Дело № 2-8179/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2019 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Крюк А.А.,
при секретаре Савёловой В.А.,
с участием представителя истца Серга Ю.В., представителя ответчика Черкасовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Аяно-Майского района Хабаровского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, администрации Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края о возложении обязанности.
В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой Аяо-Майского района Хабаровского края в соответствии с поручением прокуратуры Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценке соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации мест размещения отходов» проведена проверка соблюдения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой установлено, что на земельном участке, расположенном примерно в 7 километрах дороги «Аян- Мунук» Аяно-Майского района Хабаровского края на площади 2 гектара расположен полигон твердых коммунальных отходов. В ходе проведенного 13.09.2019 обследования указанного полигона коммунальных отходов установлено, что на полигоне отсутствует территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов; на выезде из полигона отсутствует контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов; по периметру всей территории полигона ТБО отсутствует легкое ограждение, или осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м.; в месте разгрузки и складирования ТБО отсутствуют переносные сетчатые ограждения. Таким образом, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не организован сбор (в том числе раздельный сбор), транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов образующихся на территории с. Аян Аяно- Майского района Хабаровского края в соответствии с требованиями п. 3.5., 3.7., 4.3., 4.4., 5.3. СанПиН 2.1.7.1038-01. Бездействие Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края при организации сбора (в том числе раздельного сбора), транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов образующихся на территории с. Аян Аяно- Майского района Хабаровского края нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Просит обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и Администрацию Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края организовать обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов размещенных на полигоне твердых коммунальных отходов расположенном примерно в 7 километрах дороги «Аян- Мунук» Аяно-Майского района Хабаровского края в соответствии с требованиями п. 3.5., 4.3., 4.4., 5.3. санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, окончательно просил обязать министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края организовать деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов размещенных на полигоне твердых коммунальных отходов расположенном примерно в 7 километрах дороги «Аян- Мунук» Аяно-Майского района Хабаровского края в соответствии с требованиями и. 3.5., 4,3., 4,4, 5,3, санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001. №16; обязать Администрацию Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края принять участие в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении твердых коммунальных отходов размешенных на полигоне твердых коммунальных отходов расположенном примерно в 7 километрах дороги «Аян- Мунук» Аяно-Майского района Хабаровского края в соответствии с требованиями п. 3.5., 4.3.» 4.4, 5,3, санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, СанПиН 2.1.7.1038-01» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16,
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что исполнение вышеуказанных требований не позволит в полной мере исполнить требования законодательства, регулирующего сферу обращения с твердыми коммунальными отходами. Объект размещения ТКО, расположенный примерно в 7 км. дороги «Аян-Мунук» Аяно-Майского района Хабаровского края полигоном не является. Данный объект является местом несанкционированного размещения ТКО. Для осуществления деятельности по размещению ТКО на объекте, необходимо такой объект включить в ГРОРО. В целях включения объекта в ГРОРО необходимо разработать проектную документацию на объект и получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на такую документацию. Земельный участок, расположенный примерно в 7 км. дороги «Аян- Мунук» Аяно-Майского района Хабаровского края с кадастровым номером №, находится в собственности Аяно-Майского муниципального района. Учитывая, изложенное, а также тот факт, что министерство не является юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию объекта размещения ТКО, расположенного на вышеуказанном земельном участке, провести необходимые мероприятия по включению данного объекта ГРОРО, в целях осуществления деятельности по размещению ТКО, не представляется возможным и не относится к полномочиям министерства. В целях осуществления деятельности по размещению ТКО на объекте до 01 января 2023 г., именно администрация Аяно- Майского муниципального района, как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, расположенного примерно в 7 км. дороги «Аян-Мунук» Аяно-Майского района Хабаровского края, обязана предоставить все необходимые документы в адрес министерства и обустроить объект, согласно Порядку и СанПиН 2.1.7.1038-01. Министерство в свою очередь при поступлении заявления о включении объекта в Перечень, рассматривает материалы заявителя, в том числе на предмет достоверности содержащихся в них сведений и в случае достоверной и полной информации, содержащейся в материалах, направляет их на согласование в Минприроды РФ. Необходимые документы для включения объекта в Перечень, установленные Порядком, на вышеуказанный объект от администрации Аяно-Майского муниципального района в адрес министерства не поступали. Просит в удовлетворении прокурора Аяно- Майского муниципального района к министерству отказать в полном объеме.
Представитель администрации Аяно-Майского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассматривать дело в свое отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что возложении обязанности в соответствии с предметом иска приведет к выходы за пределы полномочий муниципального образования. В силу ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации Аяно-Майского муниципального района.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Аяо-Майского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что на земельном участке, расположенном примерно в 7 километрах дороги «Аян- Мунук» Аяно-Майского района Хабаровского края на площади 2 гектара, находящемся в собственности Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края, расположен полигон твердых коммунальных отходов.
В ходе проведенного 13.09.2019 обследования указанного полигона коммунальных отходов установлено, что на полигоне отсутствует территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов; на выезде из полигона отсутствует контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов; по периметру всей территории полигона ТБО отсутствует легкое ограждение, или осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2м.; в месте разгрузки и складирования ТБО отсутствуют переносные сетчатые ограждения.
В соответствии с и. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и и. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обязаны обеспечивать соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
В соответствии с ч. 1,2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 4,8 ст. 4 Закона Хабаровского края от 09.12.2015 № 150 «Об отдельных вопросах реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Правительства края в области обращения с отходами относится установление полномочий отраслевых органов исполнительной власти в области обращения с отходами; организация деятельности по сбору (в том силе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3.106 Положения «О Министерстве жилищно- коммунального хозяйства Хабаровского края» утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 06.05.2006 № 69-пр в соответствии с возложенными задачами и целями Министерство обеспечивает реализацию полномочий края в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением функций регионального государственного надзора и тарифного регулирования.
Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 введены в действие санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01» (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01).
Согласно п. 3.5. СанПиН 2.1.7.1038-01 полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов.
Из содержания и. 4.3. СанПиН 2.1.7.1038-01 следует, что по требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.
Согласно п. 4.4. СанПиН 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.
Согласно и. 5.3. СанПиН 2.1.7.1038-01 переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Установлено, что ответчиками в пределах их компетенции не проводятся мероприятия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов образующихся на территории с. Аян Аяно- Майского района Хабаровского края в соответствии с требованиями п. 3.5., 3.7., 4.3., 4.4., 5.3. СанПиН 2.1.7.1038-01.
Бездействие ответчиков нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Доводы о том, что объект размещения ТКО, расположенный примерно в 7 км. дороги «Аян-Мунук» Аяно-Майского района Хабаровского края полигоном не является, не состоятельны, поскольку несоответствие фактически эксплуатируемого Администрацией Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края требованиям Приказа Минстроя России от 17.11.2017 № 155/пр является основанием для понуждения ответчиков организовать данную деятельность в соответствии с действующими нормативными требованиями.
Отсутствие полигона ТКО в государственном реестре объектов отходов, а также перечне объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации является основанием для понуждения ответственных субъектов к включению фактически действующего полигона ТКО в данный государственный реестр и перечень, что предметом настоящего иска не является.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Аяно-Майского района Хабаровского края, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом способ организации и участия в данной деятельности является прерогативой ответчиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Учитывая, что работы могут быть исполнены только ответчиками, организация этих работ требует проведение в соответствии с действующим законодательством ряда процедур, на выполнение которых объективно требуется время, суд считает установить исполнимые сроки для исполнения решения суда в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по приведению полигона твердых коммунальных отходов расположенном примерно в 7 километрах дороги «Аян- Мунук» Аяно-Майского района Хабаровского края в соответствии с требованиями и. 3.5., 4.3., 4.4., 5.3. санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16.
Обязать Администрацию Аяно-Майского муниципального района Хабаровского края в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в мероприятиях по приведению полигона твердых коммунальных отходов расположенном примерно в 7 километрах дороги «Аян- Мунук» Аяно-Майского района Хабаровского края в соответствии с требованиями п. 3.5., 4.3., 4.4., 5.3. санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 05 ноября 2019г.
Председательствующий подпись А.А. Крюк
Копия верна: судья А.А. Крюк
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2019-008472-96
Подлинник находится в материалах дела № 2-7781/2019 Центрального районного суда г.Хабаровска.
Секретарь