Решение по делу № 2-4196/2023 от 02.05.2023

Дело № 2- 4196\2023

10MS0013-01-2023-005071-73

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2023 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Витухиной О.В., при секретаре Тарасовой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровского А. С. к Казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», ООО «Кондопожское ДРСУ», Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о взыскании материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Иск заявлен по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ примерно в ДД.ММ.ГГГГ час., двигаясь в <адрес> по а/д <данные изъяты> на автомобиле <данные изъяты> регистрационный знак под управлением водителя Федоровского А.С., на автомобиль упало дерево, повредив автомобиль. В соответствии с заключением эксперта автомобилю истца причине ущерба в сумме 134 033 руб., УТС на сумму 17 600 руб. За проведение и услуги эксперта оплачено 4 500 руб. На основании изложенного, со ссылкой на положения ст.ст. 15, 1064 ГК РФ, истец просит взыскать с ответчика КУ РК Управтодор РК материальный ущерб в сумме 134 033 руб., УТС на сумму 17 600 руб., за экспертизу 4 500руб., за оформление нотариальной доверенности 2000 руб., расходы по оплате госпошлины 4 232,66 руб.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено СПАО «Ингосстрах».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле с согласия истца привлечено в качестве ответчика ООО «Кондопожское ДРСУ», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федоровская А.В.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле с согласия истца привлечено в качестве ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.

Истец в судебном заседании требования поддержал.

Представитель ответчика ООО «Кондопожское ДРСУ» Домрачев А.А., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, полагает, что надлежащим ответчиком по делу общество не является.

Ответчики Казенное учреждение Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представлены отзывы на иск, согласно которым они полагают себя ненадлежащими ответчиками по спору.

Третьи лица в судебном заседании не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд, заслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, материал по факт ДТП, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ примерно в ДД.ММ.ГГГГ час., двигаясь в <адрес> по а/д <адрес> на автомобиле <данные изъяты> регистрационный знак , под управлением водителя Федоровского А.С., на автомобиль упало дерево, повредив автомобиль.

Определением инспектора ИАЗ ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в возбуждении дела об административном правонарушении на основании ч.5 ст.28.1 КоАП РФ отказано.

Факт падения дерева на автомобиль истца подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, сторонами не оспаривался.

Согласно ст.12, п.1 ст.24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ.

В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Пунктом 2 ст.28 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено право пользователей автомобильными дорогами получать компенсацию вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог вследствие нарушений требований настоящего Федерального закона, требований технических регламентов лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Поскольку на автомобиль истца полис КАСКО не оформлялся, требование истца о возмещении причиненного автомобилю ущерба направлено к лицу, ответственному за содержание автомобильных дорог.

На территории Республики Карелия для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них создано КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия».

КУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» в отзыве указывает на то, что дорожно-транспортное происшествие произошло за пределами их зоны ответственности. Автомобильная дорога <данные изъяты> входит в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия, находится в оперативном управлении КУ РК «Управтодор РК».

Из устава КУ РК «Управтодор РК» следует, что оно создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения. Целями его деятельности, среди прочих, являются обеспечение сохранности и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения (п.п.2.1, 2.2).

Учреждение при этом не осуществляет производство работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, а выполняет уставные задачи путем заключения государственных контрактов, выступая при этом заказчиком в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд». 15.12.2021 Учреждением был заключен Государственный контракт 16-э/21 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Кондопожском, Прионежском, Пряжинском, Суоярвском и Муезерском районах РК с ООО «Кондопожское дорожное ремонтно-строительное управление» (ООО «Кондопожское ДРСУ»).

По условиям контракта подрядчик (ООО «Кондопожское ДРСУ») принял на себя обязательства по обеспечению круглогодичного, круглосуточного безопасного и бесперебойного движения автомобильных транспортных средств и пешеходов, сохранности имущественного комплекса, включая дорожные сооружения в пределах полосы отвода и элементы обустройства автомобильных дорог, согласно Перечню автомобильных дорог и дорожных сооружений, передаваемых на содержание и их технических данных, а также разработанным подрядчиком и утвержденным заказчиком до начала производства работ Проектом производства работ по содержанию Объекта. Сроки контракта установлены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДТП произошло в период, когда лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги «Шуйская-Гирвас», являлось ООО «Кондопожское ДРСУ».

В соответствии с разделом 2 Технического задания (Приложение №3 к контракту) целевыми задачами при выполнении работ по содержанию дорог являются выполнение комплекса работ по содержанию автодорог, дорожных сооружений, полос отвода и элементов обустройства автодорог в соответствии с «Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 №402.

Согласно положениям раздела IV названой Классификации в состав работ по озеленению входят, в том числе, скашивание травы на обочинах, откосах, разделительной полосе, полосе отвода и в подмостовой зоне, вырубка деревьев и кустарника с уборкой и утилизацией порубочных остатков, ликвидация нежелательной растительности.

В состав работ по содержанию автомобильных дорог входят работы по полосе отвода, земляному полотну и системе водоотвода; по дорожным одеждам; по искусственным и защитным дорожным сооружениям; по элементам обустройства автомобильных дорог (ст.6 Классификации).

В состав работ по полосе отвода входит: поддержание полосы отвода, обочин, откосов и разделительных полос в чистоте и порядке; очистка их от мусора и посторонних предметов с вывозом и утилизацией на полигонах (подп. «а» п.1 ст. 6 Классификации).

Таким образом, в соответствии с заключенным контрактом на ООО «Кондопожское ДРСУ» также лежит обязанность выполнения таких мероприятий, как вырубка угрожающих безопасности движения деревьев в границах полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы.

В соответствии с п.15 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

Границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов (п.1 ст. 25 Федерального закона №257-ФЗ).

ДД.ММ.ГГГГ сторонами по делу был произведен комиссионный совместный осмотр участка автодороги <данные изъяты> в месте рассматриваемого ДТП. Согласно экспертному заключению, топографическая съемка производилась экспертом дорожного хозяйства проектного отдела КУ РК «Управдор РК» Ефремовым Е.А. В ходе измерения установлено, что корневая система дерева (пень от упавшего дерева) находится на <данные изъяты> за пределами границы земельного участка на расстоянии 5.693м и имеет точку, указанную на схеме derevo.

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд полагает установленным тот факт, что дерево, ставшее причиной ДТП, произрастало за пределами полосы отвода участка автодороги «Шуйская-Гирвас». Придорожная полоса (особая зона) на автомобильной дороге не установлена.

Соответственно, к автомобильной дороге примыкают с обеих сторон земли лесного фонда.

Как следует из п.6 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса РФ к делегированным субъектам Российской Федерацией полномочиям относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.

Пунктом 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия (утв. постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 года №367-П) предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия осуществляет полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе защиту лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга).

Согласно положениям ст.ст.60.2, 60.3 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя в частности выполнение мер санитарной безопасности в лесах, к которым относится лесозащитное районирование; государственный лесопатологический мониторинг; проведение лесопатологических обследований; предупреждение распространения вредных организмов; иные меры санитарной безопасности в лесах.

Правилами санитарной безопасности в лесах (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №2047) предусмотрено, что к иным мерам санитарной безопасности в лесах отнесена рубка аварийных деревьев - рубка деревьев с наличием структурных изъянов, в том числе гнилей, обрыва корней, опасного наклона, способных привести к падению всего дерева или его части и причинению ущерба государственному, муниципальному имуществу, а также имуществу и здоровью граждан. Проведение лесопатологических обследований обеспечиваются в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, и земель лесного фонда, предназначенных для лесовосстановления, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Санитарно-оздоровительные мероприятия (рубки погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины (рубки древесины, утратившей потребительские свойства из-за повреждений гнилью, стволовыми вредителями, а также в результате пожаров и других неблагоприятных воздействий) в лесном насаждении, назначенные по результатам лесопатологического обследования, проводятся в первую очередь в сроки, рекомендованные актом обследования (п.п.2, 5, 17 Правил).

Исходя из совокупности установленных обстоятельств, названых норм права суд приходит к выводу о том, что осуществление лесопатологических обследований, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

В порядке ст.56 ГПК РФ доказательств, указывающих на наличие обстоятельств, освобождающих от ответственности за причинение вреда, данным ответчиком не представлено. Ссылка на п.8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (утв. приказом Минприроды России от 10 июля 2020 года №434), которым предусмотрено право юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществлять вырубку сильно ослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты, не освобождает Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия от обязанности добросовестно осуществлять полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Соответственно, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, которое не обеспечило своевременное осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий на землях лесного фонда, примыкающих к автомобильной дороге «Шуйская-Гирвас»- 23-79 км, что стало причиной ДТП.

Размер убытков истца установлен заключением ООО «НТТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и составляет 134 033 руб. Поскольку автомобиль ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, также установлен размер величины утраты товарной стоимости заключением и составляет 17 600 руб.

Экспертное заключение сторонами не оспорено, оно принимается судом, поскольку является мотивированным, основанном на проведенном исследовании и действующей нормативной документацией, оснований не доверять данному заключению у суда не имеется.

Ответчиками заявленная истцом сумма убытков не оспорена, доказательств превышения истребуемой истцом суммы над необходимыми восстановительными расходами суду не представлено.

С учетом изложенного, с надлежащего ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия в пользу истца подлежат взысканию денежные средства в размере 134 033 руб., УТС в размере 17 600 руб.

В иске к иным ответчикам надлежит отказать.

В порядке ст.ст.96, 98 ГПК РФ с надлежащего ответчика в пользу истца также подлежат взысканию расходы на составление заключения в размере 4500 руб., расходы по составлению доверенности на представление интересов в данном споре в размере 2000 руб., расходы по оплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Федоровского А. С. (паспорт серии ) удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ИНН ) в пользу Федоровского А. С. (паспорт серии 4419 ) ущерб в размере 134 033 руб., утрату товарной стоимости в размере 17 600 руб., судебные расходы по оплате по экспертизе в размере 4 500 руб., по оплате доверенности в размере 2 000 руб., по оплате государственной пошлины в размере 4 232,66 руб.

В удовлетворении иска к Казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (ИНН ), ООО «Кондопожское ДРСУ» () – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательном виде, с подачей жалобы через Петрозаводский городской суд.

Судья О.В.Витухина

Мотивированное решение

Изготовлено 01 ноября 2023 года.

2-4196/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Федоровский Александр Сергеевич
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
КУ РК Управтодор РК
ООО "Кондопожское ДРСУ"
Другие
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
СПАО "Ингострах"
ГКУ РК "Прионежское центральное лесничество"
Федоровская Алена Вячеславовна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
02.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2023Передача материалов судье
03.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
01.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее