Дело №2-262/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 апреля 2016 года г.Талица

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Баклановой Н.А.,

при секретаре Бородиной В.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зюзиковой Е.Н. к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Талицкому району о признании действий по не обеспечению жилым помещением незаконными, признании нуждающейся в получении жилья как лицо их числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обязании поставить на учет в первоочередной список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготе дети-сироты,

у с т а н о в и л

Зюзикова Е.Н. обратилась в суд с иском к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Талицкому району о признании действий по не обеспечению жилым помещением незаконными, признании нуждающейся в получении жилья как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обязании поставить на учет в первоочередной список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготе дети-сироты, мотивируя тем, что решением Талицкого районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ее родители, отец З. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и мать З. ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишены родительских прав, истец помещена в детское учреждение на полное государственное обеспечение, жилую площадь за ней не закрепляли. Она обучалась в Муниципальной казенной общеобразовательной школе-интернате «Талицкая общеобразовательная школа-интернат основного общего образования» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания. Из смысла данной нормы права усматривается, что после окончания образовательного учреждения (среднего профессионального образования) она должна быть обеспечена жилым помещением не ниже установленных социальных норм вне очереди.

Истец собственником недвижимого имущества не является, жилья для постоянного проживания не имеет.

В 2004 году функции по опеке, попечительству в отношении несовершеннолетней Зюзиковой Е.Н. были возложены на орган местного самоуправления Администрацию г. Талицы, в лице комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при МО «Талицкий район». Не закрепив за несовершеннолетней сиротой жилую площадь в г.Талица, орган местного самоуправления - Администрация г. Талицы, осуществляющий полномочия органа опеки и попечительства в 2004 году, выполняя обязанности органа опеки и попечительства в отношении подопечного, нарушил ее жилищные права.

Согласно ст.8 Федерального закона 159-ФЗ от 21.12.1996г. дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Зюзикова Е.Н. обратилась в Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области с письменной просьбой поставить ее в очередь на получение жилья, как ребенка-сироту. В полученном ответе от ДД.ММ.ГГГГ ей отказали в постановке на очередь на получение жилья как ребенку-сироте, так как ей уже исполнилось 29 лет.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Истец узнала о своих правах на дополнительные гарантии по социальной поддержке только ДД.ММ.ГГГГ на юридической консультации. До этого момента должностные лица, осуществляющие функции опеки и попечительства не поставили ее в известность о наличии у нее льгот, как ребенка-сироты.

Просит признать действия органов местного самоуправления по не обеспечению Зюзиковой Е.Н., как ребенка-сироту жильем незаконными.

Признать Зюзикову Е.Н., нуждающимся в получении жилья как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Поставить Зюзикову Е.Н., на учет в первоочередной список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготе дети-сироты.

В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала, подтвердив изложенные в заявлении доводы.

Представитель ответчика Управления социальной политики по Талицкому району Бородулина Л.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, суду представлен письменный отзыв (л.д.26-27).

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 за №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Как установлено в судебном заседании, истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Отец истца З., мать истца З. лишены родительских прав решением Талицкого районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-7,12,59).

Зюзикова Е.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась и проживала в МОШИ «Талицкая общеобразовательная школа-интернат основного общего образования». Выбыла из школы-интерната в связи с окончанием школы (л.д.8). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец обучалась в ГОУ СПО Свердловской области «Медицинское училище » (г.Сухой Лог), проживала в общежитии училища (л.д.50). После окончания училища истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала и проживала в г.Сухой Лог, снимала жилье. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала и проживала в г.Талица, снимала жилой дом по <адрес>, была зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец работает в филиале НИИ кардиологии «Тюменский кардиологический центр», график работы сутки через трое суток, проживает в <адрес>, зарегистрирована по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрирована по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д.18,23,37-48,50,58).

