Дело №2-1813/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2018 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е.В., с участием истца Молчанова В. Н., при секретаре судебного заседания Поляковой Н. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Молчанова Владимира Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Чувашской Республики» о возложении обязанности выплатить пенсию за период с дата по дата и взыскании расходов по оплате помощи представителя
установил:
Молчанов В. Н. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» о возложении обязанности выплатить пенсию за период с дата по дата и взыскании расходов по оплате помощи представителя по следующим основаниям.
С дата истец является пенсионером, пенсия выплачивалась ему по месту жительства на Украине. В связи с изменением места жительства истец дата въехал на территорию Российской Федерации. К месту постоянного жительства истец прибыл дата и в этот же день подал заявление в УФМС на получение разрешения на временное проживание, которое получил дата дата получил вид на жительство. дата истец купил квартиру и зарегистрировался по месту постоянного жительства по адресу: адрес. дата истец получил гражданство Российской Федерации. С дата истцу выплачивается пенсия по месту жительства.
дата истец обратился к ответчику с заявлением на выплату пенсии за шесть месяцев с дата по дата, предшествующих получению вида на жительство.
В удовлетворении заявления истцу было отказано, по основаниям того, что получение пенсии за период, предшествующий получению вида на жительство, не предусмотрено действующим законодательством.
Истец считает отказ в выплате пенсии незаконным, противоречащим абзацу 3 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Факт покупки квартиры, по мнению истца, свидетельствует о постоянном проживании на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Указанные нормы нарушают ст. 19 Конституции РФ и принцип непрерывного получения пенсии, ставят военных пенсионеров в неравное положение с гражданами, получающими трудовую пенсию.
Истец просил обязать ответчика выплатить ему пенсию за период с дата по дата и взыскать с ответчика расходы по оплате помощи представителя в размере 4 000 руб.
В судебном заседании истец свои требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В представленном отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием правовых оснований для выплаты пенсии в спорный период.
Третье лицо Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области», в чьем организационном подчинении по вопросам финансового обеспечения находится ответчик, полагало исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям несоответствия их действующему в Российской Федерации законодательству.
Суд, заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец проходил военную службу, являлся гражданином Республики Украина и проживал на территории Республики Украина.
Приказом Министра обороны СССР ----- от дата истец был уволен в запас по возрасту, исключен из списков личного состава войсковой части ----- дата, ему назначена пенсия за выслугу лет.
Согласно аттестату о снятии с учета в связи с выездом на постоянное место проживания за границу ----- от дата, выданного Главным управлением Пенсионного фонда Украины в адрес, истцу выплачена пенсия по дата, выплата пенсии прекращена с дата.
дата истец был снят с регистрационного учета по месту проживания в связи с выездом на постоянное проживание в Российскую Федерацию.
дата истец зарегистрировал право собственности на квартиру и зарегистрировался по месту проживания, а с дата – по месту постоянного жительства по адресу: адрес
дата. истец получил разрешение на временное проживание.
дата истец получил вид на жительство и обратился за получением пенсии.
дата истец получил гражданство Российской Федерации.
На основании заявления истца от дата ему с дата назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет.
Истец обратился к ответчику с заявлением о выплате ему пенсии за выслугу лет с момента прекращения ее выплаты по прежнему месту жительства (с дата).
Согласно ответу ФКУ «Военный комиссариат Чувашской Республики» в выплате пенсии за спорный период истцу, поскольку выплата пенсии за период, предшествующий получению вида на жительство в Российской Федерации (гражданства Российской Федерации) действующим законодательством не предусмотрена, отказано.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территорииРоссийской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учрежденияхи органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от дата "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение от дата).
Как следует из преамбулы Соглашения от дата, правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
На основании Соглашения от дата в целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей Государства-участники, которыми, в том числе являются Российская Федерация и РеспубликаУкраина, дата приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее - Соглашение от дата).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от дата пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены законодательством бывшего Союза ССР.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 3 Федерального закона от дата N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральнымзаконом или международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, для возникновения у иностранных граждан права на пенсионное обеспечение на основании законодательства Российской Федерации необходим факт постоянного проживания данного лица на ее территории.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от дата N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документом, выданным иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство.
Таким образом, право на пенсионное обеспечение истца возникло с момента получения им вида на жительство – то есть, с дата, и оснований для выплаты истцу пенсии за предшествующий период не имеется.
Ссылка истца на нормы Федерального закона от дата № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» не может быть принята во внимание, поскольку пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, а также членов их семей и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются нормами специального законодательства (Закон Российской Федерации от дата N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федеральный закон от дата N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Поэтому суд отказывает истцу в удовлетворении его требований о возложении обязанности выплатить пенсию за спорный период.
Не подлежат удовлетворению и требование истца о взыскании расходов по оплате помощи представителя, поскольку в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ судебные расходы взыскиваются в пользу истца в случае удовлетворения его исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Молчанова Владимира Николаевича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Чувашской Республики» о возложении обязанности выплатить пенсию за период с дата по дата и взыскании расходов по оплате помощи представителя отказать в полном объеме.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в месячный срок со дня его принятия судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Е.В.Шопина
Мотивированное решение суда изготовлено 20 июня 2018 года