УИД 29RS0№-07Судья Коржина Н.В. | № | |
Докладчик Рудь Т.Н. | № | 01 марта 2022 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Мананниковой Т.А.,
судей Рассошенко Н.П., Рудь Т.Н.,
при секретаре Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 01 марта 2022 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 29 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Холмогорского района Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования (далее - МО) «Холмогорский муниципальный район» о признании незаконным постановления, возложении обязанности по рекультивации земельного участка.
В обоснование требований указано, что на основании постановления администрации МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области от 06.11.2020 № 240 определено место временного накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Хаврогорское», МО «Двинское», не отвечающее требованиям закона.
Просил признать незаконным постановление администрации МО «Холмогорский муниципальный район» от 06.11.2020 № 240 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов муниципального образования «Хаврогорское», муниципального образования «Двинское», возложить на администрацию обязанность осуществить рекультивацию земельного участка, используемого в качестве места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Хаврогорское», МО «Двинское».
В судебном заседании помощник прокурора Холмогорского района Архангельской области Полуянова М.А. исковые требования поддержала.
В судебное заседание представитель администрации МО «Холмогорский муниципальный район», представители третьих лиц Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, администрации МО «Хаврогорское», администрации МО «Двинское», ООО «ЭкоИнтегратор» надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Решением Холмогорского районного суда Архангельской области от 29.11.2021 постановлено:
«исковое заявление прокурора Холмогорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области о признании незаконным постановления, возложении обязанности рекультивировать земельный участок удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области от 6 ноября 2020 г. № 240 «О создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов муниципального образования «Хаврогорское», муниципального образования «Двинское».
Обязать администрацию муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области осуществить рекультивацию земельного участка, используемого в качестве места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов муниципального образования «Хаврогорское», муниципального образования «Двинское» у деревни Законокса муниципального образования «Хаврогорское» площадью 2000 кв.м (50 м х 40 м) с географическими координатами <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ».
С указанным решением не согласился ответчик. В апелляционной жалобе представитель администрации МО «Холмогорский муниципальный район» просит решение суда отменить в части возложения обязанности по рекультивации земельного участка, принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в нарушение норм действующего законодательства судом не принято во внимание, что деятельность по включению свалки в Государственный реестр объектов размещения отходов является специализируемым видом предпринимательской деятельности, осуществляемой соответствующими субъектами, которым орган муниципальной власти не является. Полагает, что истцом не представлено достаточных доказательств приведения земельного участка в результате размещения на нем спорной свалки в ту степень негодности, которая повлекла невозможность использования данного участка в соответствии с целевым назначением. Указанное свидетельствует о незаконности судебного решения в части возложенной обязанности по рекультивации объекта. Обращает внимание на то, что возложение соответствующей обязанности на орган местного самоуправления за счет средств местного бюджета без наделения ответчика такими государственными полномочиями является незаконным. Не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для возложения на Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области обязанности по рекультивации земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу глава МО «Хаврогорское» Федоровцев В.В. возражал против исковых требований.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав представителя прокуратуры Рыбалко О.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на основании постановления администрации МО «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области от 06.11.2020 № 240 участок площадью 2000 кв.м (50 м х 40 м), расположенный в географических координатах <адрес> определен как место (площадка) временного накопления твердых коммунальных отходов с территории населенных пунктов МО «Хаврогорское», МО «Двинское» со сроком складирования, с учетом его продления, до ДД.ММ.ГГГГ.
В реестре имущества, принадлежащего МО «Холмогорский муниципальный район» объект – «площадка временного накопления твердых коммунальных отходов» не числится.
Прокуратурой Холмогорского района Архангельской области в рамках надзорной деятельности от Северного межрегионального управления Росприроднадзора получена информация по факту несанкционированного размещения отходов в «Хаврогорское», МО «Двинское».
Согласно акту осмотра земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что свалка расположена у д. <адрес>, проезд к свалке свободный; шлагбаум не уставлен; контрольно-пропускной пункт и весовой контроль не осуществляется; учет принимаемых отходов не ведется; персонал, обслуживающий свалку объект, отсутствует; по периметру территории свалки частично имеется ограждение; отходы не уплотнены, не изолированы; эксплуатирующая организация отсутствует; свалка не внесена в реестр объектов размещения отходов. Указано, что соответствие требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест. Отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», СанПиН 2.-.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий» не обеспечено.
Согласно сведениям Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, несанкционированная действующая свалка расположена в близи д. <адрес>, где зафиксированы навалы твердых коммунальных отходов, строительные отходы, проектная документация по ПВН не разрабатывалась, объект в государственный реестр объектов размещения отходов не занесен.
На официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования http://rpn.gov.ru данный объект не внесен в ГРОРО.
Разрешая заявленные требования и признавая незаконным постановление администрации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на указанном земельном участке не выполнены санитарно-гигиенические требования. Удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности по рекультивации, суд первой инстанции, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства о том, что объект размещения отходов не внесен в ГРОРО, не включен в перечень объектов размещения отходов на территории Архангельской области, и не может использоваться для размещения отходов, пришел к выводу о том, что после прекращения складирования отходов администрация МО «Холмогорский муниципальный район» обязана организовать рекультивацию земельного участка.
Выводы суда являются верными, поскольку соответствуют установленным обстоятельствам, сделаны на основе представленных сторонами доказательств, при правильном применении норм материального права.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Данный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Положениями части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Закрепление указанных полномочий предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» предусмотрены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым относятся принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности.
Абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах, производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно положениям Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» именно к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся организация мероприятий по охране окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Судебная коллегия также не может согласиться с доводами апелляционной жалобы об отсутствии оснований для возложения обязанности по рекультивации на собственника земельного участка.
В силу ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, согласно п. 3 которых проведение рекультивации и консервации земель, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Согласно ч.4 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что размещение отходов осуществлялось на санкционированной свалке на земельном участке, при этом в настоящее время объект размещения отходов не внесен в ГРОРО, не включен в перечень объектов размещения отходов на территории Архангельской области, не может использоваться для размещения отходов, следовательно, в силу изложенных правовых норм организовать рекультивацию земельного участка после прекращения складирования отходов обязан собственник, то есть МО «Холмогорский муниципальный район».
Вопреки доводам жалобы, оснований для возложения обязанности по рекультивации земельного участка на орган, не являющийся лицом, которое в силу ч.4 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязано проводить работы по восстановлению нарушенных земель, не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями процессуального закона, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила
решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 29 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» – без удовлетворения.
Председательствующий | Т.А. Мананникова |
Судьи | Н.П. Рассошенко |
Т.Н. Рудь |