Как пояснила истец суду, ей необходима была регистрация по месту жительства в <адрес>, чтобы она могла там работать, прописку ей предоставила знакомая, фактически по месту регистрации истец никогда не проживала, никогда не бывала по адресу своей прописки.

Жилое помещение за истцом не закреплено. Жилого помещения в собственности не имеет (л.д.9,31-33), жилого помещения по договору социального найма истцу предоставлено не было. Истец не состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением Талицкого городского округа.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспариваются, подтверждаются показаниями свидетелей Ф., Г.

Как следует из пояснений свидетеля Г., с истцом они общаются с детства, мама свидетеля была крестной мамой истца. Истец училась в Талицкой школе-интернате, затем училась в Сухом Логу в училище, потом работала в Талице, снимала дом на ул.Свердлова. Последние два года проживает с ней в <адрес>. Эту квартиру свидетель снимает у своей тети Ш., оплачивает только коммунальные платежи, истец также помогает оплачивать. Истец не знала о своем праве на получение квартиры, а когда узнала, то сразу обратилась (л.д.55).

Как следует из пояснений свидетеля Ф., она дружит с истцом 14 лет, истец училась и проживала в школе-интернате, потом училась в училище и проживала в общежитии, а потом всегда проживала на съемных квартирах. Истец работает в Тюмени в кардиоцентре сутки через трое. В настоящее время истец проживает у родственницы Ю. (остановка Южная), иногда останавливается у свидетеля. О том, что истцу полагается жилье, истец не знала (л.д.54-55).

Сторонами не оспаривается, что истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, что она не была поставлена на учет и обеспечена жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании изложенного, требования истца о признании за ней права на получение жилья как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и постановке на учет заявлены обоснованно.

Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечения жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; установление обстоятельств того, что лицо предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась и проживала в МОШИ «Талицкая общеобразовательная школа-интернат основного общего образования», решением Талицкого районного суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, родители истца были лишены родительских прав, представитель опеки и попечительства участвовала в судебном заседании (л.д.5-7). При этом, ни органом опеки и попечительства, ни образовательным учреждением не был решен вопрос о постановке истца на учет для получения жилого помещения.

Доводы истца о том, что она своевременно не была поставлена на учет нуждающихся в получении жилья в результате бездействия должностных лиц органов опеки и попечительства и образовательных учреждений, суд находит состоятельными.

В соответствии со ст.4 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.

В данном случае государство в лице своих представительных органов - органов местного самоуправления и отдела опеки и попечительства, призванных защищать права этих детей, свои обязанности не выполнили и права ребенка, оставшегося без попечения родителей, не защитили.

Поскольку истец на момент возникновения у нее права на обеспечение жильем, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, являлась несовершеннолетней и ее вины в нарушении ее прав на получение жилья, не имеется, она не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления и органов опеки.

В силу ст.1, ч.9 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 за №159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст.1). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (ст.8).

Как следует из пояснений истца, она не знала о том, что имеет право на получение жилья, а в октябре 2015 года она встретила знакомую К., та тоже училась в Талицкой школе-интернате, на два года младше, от нее истец узнала, что К. дали квартиру, у ней был суд, что истцу тоже должны были предоставить жилье. После этого истец обратилась за консультацией к юристу (л.д.54).

Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.

Согласно ответу Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Талицкому району от ДД.ММ.ГГГГ за в принятии истца на учет для предоставления жилого помещения отказано (л.д.10-11).

На основании изложенного, Зюзикова Е.Н. не может быть лишена гарантированного и нереализованного права на предоставление ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Требования истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.12,56,196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.

2-262/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Зюзикова Е.Н.
Ответчики
Управление социальной политики по Талицкому району СО
Другие
Бессонова Е.А.
Суд
Талицкий районный суд Свердловской области
Дело на сайте суда
talicky.svd.sudrf.ru
17.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2016Передача материалов судье
19.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2016Подготовка дела (собеседование)
14.03.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2016Судебное заседание
15.04.2016Судебное заседание
15.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2016Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее