Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2017 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Иоффе Н.Е.
с участием помощника прокурора Клоковой И.П.,
при секретаре Пироговой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 3123\17 по административному иску Поляковой Е. В. к Территориальной избирательной комиссии Клинского района Московской области об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, признании подписей в подписных листах действительными, обязании регистрации кандидата,
Установил:
Административный истец Полякова Е.В. обратилась в суд с вышепоименованным административным иском к Территориальной избирательной комиссии Клинского района Московской области, в обоснование которого указала следующее.
10.11.2017 года Территориальная избирательная комиссия Клинского района Московской области отказала ей в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Клин по одномандатному избирательному округу № 5.
Основанием для принятия данного решения послужили результаты проверки 11 подписных листов, содержащих 41 подпись избирателей, которые были оформлены в соответствии с требованиями законодательства и представлены ею в Территориальную избирательную комиссию Клинского района для регистрации.
Результат проверки подписей избирателей содержится в итоговом протоколе о результатах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, где, в частности, указано что, проверкой выявлено 9 недостоверных и недействительных подписей от их общего количества.
В соответствии с ведомостью проверки подписных листов №1, в подписном листе №7, строка №3 по заключению рабочей группы не указан полный адрес места жительства избирателя.
Считает указанное заявление голословным, так как данный адрес можно воспринимать только однозначно.
В соответствии с ведомостью проверки подписных листов №1, в подписном листе №5, строка №3 по заключению рабочей группы сведения об избирателе не соответствуют действительности.
Однако сведения об избирателе вносились в подписной лист в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с ведомостью проверки подписных листов №1, в подписном листе №3, строка №3,4 по заключению эксперта подпись избирателя выполнена другим лицом, что не соответствует действительности.
В соответствии с ведомостью проверки подписных листов №1, в подписном листе №5, строка №1,2 по заключению эксперта одна подпись избирателя выполнена другим лицом, а в одной подписи дата проставлена другим лицом, что не соответствует действительности.
В соответствии с ведомостью проверки подписных листов №1, в подписном листе №9, строка №3,4 по заключению эксперта подпись избирателя выполнена другим лицом, что не соответствует действительности.
При проверке подписных листов, эксперт - криминалист нарушил нормы Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, не применил при исследовании подписных листов никаких технических средств, а ограничился голословными заявлениями и доводами заместителя председателя Территориальной избирательной комиссии Клинского района И.М.Ильиной, заявившей, что она лично звонила избирателю и выяснила недействительность внесения подписи.
В судебное заседание административный истец Полякова Е.В. не явилась, надлежаще извещена. После окончания оглашения материалов дела, в суд поступила копия больничного листа в электронном виде, выданного Поляковой Е.В. педиатром детской городской больницы 20.11.2017 г., вместе с тем, ходатайств об отложении дела ею не заявлено.
Учитывая сокращенные сроки рассмотрения дел данной категории, принимая во внимание отсутствие ходатайства административного истца об отложении дела, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Представитель административного ответчика возражал против заявленных требований, пояснив, что решение Территориальной избирательной комиссии Клинского района Московской области от 10.11.2017г. принято в точном соответствии с Федеральным законом №67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», никаких нарушений закона при этом не имеется, доводы, изложенные в административном иске являются надуманными и ничем не подтвержденными.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика, прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении иска, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
К числу оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится и недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Аналогичные положения в отношении отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктом 8 части 24 статьи 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно этому порядку подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме (пункт 6). Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума (пункт 11).
Аналогичные положения в отношении порядка сбора подписей предусмотрены частями 3, 5 статьи 29 названного Закона Московской области.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей; проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия); к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов; заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей; заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3). По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1). Недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме; все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, (подпункт з п.6.4),подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, в этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи; подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункты "б", "в", "г" пункта 6.4).
Аналогичные положения содержатся в статье 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Решением Избирательной комиссии Московской области от 02.10.2017г. № 48\383-6 « О возложении полномочий избирательной комиссии городского округа Клин на территориальную избирательную комиссию Клинского района» полномочия избирательной комиссии городского округа Клин возложены на территориальную избирательную комиссию Клинского района.
Решением ТИК Клинского района от 10.10.2017 г. № 7\31 утверждено количество подписей,которое необходимо для регистрации кандидатов, списка кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Клин, назначенных на 17.12.2017г., в том числе, по избирательному округу №5 в количестве 37 подписей, максимальное количество представляемых подписей 41.
Решением ТИК Клинского района от 02.10.2017 г. № 1\29 утверждены схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Клин.
10.11.2017 года решением Территориальной избирательной комиссии Клинского района Московской области № 24\41 Поляковой Е.В. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов городского округа Клин по одномандатному избирательному округу № 5.
Согласно итоговому протоколу проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Клин по одномандатному избирательному округу №5 Поляковой Е.В., выявлено 9 недостоверных и недействительных подписей от общего количества подвергшихся проверке 41 подписи. Количество подписей, признанных достоверными, составило 32 подписи. Количество подписей в поддержку данного кандидата не отвечает требованиям части 1 статьи 29, части 1 статьи 30 Закона Московской области» О муниципальных выборах в Московской области» и является недостаточным для ее регистрации.
В ведомости проверки подписных листов №1 указаны нарушения, а именно, в подписном листе №6, строка №1-4- подписной лист не заверен подписью кандидата, строка №3- подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в соответствующем одномандатном округе, в подписном листе №7, строка №3 - не указан полный адрес места жительства избирателя, в подписном листе №3, строка №3,4 - подпись избирателя выполнена другим лицом, в подписном листе №5, строка №1,2 -подпись избирателя выполнена другим лицом, дата подписи избирателя проставлена им не собственноручно, в подписном листе №9, строка №3,4 подпись избирателя выполнена другим лицом.
Вышеизложенное нашло свое подтверждение заключением по проверке подписных листов №287 от 06.11.2017г., сведениями ОВМ ОМВД России по Клинскому району от 06.11.2017г., решением ТИК Клинского района от 02.10.2017 г. № 1\29 об утверждении схем одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Совета депутатов городского округа Клин, обозреваемыми подписными листами, копии которых приобщены к материалам дела.
Никаких доказательств, опровергающих вышеизложенное, административным истцом в материалы дела не представлено.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу об обоснованности оспариваемого решения ТИК об отказе Поляковой Е.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Клин ввиду недостаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации по одномандатному избирательному округу №5, что является основанием отказа в регистрации кандидата в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
Решил:
В административном иске Поляковой Е. В. к Территориальной избирательной комиссии Клинского района Московской области об отмене решения избирательной комиссии от 10.11.2017г. №24\41 « Об отказе в регистрации кандидату Поляковой Е. В., выдвинутой избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «Партия РОСТА» по одномандатному избирательному округу №5, об отказе в регистрации кандидата, признании подписей в подписном листе №7 строка 3, подписном листе №5 строка 3, в подписном листе №3 строка 3,4, подписном листе №5 строка 1,2, подписном листе №9 строка 3,4 действительными и достоверными, обязании регистрации кандидата Поляковой Е. В., выдвинутой избирательным объединением «Региональное отделение в Московской области Всероссийской политической партии «Партия РОСТА» по одномандатному избирательному округу №5, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение пяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированно решение изготовлено 21 ноября 2017 г.
Судья Клинского горсуда: Иоффе Н.Е.