УИД 61RS0047-01-2021-001896-78
Судья: Боклагова С.В. Дело № 33а-5922/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 апреля 2022 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Яковлевой Э.Р.
судей: Медведева С.Ф., Утемишевой А.Р.
при секретаре: Паламарчук Ю.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Симонян Халу Жораевны к администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области о признании незаконным постановления об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, по апелляционной жалобе Симонян Х.Ж. на решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 12 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Медведева С.Ф., судебная коллегия по административным делам
установила:
Симонян Х.Ж. обратилась в суд с административным иском к администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.
В обоснование заявленных требований Симонян Х.Ж. указывала, что 20 июля 2021 года она обратилась в администрацию Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области с заявлением о предоставлении условно-разрешенного вида использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка – малоэтажная многоквартирная жилая застройка по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, и предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного использования земельного участка до фактических размеров указанного участка.
23 августа 2021 года администрацией Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области вынесено постановление № 311 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и отклонении от предельных параметров разрешенного строительства при возведении (реконструкции) объекта капитального строительства на участке застройки по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН».
Административный истец полагает, что отсутствие согласования отклонения от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) не может являться основанием для отказа в предоставлении земельному участку испрашиваемого условно-разрешенного вида использования, поскольку для испрашиваемого вида использования нормативно не установлены минимальные размеры участка. Более того, как указывал административный истец, выводы Комиссии основаны на предположениях, без проведения анализа и экспертизы проектно-сметной документации.
Считая свои права нарушенными, Симонян Х.Ж. просила суд признать незаконным постановление администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области от 23 августа 2021 года № 311 «Об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и отклонении от предельных параметров разрешенного строительства при возведении (реконструкции) объекта капитального строительства на участке застройки по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН»; обязать администрацию Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области предоставить земельному участку, расположенному по адресу: ул.АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 909 кв.м, условно-разрешенный вид использования – малоэтажная многоквартирная жилая застройка.
Решением Октябрьского районного суда Ростовской области от 12 января 2022 года в удовлетворении административных исковых требований Симонян Х.Ж. отказано.
В апелляционной жалобе Симонян Х.Ж. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, решение суда принято с нарушением норм материального права, основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Заявитель жалобы, ссылаясь на доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении, указывает, что суд первой инстанции фактически подтверждает предположительные выводы Комиссии Каменоломненского городского поселения по правилам землепользования и застройки о том, что в данном случае будут нарушены установленные нормативы и требования.
По мнению заявителя жалобы, выводы Комиссии, основанные на заключениях ООО «Вода и Стоки», МЖКХ Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» филиал «Октябрьский», ГУ МЧС России фактически основаны на предположениях, поскольку они выполнены без проведения анализа и экспертизы проектно-сметной документации.
В апелляционной жалобе также указано, что поступившие возражения, отраженные в протоколе публичных слушаний № 13 от 20 августа 2021 года, представлены в отношении объекта торговли - магазина, а не заявленного предмета рассмотрения - предоставление условно-разрешенного вида использования земельного участка – малоэтажная многоквартирная жилая застройка. В связи с чем полагает фактическое отсутствие поступивших возражений относительно предмета рассмотрения публичных слушаний.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области - Здоровцев А.А. просил решение районного суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Административный истец Симонян Х.Ж., извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Дело рассмотрено в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в отсутствие административного истца Симонян Х.Ж., извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы телефонограммой (л.д. 261).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 310 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая в удовлетворении заявленных Симонян Х.Ж. административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление № 311 от 23 августа 2021 года об отказе в предоставлении земельному участку условно-разрешенного вида использования «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» принято на основании рекомендаций комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки администрации Каменоломненского городского поселения (далее – Комиссия) и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
При этом Комиссией учтены сообщения ООО «Вода и Стоки» об отсутствии технической возможности обеспечить предоставление услуг центральной системы водоотведения собственникам и пользователям помещений дома по ул. Энгельса, 68, сообщение МЖКХ Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» филиал «Октябрьский» о том, что перевод из индивидуального жилого дома в многоквартирный жилой дом, строения, расположенного по ул.Энгельса, 68 приведет к ухудшению водоснабжения жителей близлежащих многоквартирных домов, сообщение отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому району о том, что расстояние между объектами по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не соответствует требованиям, установленными п.4.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», что является нарушением требования пожарной безопасности.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 36) закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
ГрК РФ относит к числу основных принципов законодательства о градостроительной деятельности участие граждан и их объединений в ее осуществлении, обеспечение свободы такого участия, ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий (статья 2).
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков, в том числе условно разрешенные виды использования, устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статьи 1, статья 37 ГрК РФ), которым определяется правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 36 ГрК РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 ГрК РФ, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 ГрК РФ порядке (часть 6 статьи 37 ГрК РФ).
Так, проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 2 статьи 39 ГрК РФ).
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 ГрК РФ).Исходя из указанных в части 8 данной статьи рекомендаций, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Данный принцип включает в себя, в том числе необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.
При этом наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
Возражения граждан относительно предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка не могут подвергаться проверке в ходе судебного разбирательства на предмет их соответствия требованиям закона, поскольку они являются средством реализации этими гражданами предоставленного им законом права на выражение своего мнения по поводу изменения вида разрешенного использования земельного участка.
На основании указанных рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (часть 9 статьи 39 ГрК РФ).
Согласно статье 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 1). Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2). Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (часть 4). На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации (часть 5), который в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения (часть 6).
По смыслу указанной нормы невозможность соблюдения технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства является основанием для отказа в предоставлении разрешения на отступление от предельных параметров разрешенного строительства.
Порядок деятельности комиссии по правилам землепользования и застройки муниципального образования «Каменоломненское городское поселение» утвержден постановлением Главы администрации Каменоломненского городского поселения № 65 от 28 октября 2016 года.
Статьями 30, 31 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Каменоломненское городское поселение», утвержденными решением Собрания депутатов Каменоломненского городского поселения № 52 от 23 июня 2009 года (в редакции № 224 от 19 мая 2021 года) предусмотрен порядок проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и по вопросу отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Судебной коллегией установлено, что Симонян Х.Ж. является собственником земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН площадью 909 кв.м, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 16 сентября 2010 года. Указанный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1/5). Условно-разрешенным видом использования для указанного земельного участка является – «малоэтажная многоквартирная жилая застройка».
На указанном земельном участке расположен жилой дом, имеющий 3 этажа, площадью 639,6 кв.м, зарегистрированный за Симонян Х.Ж., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 79-80).
19 июля 2021 года Симонян Х.Ж. обратилась к Главе администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области с заявлением о рассмотрении возможности предоставления условно-разрешенного вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН – «малоэтажная многоквартирная жилая застройка»; предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного использования земельного участка до фактических размеров (л.д. 77).
Комиссией в рамках подготовки проведения публичных слушаний по поставленным Симонян Х.Ж. вопросам в газете «Сельский вестник» от 4 августа 2021 года дано объявление о проведении публичных слушаний на 13 августа 2021 года в 14-00 час. в здании администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области и о возможности предоставления замечаний и предложений в период с 4 августа 2021 года по 13 августа 2021 года.
Из протокола публичных слушаний № 13 от 20 августа 2021 года по вопросу правил землепользования и застройки следует, что по результатам голосования участники публичных слушаний выразили следующее мнение: «за» - 23 участника, «против» - 7 участников, «воздержался» - 2 участника.
На основании запросов администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области Комиссией получены следующие заключения:
- ООО «Вода и Стоки» от 17 августа 2021 года об отсутствии технической возможности обеспечить предоставление услуг центральной системы водоотведения собственникам и пользователям помещений, указанного дома (АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН), в случае его реконструкции по причине отсутствия резервных мощностей напорного коллектора КНС № 2 (подключение новых абонентов на данном участке не предоставляется возможным);
- МЖКХ Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» филиал «Октябрьский» от 18 августа 2021 года о том, что согласно гидравлическому расчету п. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН перевод из индивидуального жилого дома в многоквартирный жилой дом, расположенный по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН приведет к ухудшению водоснабжения жителей близлежащих многоквартирных домов. Для обеспечения технической возможности необходимо произвести реконструкцию водопроводных сетей по пер. Садовый: от насосной станции по ул.Чкалова до уд.Энгельса с установкой дополнительного насоса. На основании вышеизложенного следует, что предоставление коммунальной услуги холодного водоснабжения не будет соответствовать установленным нормативам и требованиям;
- отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Октябрьскому району ГУ МЧС России по Ростовской области от 20 августа 2021 года, из которого следует, что 20 августа 2021 года выездом на место по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН установлено, что расстояние между объектами по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не соответствует требованиям, установленными п.4.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», что является нарушением требования пожарной безопасности.
Комиссия учла положения Правил землепользования и застройки, утвержденных решением Собрания депутатов Каменоломненского городского поселения № 52 от 23 июня 2009 года (в редакции № 224 от 19 мая 2021 года), согласно которым для условно-разрешенного вида разрешенного использования земельного участка – «малоэтажная многоквартирная жилая застройка» предусмотрены минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта – 5 метров, а также обстоятельства того, что заявителем не представлено никаких обоснований, почему размер земельного участка недостаточен для осуществления строительства (реконструкции) многоквартирного дома с соблюдением параметров строительства, установленных правилами землепользования и застройки.
Несмотря на положительный результат голосования участников публичных слушаний, Комиссия посчитала, что заявление Симонян Х.Ж. об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства (жилого дома), расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН не может быть удовлетворено, поскольку объект капитального строительства расположен на расстоянии 2,7 м от красной линии и 1,2 м от земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
По заявлению Симонян Х.Ж. о предоставлении условно-разрешенного вида использования земельного участка - «малоэтажная многоквартирная жилая застройка», комиссия пришла к выводу о том, что, несмотря на наличие формального основания для предоставления такого условно-разрешенного вида использования земельного участка, при отсутствии согласования отклонения от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) объекта капитального строительства заявитель окажется в ситуации, когда на её земельном участке расположен дом с нарушениями градостроительных норм и правил, и автоматически указанный жилой дом станет самовольной постройкой, а использование земельного участка будет осуществляться с нарушением целевого назначения.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления администрации Каменоломненского городского поселения Октябрьского района Ростовской области, судебная коллегия учитывает, что в данном случае на земельном участке, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН уже построен индивидуальный жилой дом, основные конструктивные элементы которого Симонян Х.Ж. намерена использовать в многоквартирном жилом доме после его реконструкции.
По смыслу положений части 1 статьи 40 ГрК РФ основанием для получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства являются характеристики земельного участка, не позволяющие осуществить строительство в соответствии с установленными параметрами.
Вместе с тем, административным истцом не представлены Комиссии обоснования невозможности строительства (реконструкции) многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН с соблюдением градостроительных норм, как и не представлена проектная документация реконструируемого объекта недвижимости.
Таким образом, совокупность условий для признания незаконным оспариваемого постановления не установлена, поскольку решение об отказе в предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка было принято органом местного самоуправления при соблюдении указанных в ст.39 ГрК РФ административных процедур, в том числе организации и проведения публичных слушаний, и соответствует рекомендациям, сформулированным по их результатам.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, возражения, отраженные в протоколе публичных слушаний № 13 от 20 августа 2021 года, представлены в отношении предоставления условно-разрешенного вида использования земельного участка – малоэтажная многоквартирная жилая застройка (л.д. 84-87).
Судебная коллегия не соглашается с обоснованностью довода жалобы о том, что выводы Комиссии, основанные на заключениях ООО «Вода и Стоки», МЖКХ Ростовской области «Управление развития систем водоснабжения» филиал «Октябрьский», ГУ МЧС России фактически основаны на предположениях, поскольку невозможность соблюдения технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства является основанием для отказа в предоставлении разрешения на отступление от предельных параметров разрешенного строительства.
Фактически доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся по делу доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Октябрьского районного суда Ростовской области от 12 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Симонян Х.Ж. - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Э.Р. Яковлева
Судьи С.Ф. Медведев
А.Р. Утемишева
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 апреля 2022 года.