполнению.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель Мезенцева И.Ю. вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора без учета вины должника в неисполнении в установленный срок исполнительного документа и при наличии вступившего в законную силу определения Белоярского районного суда Свердловской области от 15 января 2020 года о предоставлении должнику отсрочки исполнения решения суда.
Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Федерального закона № 229-ФЗ, в виде взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах, проанализировав вышеизложенные положения закона, установленные обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя Мезенцевой И.Ю. от 02 октября 2020 года о взыскании с Администрации исполнительского сбора нельзя признать законным, в связи с чем требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Администрации Белоярского городского округа к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Мезенцевой И. Ю., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Мезенцевой И. Ю. от 02 октября 2020 года о взыскании исполнительного сбора, вынесенное в рамках исполнительного производства № 489838/20/66062-ИП в отношении должника Администрации Белоярского городского округа.
Возложить на судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения по исполнению особых исполнительных производств Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Мезенцеву И. Ю. обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца, об исполнении решения суда сообщить в Белоярский районный суд Свердловской области и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский районный суд Свердловской области.
Судья подпись/подпись/ Е.А. Самарина