Решение по делу № 2а-5197/2018 от 14.11.2018

Дело № 2а-5197/2018 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«14» декабря 2018 года г.Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Плешивцева С.И.,

при секретаре Апкиной А.А.,

с участием представителя административного истца Мокрушина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Коновалов С.С. к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес>, о признании незаконными решения от 28.09.2018 г. -И-7337об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду,

установил:

Коновалов С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> (далее по тексту – Департамент, ДЗО), о признании незаконными решения от ДД.ММ.ГГГГ -И-7337, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, возложении обязанности предоставить ему на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ П-7678 земельный участок, с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, в аренду с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, для завершения строительства жилого дома, в соответствии с п.21 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

В обоснование заявленных требований истец указывает, что является собственником объекта - незавершенного строительством жилого дома (лит.А), расположенного по адресу: <Адрес>. Указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, предоставленном на основании распоряжения начальника ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ по договору земельного участка М от ДД.ММ.ГГГГ под незавершенный строительством жилой дом, сроком на 4 года 11 месяцев с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес> аренду сроком на 3 года. Оспариваемым решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка ему было отказано на том основании, что с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Оспариваемое решение считает незаконным, нарушающим его права.

Административный истец Коновалов С.С., в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца Мокрушин А.А., в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Рубцова А.В., просила в удовлетворении административного иска отказать.

Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что данное административное исковое заявление подлежит удовлетворению на основании следующего.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1).

В силу ч.2 вышеназванной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

По таким административным делам административный истец обязан:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что Коновалов С.С. является собственником объекта – не завершенного строительством жилого дома (лит.А), площадь застройки 183,2 кв.м., адрес объекта: <Адрес>.

На основании распоряжения начальника ДЗО от ДД.ММ.ГГГГ , земельный участок с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, предоставлен Коновалову С.С. в аренду сроком на 4 года 11 месяцев под не завершенный строительством жилой дом. Разрешенное использование земельного участка – не завершенный строительством индивидуальный жилой дом.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом и Коноваловым С.С. был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м., расположенным по адресу: <Адрес>, сроком на 4 года 11 месяцев под не завершенный строительством жилой дом. Договор заключен на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Коновалов С.С. обратился в ДЗО с заявлением о предоставлении ему без проведения торгов, в соответствии с п.2 ч.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации для завершения строительства, на праве аренды, сроком на 3 года, земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>.

Департамента земельных отношений администрации <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение -И-7337, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, поскольку с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. В обоснование принятого решения Департамент указала, что согласно. п.21 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О ведении в действие земельного кодекса Российской Федерации» предоставление испрашиваемого земельного участка без проведения торгов не представляется возможным.

В силу ч.2 ст.15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

С 01.03.2015 г. вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, внесенные в соответствии с Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно требованиям ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ).

К случаям, предусмотренным пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, отнесены случаи, когда аукцион признан несостоявшимся и только один заявитель признан участником аукциона, когда аукцион признается несостоявшимся и имеется единственная заявка на участие в аукционе, а также случай, когда аукцион состоялся.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ случаях при наличии в совокупности следующих условий:

1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;

2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;

3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации;

4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок был предоставлен административному истцу без проведения торгов, поэтому в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ заявитель имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов при наличии в совокупности условий, перечисленных в пункте 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.

Судом также установлено, что заявление о заключении нового договора аренды подано Коноваловым С.С. до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м., расположенным по адресу: <Адрес>, сроком на 4 года 11 месяцев под не завершенный строительством жилой дом, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ При этом, из представленных суду документов не следует, что исключительным правом на приобретение спорного земельного участка в аренду обладает иное лицо, а ранее заключенный договор аренды был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 ЗК РФ (подпункты 1 - 3 пункта 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ).

В силу пп.10 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в частности, земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Как следует из п.5 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:

1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

Согласно п. 21 ст. 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.

В соответствии с пп.15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

Вышеизложенное указывает на то, что владелец незавершенного строительства на арендованном земельном участке, выделенном для строительства жилого дома, по договорам аренды, заключенным до 01.03.2015 года, т.е. до введения в действие изменений в Земельный кодекса РФ, имеет право на продление договора аренды однократно сроком на три года для завершения строительства.

Согласно ч.2 ст.16 Жилищного кодекса РФ, жилым домом признается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Сторонами не оспаривается наличие на спорном земельном участке объекта незавершенного строительства - жилого дома, дающего право на предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов.

Суд считает, что основания, предусмотренные пунктами 3, 4 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, для предоставления административному истцу испрашиваемого земельного участка в аренду на новый срок без проведения торгов, в данном случае имеются, в связи с чем суд считает, что оспариваемые решение, принятое административным ответчиком, требованиям закона не соответствует и нарушает права административного истца.

В соответствии с положениями ст. 188 КАС РФ, суд считает необходимым обратить настоящее решение к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения настоящего решения может нанести значительные нарушения прав административного истца, связанного с регистрацией права, на возведенный объект

Для устранения нарушения прав административного истца, в связи с угрозой нарушения прав административного истца, суд считает необходимым возложить на ДЗО обязанность в течении 10 дней со дня принятия решения суда, повторно рассмотреть заявление Коновалова С.С., о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> на праве аренды для завершения строительства, о чём в срок до ДД.ММ.ГГГГ сообщить суду и административному истцу.

Оснований для возложения на ДЗО обязанности предоставить Коновалов С.С. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ П-7678 земельный участок, с кадастровым номером площадью 1 200 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, в аренду с ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года, для завершения строительства жилого дома, в соответствии с п.21 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», суд не усматривает, поскольку предоставление земельного участка на праве аренды является компетенцией органа местного самоуправления – Департамента, в связи с чем, указанный способ восстановления нарушенного права не соответствует требованиям КАС РФ.

В силу ч.9 ст.227 КАС РФ, следует возложить на Департамент обязанность сообщить административному истцу и Ленинскому районному суду <Адрес> об исполнении настоящего решения в срок до ДД.ММ.ГГГГ

На основании п.4 ч.3 ст.227 КАС РФ, настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Коновалов С.С., удовлетворить частично.

Решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ -И-7337, об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером , площадью 1 200 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, признать незаконным.

Обязать Департамент земельных отношений администрации <Адрес> повторно, в течении 10 дней со дня принятия решения суда, рассмотреть заявление Коновалов С.С., о предоставлении земельного участка с кадастровым номером площадью 1 200 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес> на праве аренды для завершения строительства, о чём в срок до ДД.ММ.ГГГГ сообщить суду и административному истцу.

В удовлетворении остальной части требований, административному истцу Коновалов С.С., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий          подпись          (С.И. Плешивцев)

Копия верна:

Судья

2а-5197/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее