Решение по делу № 2-616/2023 (2-4888/2022;) от 13.12.2022

    Дело №2-616/2023

УИД 23RS0058-01-2022-007004-75

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2023 года                                                                                        город Сочи

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Крижановской О.А.,

при секретаре судебного заседания Гончаровой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Джишкариани ФИО5 ФИО8 к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи о предоставлении жилого помещения взамен помещения признанного аварийным,

УСТАНОВИЛ:

Джишкариани Д.С. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, в котором просит возложить на администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи обязанность предоставить Джишкариани Д.С. в собственность квартиру № 67 дома №<адрес> по ул. <адрес> города Сочи, взамен изымаемой квартиры № 124 в доме № по ул. <адрес> города Сочи, без возмещения разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилым помещением.

В обоснование заявленных требований истец указал, что он, Джишкариани Д.С., является собственником квартиры 124 в пятиэтажном многоквартирном жилом доме, по адресу: город Сочи, Хостинский внутригородской район, ул. <адрес>, д., кадастровый номер . Право собственности зарегистрировано в установленном порядке № от 20.06.2013 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, имеется обременение в виде ипотеки в силу закона. Данная квартира расположена на 4-м этаже из 5, и имеет общую площадь 14,7 кв.м., плюс, застекленная утепленная лоджия площадью 2,7 кв.м., а также, 4,7 кв.м. на праве общедолевой собственности на кухне общего пользования, т.к. данные квартиры не имеют индивидуальных кухонь. Дом расположен в благоприятном для проживания районе с развитой инфраструктурой, с хорошей экологической обстановкой, в непосредственной близости с рекреационными объектами.

Распоряжением главы администрации Хостинского района г. Сочи от                                  23 ноября 2015 г. №439-р указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Хостинского районного суда г. Сочи от 01 августа 2017 г. по делу 2а-1389/2017 на администрацию города Сочи возложена обязанность незамедлительно расселить жителей многоквартирного дома № по ул. <адрес>. Дом включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу, утвержденный постановлением администрации г. Сочи от 18 июля 2018 г. №1100.

Истец указывает, что им был выбран способ расселения в виде предоставления другого жилого помещения в соответствии с нормами благоустройства, однако, до сентября 2022 года администрация города Сочи не предпринимала никаких действий для обеспечения его другим благоустроенным жилым помещением, ссылаясь на отсутствие таковых в распоряжении администрации города Сочи.

При этом администрация в 2019 году и в 2021 году обращалась в Хостинский районный суд города Сочи суд с исками о принудительном изъятии жилого помещения, прекращении его права собственности, признании права муниципальной собственности на квартиру и выселении, с предоставлением суммы компенсации. В удовлетворении исковых требований администрации города Сочи было отказано в виду нарушения со стороны администрации прав истца по выбору способа расселения. Решения суда вступили в законную силу.

В августе 2022 года Джишкариани Д.С. был приглашен в отдел переселения департамента городского хозяйства администрации города Сочи, где был предложен вариант расселения в виде предоставления в собственность квартиры, общей площадью 27,3 кв.м. на 7-м этаже 9-ти этажного многоквартирного дома по адресу: г. Сочи, п. Хоста, ул. Сухумское шоссе, д. 19/2. От данного варианта расселения истец отказался, в виду того, что, технические характеристики дома не соответствовали Приложению 5 к Адресной программе Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы» - Перечень характеристик строящихся и приобретаемых у застройщиков за счет бюджетных средств жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в рамках реализации адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2023 годы», а именно, отсутствие лифта при наличии лифтовой шахты, что недопустимо при этажности более 5-ти этажей, отсутствие отопления и горячего водоснабжения при наличии общедомовой котельной, лицевые счета по водоснабжению не разделены и задолженность за потребление холодной воды составляет более 16 000 000 рублей.

17.10.2022 года он был повторно приглашен в отдел переселения департамента городского хозяйства администрации города Сочи, где ему был предложен вариант расселения в виде предоставления в собственность квартиры № 67, общей площадью 32,5 кв.м. на 6-м этаже 18-ти этажного жилого многоквартирного дома по адресу: г. Сочи, пос. Адлер, ул. <адрес>, д. <адрес>. После осмотра данной квартиры, истцом был подписан протокол выражения собственником жилого помещения волеизъявление о способах переселения из аварийного жилого фонда в виде предоставления в собственность, взамен изымаемой квартиры № 124 в доме № по ул. <адрес> города Сочи, принадлежащей мне на праве собственности, квартиры № 67 дома №<адрес> по ул. <адрес> города Сочи. Также, ему были переданы ключи от указанной квартиры.

14.11.2022 года истец получил письмо от департамента городского хозяйства администрации города Сочи, к которому были приложены два проекта соглашения, один из которых об изъятии принадлежащей на праве собственности квартиры с выплатой возмещения в размере 3 517 000 рублей, а второй - о предоставлении ему в собственность взамен изымаемой квартиры № 124 в доме № по ул. <адрес> города Сочи, квартиры № 67 дома №<адрес> по ул. <адрес> города Сочи, с доплатой за счет собственных средств администрации города Сочи разницы в стоимости в размере 545 500 рублей.

16.11.2022 года истцом было составлено письмо на имя директора департамента городского хозяйства администрации города Сочи о согласии с предоставлением мне в собственность квартиры № 67 дома №<адрес> по ул. <адрес> города Сочи, взамен изымаемой квартиры № 124 в доме № по ул. <адрес> города Сочи, однако, он не согласен с выплатой разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением, которая составляет 545 500 рублей.

Истец указывает, что финансирование расселения за счет собственных средств граждан, переселяемых из аварийного жилья не предусмотрено, ни федеральным законодательством, ни адресной программой Краснодарского края не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

В судебном заседании истец Джишкариани Д.С. заявленные требования поддержал, считает, что требования администрации об осуществлении доплаты за предоставляемое жилое помещение незаконны, поскольку дом, который подлежит сносу, внесен в адресную программу, которая не предусматривает, что собственнику необходимо доплатить разницу в стоимости, если администрация не может предложить ему иное жилье.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Рогонян А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Исследовав материалы дела, выслушав участвующих лиц, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Джишкариани Д.С. является собственником квартиры 124 в пятиэтажном многоквартирном жилом доме, по адресу: город Сочи, Хостинский внутригородской район, ул. <адрес>, д. , кадастровый номер , право собственности зарегистрировано в установленном порядке № от 20.06.2013 года.

Распоряжением главы администрации Хостинского района города Сочи от 23 ноября 2015 г. № 439-р многоквартирный дом № по ул. <адрес> Хостинского внутригородского района города Сочи, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г. Сочи от 25 декабря 2018 г. №2118 изъят для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, земельный участок с кадастровым номером , площадью 6811 кв.м, находящийся по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. <адрес>, , и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

Решением Хостинского районного суда города Сочи от 01 августа 2017 года, вступившим в законную силу, удовлетворен иск прокуратуры Хостинского внутригородского района города Сочи и на администрацию города Сочи возложена обязанность незамедлительно расселить жителей многоквартирного дома № по улице <адрес> Хостинского внутригородского района города Сочи.

Однако, до настоящего времени указанное решение суда не исполнено.

Указанный многоквартирный дом включен в Перечень аварийных многоквартирных домов подлежащих сносу, утвержденный постановлением администрации города Сочи от 18.07.2018 года № 1100 в рамках подпрограммы «Обеспечение жилищных прав собственников или нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи» муниципальной программы города Сочи «Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования город-курорт Сочи» утвержденной постановлением администрации города Сочи от 25.12.2015 № 3659.

В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации после соблюдения установленной предварительной процедуры (требование о сносе), изъят для муниципальных нужд на основании постановления администрации города Сочи от 25.12.2018 года № 2118 «Об изъятии земельного участкам и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома № по улице <адрес> Хостинского района города Сочи» земельный участок с кадастровым номером , находящийся под многоквартирным домом № по улице <адрес> Хостинского района города Сочи, за исключением находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи.

Указанный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением глава администрации (губернатор) Краснодарского края от 10.04.2019 г. № 186 и Постановлением главы администрации города Сочи от 31.07.2019 № 1222.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).

В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность, либо его выкуп. При этом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Таким образом, гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.

При указанных, имеющих место обстоятельствах и совокупности применимых норм права, как разъяснено в п.41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Истцом выбран способ обеспечения жилищных прав, а именно предоставление благоустроенного жилого помещения, поскольку другого жилья у истца не имеется.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Администрация города Сочи в 2019 году и в 2021 году обращалась в Хостинский районный суд города Сочи суд с исками к Джишкариани Д.С. о принудительном изъятии жилого помещения, прекращении его права собственности, признании права муниципальной собственности на квартиру и выселении, с предоставлении суммы компенсации. В удовлетворении исковых требований администрации города Сочи было отказано в виду нарушения со стороны администрации прав истца по выбору способа расселения. Решения суда вступили в законную силу.

17.10.2022 года отделом переселения департамента городского хозяйства администрации города Сочи Джишкариани Д.С. предложен вариант расселения в виде предоставления ему в собственность квартиры №67, общей площадью 32,5 кв.м. на 6-м этаже 18-ти этажного жилого многоквартирного дома по адресу: г. Сочи, пос. Адлер, ул. <адрес>, д. <адрес>.

Истец подписал протокол выражения собственником жилого помещения волеизъявление о способах переселения из аварийного жилого фонда в виде предоставления в собственность, взамен изымаемой квартиры № 124 в доме № по ул. <адрес> города Сочи, принадлежащей на праве собственности, квартиры № 67 дома №<адрес> по ул. <адрес> города Сочи.

Из пояснений истца так же следует, что ему были переданы ключи от указанной квартиры.

14.11.2022 года истец получил письмо от департамента городского хозяйства администрации города Сочи, к которому были приложены два проекта соглашения, а именно: соглашение об изъятии принадлежащей Джишкариани Д.С. на праве собственности квартиры с выплатой возмещения в размере 3 517 000 рублей согласно заключения о рыночной стоимости изымаемой квартиры от 22.09.2022 года подготовленного ООО «<данные изъяты>», а так же соглашение, о предоставлении Джишкариани Д.С. в собственность, взамен изымаемой квартиры № 124 в доме № по ул. <адрес> города Сочи, квартиры № 67 дома №<адрес> по ул. <адрес> города Сочи.

Пунктом 1.1.3 Соглашения предусмотрена обязанность Джишкариани Д.С. выплатить за счет собственных средств Администрации разницу в стоимости изымаемой и предоставляемой квартиры в размере 545 500 рублей.

16.11.2022 Джишкариани Д.С. письменно выразил согласие с предоставлением ему в собственность квартиры № 67 дома №<адрес> по ул. <адрес> города Сочи, взамен изымаемой квартиры № 124 в доме № по ул. <адрес> города Сочи, указав, что он не согласен с выплатой разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением.

Доводы представителя администрации города Сочи о том, что в данном случае фактически происходит обмен изымаемого жилого помещения на помещение большей площади и соответственно большей рыночной стоимости не принимаются судом, так как противоречат требованиям действующего законодательства, возлагающего на орган муниципальной власти определенные обязанности.

Возникшие по данному делу правоотношения регулируются как нормами гражданского законодательства о порядке реализации и защиты права собственности на жилое помещение, так и нормами специального жилищного законодательства, предусматривающие порядок предоставления жилых помещений гражданам, по тем или иным причинам лишившимся жилья. При этом, следует иметь в виду, что права собственников жилых помещений и членов их семей в связи с повышенной значимостью конституционного права граждан на жилище защищаются не только нормами гражданского законодательства, но и нормами жилищного законодательства.

Так, право собственника дома и членов его семьи пользоваться жилыми помещениями в доме закреплено и в главе 18 ГК РФ, и в главах 1-1, 6 ЖК РСФСР. В соответствии с ч. 3 ст. 127 ЖК РСФСР жилые дома, квартиры, находящиеся в собственности граждан не могут быть у них изъяты, собственник не может быть лишен права пользования жилым домом, квартирой, кроме случаев, установленных законодательством.

Это положение относится и к тем случаям, когда в результате сноса дома собственник квартиры лишается жилья. Поскольку при сносе дома нарушаются законные права собственников квартир и членов их семей, последние вправе требовать устранения нарушения их жилищных прав и восстановления этих прав в полном объеме путем предоставления равноценного жилья без установления в законе каких-либо встречных обязательств гражданина перед органами и организациями, обязанными восстановить его жилищные права.

Разделом 6 адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 г. № 186 определено, что способами переселения из аварийного жилищного фонда (далее - способ переселения) граждан-собственников являются - выкуп жилого помещения или предоставление другого жилого помещения в собственность.

С целью реализации способа переселения, заключающегося в предоставлении другого жилого помещения в собственность или по договору социального найма, Программой на основании положения пункта 1 части 6 статьи 16 Федерального закона предусматриваются мероприятия по приобретению в собственность муниципальных образований Краснодарского края - участников Программы за счет средств Фонда, краевого и местных бюджетов (далее также - бюджетные средства) свободных от обязательств перед третьими лицами жилых помещений: у застройщиков строящихся и (или) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов, у застройщиков введенных в эксплуатацию жилых домов блокированной застройки; у лиц, не являющихся застройщиками введенных в эксплуатацию многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки. Рекомендуемый перечень характеристик, которым должны соответствовать жилые помещения, приобретаемые за счет бюджетных средств органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края - участников Программы у застройщиков многоквартирных домов или жилых домов блокированной застройки, указан в приложении 5 к Программе.

Разделом 7 Адресной программы Краснодарского края определено, что Финансирование мероприятий Программы осуществляется с использованием средств Фонда, предоставленных Краснодарскому краю в качестве финансовой поддержки на цели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, средств краевого и местных бюджетов муниципальных образований Краснодарского края - участников Программы.

Таким образом, за счет бюджетных средств реализуются способы переселения, заключающиеся в предоставлении другого жилого помещения в собственность или по договору социального найма, выкупе жилого помещения.

При этом, ни федеральным законодательством, ни адресной программой Краснодарского края не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

Тем самым, включение ответчиком в проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу путем мены положений о доплате гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, не основано на законе.

Суд так же принимает во внимание, что срок реализации Адресной программы Краснодарского края в отношении многоквартирного дома, по адресу г. Сочи, Хостинский район ул. <адрес>, дом в котором, расположена квартира, принадлежащая на праве собственности Джишкариани Д.С., определен 30.11.2021 года, однако другое жилое помещение в указанный срок истцу не предоставлено.

Частью 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с ч. 2 ст.13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

До настоящего времени органы местного самоуправления г. Сочи не исполнили вступившее в законную силу решение Хостинского районного суда г. Сочи от 01.08.2017 года, не осуществили расселение, признанного аварийным и подлежащим сносу жилого дома по ул. <адрес>, в городе Сочи.

При этом согласно п/п 2 ч.2 ст.16 Федерального Закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Суд учитывает, что согласно направленного истцу Соглашению «Об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», Администрация г.Сочи готова предоставить Джишкариани Д.С. взамен изымаемой квартиры № 124 в доме № по ул. <адрес> города Сочи, квартиру № 67 дома №<адрес> по ул. <адрес> города Сочи, вместе с тем необоснованно требует с истца возмещения разницы в цене.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что защита нарушенного права истца может быть осуществлена путем удовлетворения заявленных требований с обязанием администрации муниципального образования город-курорт Сочи выполнить действия по расселению признанного аварийным многоквартирного дома, и обязав предоставить истцу квартиру № 67 дома №<адрес> по ул. <адрес> города Сочи, взамен изымаемой квартиры № 124 в доме № по ул. <адрес> города Сочи, без возмещения разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилым помещением.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

        Исковые требования Джишкариани ФИО6 ФИО9 к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи о предоставлении жилого помещения взамен помещения признанного аварийным - удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи обязанность предоставить Джишкариани ФИО7 ФИО10 в собственность квартиру № 67 дома №<адрес> по ул. <адрес> города Сочи, взамен изымаемой квартиры № 124 в доме № по ул. <адрес> города Сочи, без возмещения разницы в цене между изымаемым и предоставляемым жилым помещением.

        Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Хостинский районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

        Решение в окончательной форме изготовлено 06 марта 2023 года.

        Судья                                                                                             О.А. Крижановская

На момент опубликования не вступило в законную силу.

СОГЛАСОВАНО.

Судья                                                 Крижановская О.А.

2-616/2023 (2-4888/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Джишкариани Дмитрий Сергеевич
Ответчики
Администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края
Суд
Хостинский районный суд г. Сочи
Дело на странице суда
sochi-xostinsky.krd.sudrf.ru
13.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.12.2022Передача материалов судье
14.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2023Подготовка дела (собеседование)
10.02.2023Подготовка дела (собеседование)
10.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее