Дело № 2-109/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(Извлечение для размещения на Интернет-сайте суда)
15 января 2016 года Калининский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Заварихиной А.В.,
при секретаре Самгуровой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрьева Г.В., Пименова С.В., Степановой Ю.Ю., Зайченко А.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Космосервис» о признании недействительной записи о переходе права собственности на объекты недвижимости, признании объектов недвижимости общей долевой собственностью,
УСТАНОВИЛ:
Юрьев Г.В., Пименов С.В., Степанова Ю.Ю., Зайченко А.А. обратились в суд с иском к ООО «Управляющая компания «Космосервис», просят:
- признать недействительным запись Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество, о переходе права собственности на помещения Х (кадастровый (или условный) номер объекта Х) и Х (кадастровый (или условный) номер объекта Х, расположенных по адресу: Х;
- признать общей долевой собственностью собственников жилых и нежилых помещений технологическое помещение абонентского доступа Х и помещение ТСЖ Х, расположенное в жилом доме по адресу: Х;
- истребовать помещения Х и Х, расположенные по адресу: Х, у ответчика.
В обоснование требований истцы указали, что вышеуказанные объекты недвижимости являются помещениями, не являющиеся частями квартир и предназначенными для обслуживания более одного помещения в данном доме, а потому в силу п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ относятся к общему имуществу дома. Вместе с тем, в отношении указанных помещений после строительства дома и ввода его в эксплуатацию, а именно 31 марта 2010 года, было зарегистрировано право собственности ЗАО «Х», которое впоследствии на основании договора купли-продажи перешло ООО «Управляющая компания «Х», а 8 октября 2014 года – ООО «Управляющая компания «Космосервис».
Представитель истцов, истец Юрьев Г.В. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали по изложенным выше основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, против иска возражал, указав на отсутствие в указанных помещениях общего имущества, обслуживающего более одного помещения. При этом представитель ответчика указал, что является собственником спорных помещений на основании договора купли-продажи, заключенном в установленном законом порядке. Сделки, на основании которых возникло право собственности как у него, так и у предыдущих собственников, никем не оспорены, в силу чего оснований для признания недействительными регистраций перехода права собственности не имеется. Какие-либо законные основания для истребования данного имущества отсутствуют. Кроме того, представитель ответчика указал, что истцами заявлено требование о признании права общей долевой собственности, которое не подлежит удовлетворению, поскольку данное право принадлежит собственникам в силу закона, а, следовательно, не требует дополнительного признания. Также представитель ответчика просил применить к требованиям истцов срок исковой давности.
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Космосервис» в судебное заседание явился, против иска возражал, дал объяснения аналогичные объяснениям представителя ответчика.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, возражений по иску не представил.
Судом на основании материалов дела, объяснений сторон установлены следующие обстоятельства:
Истец Юрьев Г.В. является сособственником квартиры № Х в доме № Х корпус № Х по улице Х в городе Х, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д. 20), выпиской из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 21).
Истец Пименов С.В. является собственником квартиры № Х в доме № Х корпус № Х по улице Х в городе Х, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д. 18), выпиской из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 19).
Истец Степанова Ю.Ю. является собственником квартиры № Х в доме № Х корпус № Х по улице Х в городе Х, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д. 14), выпиской из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 15).
Истец Зайченко А.А. является собственником квартиры № Х в доме № Х корпус № Х по улице Х в городе Х, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности (л.д. 16), выпиской из единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 17).
Дом № Х корпус № Х по улице Х в городе Х введен в эксплуатацию на основании разрешения Службы государственного строительного надзора и экспертизы Х № Х от 23 октября 2008 года (л.д. 142-144).
Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию помещения Х и Х отнесены к встроенно-пристроенным помещениям, помещение Х обозначено как помещение абонентского доступа, помещение Х – как помещение ТСЖ.
31 марта 2010 года на имя закрытого акционерного общества «Х» Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу зарегистрировано право собственности на помещения Х и Х в вышеуказанном доме. Основанием для регистрации права собственности явились: договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях №Х от 27.12.2004; Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 827 от 25.05.2004г.; дополнительное соглашение № Х от 31.03.2005г.; дополнительное соглашение от 01.08.2005г.; дополнительное соглашение от 10.05.2007г.; дополнительное соглашение № Х от 14.06.2007г.; Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1556 от 12.12.2006г.; дополнительное соглашение № 5 от 12.02.2008г.; дополнительное соглашение № 6 от 27.02.2008г.; дополнительное соглашение от 25.02.2009г.; разрешение на ввод в эксплуатацию № Х от 23.10.2008г.; протокол частичного исполнения обязательств от 23.04.2009г. (л.д. 140-144, 159-206).
1 апреля 2010 года между ЗАО «Х» и ООО «Управляющая Компания «Х» заключен договор купли-продажи помещения Х в вышеуказанном доме, которое передано продавцом покупателю 1 апреля 2010 года, что подтверждается актом приема-передачи (л.д. 113-116).
21 июня 2010 года Управлением Росреестра по городу Санкт-Петербургу зарегистрировано право собственности на помещение Х за ООО «Управляющая Компания «Х» (л.д. 25).
8 октября 2014 года между ООО «Управляющая Компания «Х» и ООО «Управляющая компания Космосервис» заключен договор купли-продажи помещения Х в вышеуказанном доме, которое передано продавцом покупателю 8 октября 2014 года, что подтверждается актом приема-передачи (л.д. 111-112).
13 февраля 2015 года Управлением Росреестра по городу Санкт-Петербургу зарегистрировано право собственности на помещение Х за ООО «Управляющая компания «Космосервис» (л.д. 25).
11 января 2011 года между ЗАО «Х» и ООО «Управляющая Компания «Х» заключен договор купли-продажи помещения Х в вышеуказанном доме, которое на момент подписания договора передано продавцом покупателю (л.д. 120-122).
15 июля 2011 года Управлением Росреестра по городу Санкт-Петербургу зарегистрировано право собственности на помещение Х за ООО «Управляющая Компания «Х» (л.д. 27).
8 октября 2014 года между ООО «Управляющая Компания «Х» и ООО «Управляющая компания Космосервис» заключен договор купли-продажи помещения Х в вышеуказанном доме, которое передано продавцом покупателю 8 октября 2014 года, что подтверждается актом приема-передачи (л.д. 118-119).
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Состав общего имущества в многоквартирном доме определен в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491. Согласно пп. "а" п. 2 названных Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
При этом помимо нежилых помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, в таком доме могут быть и иные нежилые помещения, которые предназначены для самостоятельного использования, являются недвижимыми вещами как самостоятельными объектами гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в п. 1 ст. 290 ГК РФ и п. 1 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ. При определении состава имущества, находящегося в общей собственности собственников помещений в многоквартирном доме, в частности при отнесении конкретных нежилых помещений либо к категории предназначенных для самостоятельного использования, либо к категории общего имущества, следует, как указано в п. 3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, использовать сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено судом при вводе объекта в эксплуатацию помещения Х и Х были выделены в самостоятельный объект недвижимости, учтены и сформированы как встроенно-пристроенные помещения, право собственности на которые было зарегистрировано ЗАО «Х» без указание на его целевое использование, что подтверждается свидетельствами о праве собственности.
При этом истцами не представлено доказательств, что спорные помещения предназначены для обслуживания всего жилого дома. Судом разъяснено истцам право ходатайствовать о назначении экспертизы с целью определения наличия в спорных помещениях оборудования, предназначенного для обслуживания более одной квартиры. От реализации данного права истцы отказались.
Принимая во внимание, что истцами не представлено доказательств того обстоятельства, что спорные помещения относятся к общему имуществу в жилом доме, что в данном помещении имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме оборудование, а также того, что данное помещение предназначено для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений, при регистрации права собственности на данные помещения они были определены как нежилые без указания их целевого характера использования, по смыслу ст. 36 Жилищного кодекса РФ спорные помещения общим имуществом в многоквартирном доме не являются. С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу, что требования истцов о признании спорных помещений общим имуществом собственников многоквартирного дома, истребовании его из незаконного владения ответчика, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Юрьеву Г.В., Пименову С.В., Степановой Ю.Ю., Зайченко А.А. в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Космосервис» о признании недействительной записи о переходе права собственности на объекты недвижимости, признании объектов недвижимости общей долевой собственностью отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд через Калининский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: