Решение по делу № 33-278/2023 от 16.03.2023

Судья Вигуль Н.Е.

49RS0001-01-2022-005904-23

Дело № 2-227/2023

№ 33-278/2023

11 апреля 2023 г.

город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего        Лобыкина С.Н.,

судей                    Бельмас И.Ю., Вилер А.А.,

при секретаре Засыпкиной Т.С.

    

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Виноградова К.Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о включении в страховой стаж периодов работы в льготном исчислении, назначении страховой пенсии по старости

по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 20 января 2023 г., которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бельмас И.Ю., объяснения представителя ответчика Ходячих Е.В., настаивавшей на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Виноградов К.Г. обратился в суд с названным выше иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации в Магаданской области (после переименования с 1 января 2023 г. - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области, далее также ОСФР по Магаданской области, пенсионный орган), указав в его обоснование, что 3 октября 2022 г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости военнослужащим в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду неподтверждения необходимого страхового стажа, поскольку не представлены срочные трудовые договоры.

Считал данное решение незаконным, указывая, что трудовые договоры о работе в районах Крайнего Севера, при наличии которых согласно абзацу 2 пункта 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, пункту «д» статьи 5 Указа Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» работа в районах Крайнего Севера засчитывается в стаж, дающий право на получение пенсии по старости, в полуторном размере отсутствуют в архивных органах по вине работодателя.

Просил суд обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости военнослужащим (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с учетом пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 3 октября 2022 г., включив в страховой стаж в льготном исчислении (один год за полтора года) периоды работы в районах Крайнего Севера с 11 декабря 1981 г. по 3 мая 1982 г., с 9 июля 1985 г. по 31 декабря 1991 г.

Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 20 января 2023 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ОСФР по Магаданской области просит решение суда отменить и вынести новое – об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что в период работы Виноградова К.Г. с 11 декабря 1981 г. по 3 мая 1982 г. и с 9 июля 1985 г. по 31 декабря 1991 г. действовали нормы Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предусматривающие льготный порядок исчисления периодов работы в таких районах (местностях) только при условии заключения работниками срочного трудового договора.

Отмечает, что поскольку периоды работы, засчитываемые в страховой стаж и имевшие место до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежат льготному исчислению исходя из пенсионного законодательства, действовавшего в период выполнения такой работы, срочные трудовые договоры Виноградовым К.Г. не представлены, то оснований для назначения пенсии по старости у пенсионного органа не имелось.

Также указывает на отсутствие оснований для применения в данном деле правовых позиций, изложенных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, относительно возможности исчисления трудового стажа по нормам ранее действующего пенсионного законодательства.

Поясняет, что условием для применения названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации является то, что застрахованное лицо могло рассчитывать на пенсионное обеспечение по номам ранее действующего пенсионного законодательства. Однако, до введения в действие Федерального закона от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» военнослужащие не могли претендовать на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец полагает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Истец, извещенный надлежащим образом, для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, об отложении слушания дела не ходатайствовал. Руководствуясь положениями части 1 статьи 327, частей 1, 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, обсудив эти доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции по делу установлено, подтверждается материалами дела и никем не оспаривается, что Виноградов К.Г., <дата> года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с 2 ноября 2014 г. пожизненно.

3 октября 2022 г. Виноградов К.Г. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с учетом пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Решением пенсионного органа от 21 октября 2022 г. № 190/3 Виноградову К.Г. в назначении страховой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.

Из названного решения следует, что истцом подтвержден страховой стаж 21 год 7 месяцев 9 дней (что менее требуемых 25 лет), стаж работы в районах Крайнего Севера – 18 лет 5 месяцев 14 дней.

В силу части 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Пункт 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ предусматривает, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

С учетом приведенных положений пенсионным органом при оценке пенсионных прав истца установлено, что на момент его обращения за назначением страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) Виноградову К.Г., достигшему возраста <.......> лет необходимо подтвердить наличие 25 лет страхового стажа и 7 лет 6 месяцев стража работы в районах Крайнего Севера.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при исчислении страхового стража, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ названной статьи установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Как следует из материалов дела, на основании имеющихся в распоряжении пенсионного органа документов (трудовой книжки серии АТ-II №..., оформленной на имя Виноградова К.Г. 7 августа 1981 г., архивных справок, выданных архивным отделом администрации Среднеканского городского округа, справки ЦФО УМВД России по Магаданской области от 4 февраля 2022 г. № 4/10515, выписки из индивидуального лицевого счета Виноградова К.Г., застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования 13 августа 2002 г.), ответчик пришел к выводу о наличии у истца подтвержденного страхового стажа 21 год 07 месяцев 09 дней, что менее требуемых 25 лет, и это послужило основанием для отказа в установлении истцу страховой пенсии по старости.

При этом периоды работы истца в организациях, расположенных на территории Среднеканского района Магаданской области, отнесенной к районам Крайнего Севера, а именно с 11 декабря 1981 г. по 3 мая 1982 г. и с 9 июля 1985 г. по 31 декабря 1991 г. учтены пенсионным органом в календарном исчислении со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающих работу истца в указанные периоды на основании срочных трудовых договоров.

По мнению истца, расчет страхового стража произведен пенсионным органом неверно.

Полагал, что вышеуказанные периоды его работы подлежат включению в страховой страж в льготном (полуторном), а не календарном, исчислении и в этом случае к моменту обращения за назначением страховой пенсии его страховой стаж составлял более 25 лет, как следствие, в назначении страховой пенсии ему отказано необоснованно.

Разрешая спор сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности правовой позиции Виноградова К.Г. относительно порядка исчисления спорных периодов страхового стажа - в полуторном размере.

Выводы суда в этой части основаны на верном толковании и применении норм пенсионного законодательства и доводами апелляционной жалобы не опровергаются.

В спорные периоды работы истца до 1 января 1992 г. порядок исчисления стажа регулировался Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» и Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590, которым утверждено Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (далее – Положение от 03.08.1972 № 590).

Несмотря на то, что Закон СССР от 14.07.1956 прямо не предусматривал возможность включения периодов работы в РКС в стаж работы для назначения пенсий в льготном исчислении, положения абзаца 2 пункта 110 Положения от 03.08.1972 № 590 предусматривали, что работа в РКС и в местностях, приравненных к ним, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

В свою очередь, названная статья 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 устанавливала, что работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, засчитывать при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности, один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года. Льготы, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, предусмотренных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960, сокращена с пяти до трех лет.

В то же время, в силу пункта 1 Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 № 530/П-28 (далее - Инструкция), льготы, установленные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960, предоставляются всем рабочим и служащим (в том числе местным жителям и другим лицам, принятым на работу на месте) государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В силу п. 2 Инструкции льготы, предусмотренные статьями 1, 2, 3, 4 Указа от 10.02.1960, с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом от 26.09.1967, предоставляются независимо от наличия письменного срочного трудового договора. Льготы, предусмотренные статьей 5 Указа от 10.02.1960, предоставляются дополнительно работникам, прибывшим на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны (включая лиц, прибывших по собственной инициативе), при условии заключения ими трудового договора о работе в этих районах и местностях на срок три года, а на островах Северного Ледовитого океана - два года.

На основании подпункта «а» пункта 43 этой же Инструкции лицам, указанным в пункте 2 Инструкции, общий стаж работы, дающий право на получение пенсий по старости и по инвалидности, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. в порядке: один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.

В последующем, положением статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 31 декабря 2001 г., предусматривалось льготное исчисление трудового стажа, и в частности, периодов работы в РКС, в полуторном размере; аналогичные положения содержались в статье 28 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утратила силу с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), при этом в данной статье дополнительно указывалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).

С учетом приведенных нормативных положений, с 1 января 1992 г. (даты введения в действие Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации») законодателем фактически подтверждено право лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на льготное исчисление трудового стажа и исключены какие-либо различия в оценке трудового стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от условий выполнения соответствующей работы (в частности, от заключения срочного трудового договора).

Поскольку законодательство, действовавшее в спорные периоды работы истца, предусматривало зачет периодов работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, всем рабочим и служащим предприятий, учреждений и организаций, находящихся в таких районах, в стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, в полуторном исчислении, судебная коллегия не усматривает правовых оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что спорные периоды работы истца подлежали включению в страховой стаж в льготном исчислении (одни год работы засчитывается за один год и шесть месяцев).

Установив, что при включении в страховой стаж в льготном (полуторном) исчислении спорных периодов работы истца он составит более требуемого - 25 лет, суд также пришел к правильному выводу, что у истца возникло право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с даты обращения в пенсионный орган за ее назначением, то есть с 3 октября 2022 г.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы, в целом повторяют приведенные ответчиком в суде первой инстанции, они были предметом исследования в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой, судебной коллегией не установлено.

Доводы жалобы относительно отсутствия оснований для применения в данном деле постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П судебной коллегией отклоняются, поскольку в данном деле судом первой инстанции оно не применялось.

Какой-либо дополнительной аргументации, требующей проверки и оценки суда апелляционной инстанции, рассматриваемая жалоба не содержит.

При таком положении судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы пенсионного органа.

Оснований для проверки решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, также как процессуальных нарушений, влекущих его безусловную отмену (часть 4 статьи 330 ГПК РФ), судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 20 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области – без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение трех месяцев может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 12 апреля 2023 г.

Председательствующий                         

Судьи

33-278/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Виноградов Константин Геннадьевич
Ответчики
ОСФР по Магаданской области
Суд
Магаданский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mag.sudrf.ru
16.03.2023Передача дела судье
11.04.2023Судебное заседание
12.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2023Передано в экспедицию
11.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее