Решение по делу № 2-3970/2024 от 21.02.2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> 17 апреля 2024 г.

Сургутский городской суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Бурлуцкого И.В., при секретаре Фалей Т.Ю., с участием помощника Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Евтеева М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сибгазавтотранс» о возложении обязанности исполнить требования природоохранного законодательства,

установил:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Сибгазавтотранс» (далее – ООО «Сибгазавтотранс», Общество) о возложении обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны промплощадки АГЗС, включающей в себя станцию газозаправочную (автомобильную) (регистрационный номер № А58-70015-0001), расположенного по адресу: <адрес>, 15, 15/1, а также обратиться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим

    Исковые требования мотивированы тем, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В ходе проведённой проверки в деятельности ООО «Сибгазавтотранс» выявлены нарушения, выразившиеся в эксплуатации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разработанного и согласованного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на него.

    В ходе проведённой проверки установлено, что обществом осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта – промплощадки АГЗС, включающей в себя станцию газозаправочную (автомобильную) (регистрационный номер № А58-70015-0001), расположенного по адресу: <адрес>, 15, 15/1, который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, о чем Обществу ДД.ММ.ГГГГ выдано соответствующее свидетельство № А58-70015, объекту присвоен III класс опасности. Эксплуатация объекта осуществляется Обществом в соответствии с лицензией № ВХ-58-015212 от ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании помощник прокурора Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора Евтеев М.К. доводы, изложенные в иске, поддержал в полном объеме, на исковых требованиях настаивал.

    Представитель ответчика ООО «Сибгазавтотранс» не явился, извещен о дате и времени с судебного заседания надлежащим образом, обратился с заявлением, в котором указал, что с предъявленными требованими согласен в полном объеме.

    Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ХМАО-Югре не явился, извещен о дате и времени с судебного заседания надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление, согласно которого, просит требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в полном объеме.

    С учетом изложенного, положений статьи 165.1 ГК РФ, а также разъяснений в пунктах 63, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд считает ответчика надлежащим образом уведомленным о времени и месте рассмотрения дела.

    В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьего лица.

    Выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ООО “Сибгазавтотранс”осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта – промплощадки АГЗС, включающей в себя станцию газозаправочную (автомобильную) (регистрационный номер № А58-70015-0001), расположенного по адресу: <адрес>, 15, 15/1

Вышеуказанный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов, о чем Обществу ДД.ММ.ГГГГ выдано соответствующее свидетельство № А58-70015, объекту присвоен III класс опасности.

Эксплуатация объекта осуществляется Обществом в соответствии с лицензией № ВХ-58-015212 от ДД.ММ.ГГГГ.

    В отношении ответчика вынесено представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ /Прдп13-24-20711022, согласно которого в деятельности ООО “Сибгазавтотранс” выявлены нарушения, выразившиеся в экплуатации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разработанного и согласованного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны и санитрано-эпидемиологического заключения на него.

    В силу ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Указанные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.

    Согласно ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

    Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

    В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона №52-ФЗ при решении вопросов размещения объектов промышленного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

    Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

    Атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.

    Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (ст. 20 Федерального закона №52-ФЗ).

    В целях охраны атмосферного воздуха, в силу ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

    Размеры санитарно-защитной зоны для производственных (промышленных) площадок определены СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее - СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).

    В силу п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

    Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

    Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

    Согласно п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

    Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03).

    В соответствии с п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

    Согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

    Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, установлен Правилами (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

    В силу п. 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

    Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

    В соответствии с п. 16 Правил проект санитарно-защитной зоны содержит:

а) сведения о размерах санитарно-защитной зоны;

б) сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде);

в) обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;

г) перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;

д) обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подп. «б» п. 5 Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

    Вместе с тем, проверка показала, что Общество до настоящего времени не утвердило проект санитарно-защитной зоны для указанного объекта, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитной зоны в установленном порядке не оформило.

    С целью устранения выявленных нарушений закона природоохранной прокуратурой в адрес юридического лица внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, нарушения закона не устранены.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

    Согласно ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности. При этом, в соответствии со ст. 16 указанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

    В силу положений ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ).

    Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, выполнением санитарно-эпидемиологических требований, то есть обязательных требований к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (ст. 1 Федерального закона № 52-ФЗ).

    Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность должна осуществляться на основании следующих принципов:

-охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

-допустимость воздействия хозяйственной или иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

-презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности

-запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия, воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

    В ч. 1 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

    В преамбуле ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

    Допущенные нарушения требований законодательства при эксплуатации источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в отсутствие разработанного и согласованного в установленном порядке проекта санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологического заключения на него, затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

    На основании ст. 75 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 55 Федерального закона № 52-ФЗ за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды, обращения с отходами устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

    Учитывая изложенное, требования прокурора о возложении на ООО “Сибгазавтотранс” исполнить требования природоохранного законодательства, подлежат удовлетворению.

    В связи с удовлетворением исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в соответствии с ч.1 ст. 103 ГК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

    Таким образом, с ООО “Сибгазавтотранс” подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей в местный бюджет <адрес>.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

    Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью “Сибгазавтотранс” о возложении обязанности исполнить требования природоохранного законодательства - удовлетворить.

    Обязать общество с ограниченной ответственностью “Сибгазавтотранс” в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны промплощадки АГЗС, включающей в себя станцию газозаправочную (автомобильную) (регистрационный номер № А58-70015-0001), расположенного по адресу: <адрес>, 15, 15/1, а также обратиться в Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта санитарно-защитной зоны санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам.

    Обязать общество с ограниченной ответственностью “Сибгазавтотранс” обеспечить эксплуатацию промплощадки АГЗС, включающей в себя станцию газозаправочную (автомобильную) (регистрационный номер № А58-70015-0001), расположенного по адресу: <адрес>, 15, 15/1, по истечении одного года с момента вступления решения суда в законную силу при наличии разработанного и утвержденного проекта санитарно-защитной зоны, получившего положительное санитарно-эпидемиологические заключение Управления Роспотребнадзора по ХМАО-Югре о соответствии проекта санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам.

    Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Сибгазавтотранс” в доход муниципального образования городской округ <адрес> – Югры государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

    Решение может быть обжаловано в суд <адрес>-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Сургутский городской суд <адрес>-Югры.

Судья    И.В. Бурлуцкий

Копия верна

Судья    И.В. Бурлуцкий

2-3970/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
ООО Сибгазавтотранс
Другие
Управление Роспотребнадзора по ХМАО-Югре
Суд
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Бурлуцкий Игорь Викторович
Дело на странице суда
surggor.hmao.sudrf.ru
21.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2024Передача материалов судье
26.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2024Подготовка дела (собеседование)
11.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2024Судебное заседание
17.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее