Решение по делу № 33-198/2020 от 10.12.2019

УИД 72RS0021-01-2019-001850-26

Дело в суде первой инстанции № 2-2002/2019

33-198/2020 (7482/2019)

    Апелляционное определение

г. Тюмень             13 января 2020 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

    председательствующего     Журавлёвой Г.М.,
    судей     Пленкиной Е.А., Смоляковой Е.В.,
    при секретаре     Магдич И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области в лице директора Киселева А.В. на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 17 сентября 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Признать отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области от 29.01.2018 в принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату - незаконным.

Обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области заключить с Тейхреб А.Н. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <.......> расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д.<.......>, ул.Сосновая, участок №12.».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Журавлёвой Г.М., выслушав представителя Огай Ю.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Тейхреб А.Н. обратился в суд иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным отказа на обращение о предоставлении земельного участка в собственность за плату, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка.

Требования мотивированы тем, что истец является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. <.......> ул. Сосновая, участок № 12 на основании договора уступки прав и обязанностей арендатора по договору № 17-16/34 аренды земельного участка от 24.06.2010. Земельный участок предоставлен Администрацией Тюменского муниципального района для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно - бытовых строений. Арендатор выполнял свои обязанности по договору аренды надлежащим образом, своевременно оплачивал арендную плату за земельный участок, тратил денежные средства на улучшение земельного участка, возводил на нем жилой дом. Однако обратившись к ответчику за предоставлением в собственность, получил ответ, из которого следует, что участок частично располагается в границах земель, находящихся в лесном фонде. Истец указывает, что согласно действующему законодательству земельный участок, права на который возникли до 01.01.2016 и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со ст. 60.2 ФЗ от 13.07.2015 № 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежит исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса. Право аренды на земельный участок у истца возникло до 01.01.2016. Истец полагает, что земельный участок подлежит исключению из земель лесного фонда. В связи с чем, просит признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Тюменской области от 29.01.2018 на обращение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <.......> по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. <.......> ул. Сосновая, участок № 12 в собственность за плату; обязать Департамент имущественных отношений Тюменской области заключить договор купали - продажи на указанный земельный участок.

02.08.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, Администрация Тюменского муниципального района.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Департамент имущественных отношений Тюменской области в лице директора Киселева А.В.

В апелляционной жалобе директор просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Считает, что Департамент не вправе распоряжаться земельным участком с кадастровым номером <.......> т.к. лесной участок, на территории которого расположен спорный земельный участок, относится к федеральной собственности. Полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности у Департамента отсутствуют.

Ссылаясь на п. 3 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указывает, что данная норма права, признавая приоритет содержащихся в ЕГРН сведений в части отнесения земельного участка к категории земель населенных пунктов, не является основанием для прекращения права собственности РФ на спорный земельный участок.

Указывает, что сведения о наложении земельного участка с кадастровым номером <.......> с землями лесного фонда не исключены уполномоченным на ведение государственного лесного реестра органа из данного реестра в установленном порядке. Право собственности Российской Федерации не прекращено в ЕГРН. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Однако, в данном случае, право собственности РФ истцом не оспорено.

Отмечает, что на Департамент не может быть возложена обязанность по распоряжению спорным земельным участком до устранения имеющихся наложений на земли лесного фонда, исключения сведений о земельном участке из ЕГРН, прекращения права федеральной собственности.

В отзыве, поданном на апелляционную жалобу третье лицо Департамент лесного комплекса Тюменской области в лице директора Пуртова Н.Ф., просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента лесного комплекса Тюменской области.

Заслушав докладчика, представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв, проверив решение суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке не находит.

Судом установлено, что 05.11.2008 между Администрацией Тюменского муниципального района и Николаевым А.С. заключен договор аренды земельного участка № 17-16/34 (землеустроительное дело № 13321), согласно которому в аренду предоставлен земельный участок площадью 1 500 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. <.......>, ул. Сосновая, участок № 12, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: <.......> участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно - бытовых строений, сроком действия с 20.10.2008 - 19.10.2011 (л.д.6-12).

24.06.2010 между Николаевым А.С. и Тейхреб А.Н. был заключен договор уступки прав и обязанностей арендатора по договору № 17-16/34 аренды земельного участка (землеустроительное дело № 13321), согласно условиям, которого Николаев А.С. уступил права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. <.......> ул. Сосновая, участок № 12, категория земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер: <.......> участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно - бытовых строений, договор зарегистрирован в Управлении Росреестра 16.12.2010 (л.д.13).

Соглашением от 24.11.2011 между Администрацией Тюменского муниципального района и Тейхреб А.Н. срок действия договора аренды продлен с 20.10.2011 по 19.10.2014 (л.д.55).

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона Тюменской области от 26.12.2014 № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в ст. 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» с 01.01.2015 права арендодателя по договору перешли к Департаменту.

Соглашением от 16.02.2015 между Департаментом имущественных отношений и Тейхреб А.Н. срок действия договора аренды продлен с 20.10.2014 по 19.10.2017 (л.д.56).

Тайхреб А.Н. Администрацией Нижнепышминского муниципального образования выдано разрешение на строительство Ru <.......> от 01.07.2011, сроком действия до 01.07.2021 (л.д.19).

Истец осуществил строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке, зарегистрировал право собственности на существующий жилой дом площадью 135,6 кв.м., расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. <.......> ул. Сосновая, завершен строительством в 2017, (л.д.16-19, 30-32).

09.01.2018    Тейхреб А.Н. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно -бытовых строений.

Департаментом имущественных отношений Тюменской области от 29.01.2018    сообщено Тейхреб А.Н. о невозможности принять решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность, поскольку земельный участок находится в собственности Российской Федерации, у Департамента нет полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности (л.д.14).

Из сообщения Департамента лесного комплекса Тюменской области от 07.05.2018    следует, что при сопоставлении сведений, находящихся в Едином государственном реестре недвижимости с данными государственного лесного реестра установлено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером <.......> имеет наложение на земли лесного фонда Тюменского лесничества. Участок земель лесного фонда является федеральной собственностью, право собственности Российской Федерации зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д.15).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права № <.......> от 25.12.2012 Российская Федерация является собственником лесного участка с кадастровым номером <.......> категория земель: земли лесного фонда. Право собственности Российской Федерации на лесной участок зарегистрировано в установленном законом порядке. Участок поставлен на кадастровый учет декларативно, без установления границ (л.д.39).

Согласно схемы местоположения и границ лесных участков, совмещенная со сведениями из ЕГРН, представленной Департаментом лесного комплекса Тюменской области, спорный земельный участок частично накладывается на земли лесного фонда (л.д.40).

Как следует из кадастрового паспорта от 22.05.2008 земельного участка с кадастровым номером <.......> по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. <.......> ул. Сосновая, уч. 12, земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенный вид использования: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно - бытовых строений (л.д.72-73).

Согласно акта полевого контроля от 30.07.2019, подготовленного ООО «Терра Плюс», земельный участок с кадастровым номером <.......> был поставлен на кадастровый учет в 2008 году, при межевании произошло незначительное смещение левой и правой границ. Наложений на смежные земельные участки ни по фактическим границам, ни по сведениям ЕГРН не выявлено. Наложение на земли лесного фонда также не выявлено (сведения о границах земель лесного фонда отсутствуют в ЕГРН) (л.д.88).

Разрешая заявленный спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что договор аренды земельного участка с кадастровым номером <.......> заключенный с истцом, не оспорен, недействительным либо незаключенным не признан, на указанном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано за истцом, данное право никем не оспорено, недействительным не признано, в сведениях ЕГРН спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, доказательств фактического наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда, не представлено, границы земель лесного фонда не установлены, суд посчитал, что правом распоряжения данным участком обладает ответчик. Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что истец имеет право на выкуп земельного участка кадастровым номером <.......> расположенного по адресу: Тюменская область, Тюменский район, д. <.......>, ул. Сосновая, уч. 12.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом из представленных доказательств, и основаны на нормах права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Частью 5 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

          С 1 марта 2015 г. предоставление земельного участка в собственность за плату собственнику расположенного на нем объекта недвижимости без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном подп. 6 п. 2 ст. 39.3, п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ.

В соответствии с подп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 ЗК РФ.

Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В случае если в соответствии с настоящим Кодексом допускается предоставление земельного участка лицу в собственность или в аренду без проведения торгов, вид права, на котором предоставляется такой земельный участок, выбирает заявитель.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Земельный участок, предоставленный в аренду истцу, сформирован как объект права с характеристиками и местоположением, которые внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, являющийся с 1 января 2017 г. частью Единого государственного реестра недвижимости, с 2010 г.

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, а также документов о формировании земельного участка и правоустанавливающих документов на него (договоров аренды) земельный участок, предоставленный в аренду истцу, имеет категорию земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г.

В соответствии с частями 15, 16 статьи 34 Закона о регистрации, если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости. Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.

Таким образом, действующим законодательством в отношении принадлежности земельного участка к определенной категории установлен приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости перед сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре.

Поскольку по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование земельного участка: для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственно-бытовых строений, оснований для принятия доводов возражений ответчика на иск и апелляционной жалобы о том, что земельный участок расположен на землях лесного фонда, суд обоснованно не усмотрел.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что отсутствуют достоверные доказательства, подтверждающие обстоятельства расположения находящегося в аренде истца земельного участка на территории лесного участка. В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ни ответчик, ни третьи лица, таких доказательств суду не представили.

В связи с внесенными Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» изменениями, вступившим в силу с 11 августа 2017 г., законом установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и в Едином государственном реестре недвижимости, соответственно, исключена возможность изъятия земельных участков у граждан, которые получили право их использования на законном основании, лишь по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Доводы апелляционной жалобы о том, что п. 3 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» признавая приоритет содержащихся в ЕГРН сведений в части отнесения земельного участка к категории земель населенных пунктов, не является основанием для прекращения права собственности РФ на спорный земельный участок, что сведения о наложении земельного участка с кадастровым номером 72:17:1603001:211 с землями лесного фонда не исключены уполномоченным на ведение государственного лесного реестра органа из данного реестра в установленном порядке; право собственности Российской Федерации не прекращено в ЕГРН; зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке; однако, в данном случае, право собственности РФ истцом не оспорено, выводов суда не опровергают, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Как установлено судом и, стороной ответчика и третьими лицами не оспаривается, границы земель лесного фонда Российской Федерации в предусмотренном законом порядке не установлены, носят декларативный характер. И как указывалось выше, доказательств нахождения земельного участка истца на землях лесного фонда Российской Федерации, также как уменьшение площади земель лесного фонда в связи с указанными обстоятельствами, ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции не представлено.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, установленным из представленных доказательств, нарушений либо неправильного применения норм права, которые могли бы являться основанием для отмены решения суда, судом не допущено, в связи с чем, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тюменского районного суда Тюменской области от 17 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-198/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Тейхреб Алексей Николаевич
Ответчики
Департамент имущественных отношений Тюменской области
Другие
Федеральное агентство лесного хозяйства
Департамент лесного комплекса
МТУ Росимущества в Тюменской области
Администрация Тюменского муниципального района
Шулежко Виктория Викторовна
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Журавлева Галина Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
10.12.2019Передача дела судье
13.01.2020Судебное заседание
17.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2020Передано в экспедицию
13.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее