Решение по делу № 33-6095/2023 от 10.05.2023

Судья Королева Е.В. № 33-6095/2023, 2.211

24RS0002-01-2022-002523-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2023 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Туровой Т.В.,

судей Александрова А.О., Лоншаковой Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания Славской О.В.,

с участием прокурора Отдела прокуратуры Красноярского края по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Дозорцевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О.

гражданское дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска», ООО «ГорЖЭК» о возложении обязанности провести ремонт подпорной стены,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ачинска Козловой Т.Н.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 27 февраля 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска», ООО «ГорЖЭК» о возложении обязанности провести ремонт подпорной стены удовлетворить.

Возложить на Администрацию г.Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» обязанность в течение шести месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу провести ремонт подпорной стены, расположенной в 4 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска в районе жилого дома № 5.

Возложить на ООО «ГорЖЭК» обязанность в течение шести месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу провести ремонт подпорной стены №8/1, расположенной в 3 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска с северо-восточной стороны жилого дома № 16.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ачинский городской прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточнений) к администрации города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска», ООО «ГорЖЭК» о возложении обязанности провести ремонт подпорной стены.

Требования мотивированы тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка в рамках публикации СМИ о разрушении подпорных стен в районе дома в 3-м Привокзальном микрорайоне г.Ачинска и в районе дома в 4-м Привокзальном микрорайоне г.Ачинска. Проверкой установлено, что в 2018 году на основании решения Ачинского городского суда за администрацией г.Ачинска признано право собственности на пять подпорных сооружений. На основании технического заключения, подготовленного ООО «СибСтройПроект», установлено, что вышеназванные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются разрушения, сколы и трещины, неравномерная просадка фундамента, поверхностная деструкция бетона, разрушение раствора в швах. 20 августа 2021 года прокурором в адрес Главы г.Ачинска внесено представление об устранении выявленных нарушений и приведении подпорных сооружений в надлежащее состояние, однако действенных мер по восстановлению подпорных сооружений не предпринято. Не приведение в кратчайшие сроки мероприятий по ремонту подпорных сооружений может повлечь возникновение аварийных или чрезвычайных ситуаций, связанных с частичным или полным разрушением указанных объектов, причинением имущественного вреда, вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с иском, в котором просил обязать администрацию города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г.Ачинска», провести ремонт подпорной стены, расположенной в 4-м микрорайоне Привокзального района г. Ачинска в районе жилого дома , обязать ООО «ГорЖЭК» провести ремонт подпорной стены, расположенной в 3-м микрорайоне Привокзального района г.Ачинска с северо-восточной стороны жилого дома , в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ачинска просит отменить решение, считая, что при принятии решения имело место недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; судом неполно исследованы доказательства по делу, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что в ноябре 2022 года по заказу МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г.Ачинска» силами подрядчика АО «Группа СТК» выполнены работы по снятию угрозы обрушения подпорной стены по адресу: , путем ее демонтажа, что подтверждено муниципальным контрактом от 11 ноября 2022 года и актом выполненных работ к нему. 19 января 2023 года комиссией в составе начальника отдела строительного надзора МКУ «УКС», инженеров по надзору за строительством МКУ «УКС» проведен визуальный осмотр подпорной стенки, расположенной по адресу: , в результате которого установлено, что подпорная стена находится в работоспособном состоянии, опасность обрушения отсутствует. С учетом указанных обстоятельств, полагает, что ответчиками в полном объеме выполнен комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и сохранение безопасности людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения путем проведения работ по частичному демонтажу аварийной конструкции подпорной стены. Считает, что истцом не представлено достаточных доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что на момент рассмотрения дела состояние подпорной стены, расположенной в 4-м микрорайоне Привокзального района г.Ачинска в районе жилого дома , несет опасность разрушения, в том числе возникновения чрезвычайных ситуаций и представляет угрозу жизни и здоровью людей. Полагает, что имеющееся в материалах дела заключение по результатам обследования технического состояния строительных конструкций подпорных стенок, выполненное ООО «СибСтройПроект» в 2014 году, которое принято судом в качестве доказательства позиции истца, не может быть признано таковым, поскольку не отражает фактического состояния подпорной стены на момент рассмотрения данного дела судом первой инстанции.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Чирков Д.С., ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит оставить решение без изменения, жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.

Представитель ответчика администрации города Ачинска, представитель ответчика МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска, представитель ответчика ООО «ГорЖЭК», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора Дозорцеву М.В., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с п. п. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучению населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляй: финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий с чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсе для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технически регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, подпорная стена, расположенная в 4 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска в районе жилого <адрес>, а также подпорная стена, расположенная в 3 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска с северо-восточной стороны жилого <адрес>, числятся в реестре муниципальной собственности г. Ачинска, имеют инвентарные номера № 1 021 119 и соответственно № 1 021122.

Кроме того, подпорная стена расположенная в 3 микрорайоне Привокзального района г.Ачинска с северо-восточной стороны жилого <адрес> расположена на придомовой территории.

В соответствии с техническим заключением по результатам обследования технического состояния строительных конструкций подпорных стенок, расположенных по адресу: <адрес>, выполненным ООО «СибСтройПроект» в 2014 году, на основании результатов визуально-инструментального обследования строительных конструкций подпорных стен, сделаны следующие выводы: техническое состояние строительных конструкций подпорных стенок , оценивается как аварийное, необходимо выполнить срочные противоаварийные мероприятия и исключить доступ людей к конструкциям и на прилегающую территорию; техническое состояние строительных конструкций подпорных стенок , оценивается как ограниченно работоспособное, отсутствует опасность внезапного обрушения; дальнейшая безаварийная эксплуатация подпорных стенок , возможна только после проведения капитального ремонта конструкций; учитывая техническое состояние, условия и срок эксплуатации, рекомендовано демонтировать подпорные стенки , и возвести новые.

При обследовании подпорной стенки обнаружено: отсутствует гидроизоляция боковой поверхности соприкасающихся с грунтом и дренаж, следы замачивания, поверхностная деструкция бетона, разрушение раствора в швах конструкций, неравномерная просадка, трещины, отклонения от вертикали до 200 мм, перекосы ступеней лестницы.

Подпорная стенка состоит из трех отдельно расположенных частей , , . При обследовании конструкций обнаружено: отсутствует гидроизоляция боковой поверхности соприкасающихся с грунтом и дренаж, следы замачивания, поверхностная деструкция бетона, разрушение раствора в швах конструкций, неравномерная просадка, трещины, разломы, перекосы ступеней лестницы, деструкция бетона лестницы, деструкция бетона с оголением арматуры, коррозия металла арматуры, прогибы и перекосы ступеней лестницы. Техническое состояние конструкций подпорной стенки в целом оценивается как ограниченно-работоспособное (категория III), необходимо выполнить ремонтно-восстановительные работы.

В августе 2021 года Ачинской городской прокуратурой по сообщению средств массовой информации проведена проверка соблюдения администрацией города Ачинска законодательства о защите населения и территории муниципального образования г. Ачинск от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проверка проведена в рамках соблюдения законодательства при эксплуатации подпорных стен, в том числе подпорной стены, расположенной в 4 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска в районе жилого <адрес>, подпорной стены, расположенной в 3 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска с северо-восточной стороны жилого <адрес>. В ходе проверки установлено, что в 2018 году на основании решения Ачинского городского суда за администрацией города Ачинска признано право собственности на 5 подпорных сооружений, на остальные право собственности не зарегистрировано. На основании технического заключения, проведенного ООО «СибСтройПроект», все 14 сооружений на территории г.Ачинска находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются разрушения, а также сколы и трещины, неравномерная просадка фундамента, поверхностная деструкция бетона, разрушения раствора в швах. По результатам проведенной проверки 20 августа 2021 года в адрес Главы города Ачинска внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором предложено принять действенные, конкретные меры к устранению выявленных нарушений, поскольку не проведение в кратчайшие сроки мероприятий по ремонту подпорных стен может повлечь возникновение аварийных ситуаций, связанных с частичным или полным разрушением указанных объектов, причинение имущественного вреда, вреда жизни и здоровью граждан.

Указанное представление прокурора рассмотрено и 24 сентября 2022 года первым заместителем Главы города Ачинска дан ответ на представление, из которого следует, что техническое состояние подпорной стены около многоквартирного жилого <адрес>, расположенного на 3 микрорайоне Привокзального района города Ачинска оценивается как аварийное, необходимо срочное проведение противоаварийных мероприятий, исключение доступа людей к конструкциям и на прилегающую территорию. Также указано, что подпорная стена находится на придомовой территории многоквартирного дома, в связи с чем, управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, обеспечивающие выполнение требований к надлежащему содержанию общего имущества. При рассмотрении представления не выявлено оснований для применения дисциплинарных взысканий.

В подтверждение принятия мер к устранению выявленных прокуратурой нарушений в материалы дела представлены: муниципальный контракт от 11 ноября 2022 года , заключенный МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» (заказчик) с АО «Группа СТК» (подрядчик), в соответствии с которым подрядчиком проведены работы по демонтажу подпорной стенки , расположенной в 4-ом Привокзальном районе города Ачинска, возле <адрес>, 15 ноября 2022 года сторонами контракта подписан акт о приемке выполненных работ, тем самым снята угроза обрушения подпорной стенки.

Кроме того, в материалы дела представлен акт от <дата>, согласно которому в результате визуального осмотра подпорной стенки, расположенной по адресу: г. Ачинск, 4 микрорайон Привокзального района, в районе жилого <адрес>, установлено наличие трещин, разрушение раствора в швах конструкции, поверхностная деструкция бетона; сделан вывод о том, что подпорная стена находится в работоспособном состоянии, опасность обрушения отсутствует; в связи с тем, что работы по устранению опасности обрушения подпорной стены проведены в зимний период, указано на необходимость проведения работ по текущему ремонту в весенне-летний период.

Разрешая исковые требования прокурора, суд первой инстанции, установив, что ответчиками не принято своевременных надлежащих мер по содержанию и сохранности муниципальной собственности и общего имущества многоквартирного дома – подпорных стен, в тот время как непринятие своевременных мер по ремонту подпорных стен, может повлечь угрозу жизни и здоровья людей, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера, пришел к выводу о наличии оснований для возложения обязанности принять меры к проведению ремонтных работ подпорных стен.

Определяя сроки выполнения вышеуказанных работ, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание тот факт, что для выполнения мероприятий, связанных с исполнением настоящего решения, потребуется значительное время, однако с учетом требований разумности ограничил указанные сроки шестью месяцами с даты вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам.

Решение в части возложения обязанности по ремонту подпорной стены , расположенной в 3 микрорайоне Привокзального района г.Ачинска с северо-восточной стороны жилого <адрес> на ООО «ГорЖЭК» сторонами не обжалуется, поэтому в силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Доводы жалобы о том, что истцом не представлено достаточных доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что на момент рассмотрения дела состояние подпорной стены, расположенной в 4-м микрорайоне Привокзального района г.Ачинска в районе жилого <адрес>, несет опасность разрушения, в том числе возникновения чрезвычайных ситуаций и представляет угрозу жизни и здоровью людей, судебная коллегия отклоняет, исходя из следующего.

Как следует из заключения, выполненного ООО «СибСтройПроект» по результатам обследования технического состояния строительных конструкций подпорных стенок, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, Привокзальный район, техническое состояние строительных конструкций подпорных стенок , оценивается как ограниченно работоспособное, отсутствует опасность внезапного обрушения; дальнейшая безаварийная эксплуатация подпорных стенок , возможна только после проведения капитального ремонта конструкций. Техническое состояние конструкций подпорной стенки в целом оценивается как ограниченно-работоспособное (категория III), необходимо выполнить ремонтно-восстановительные работы. Учитывая техническое состояние, условия и срок эксплуатации, рекомендовано демонтировать подпорные стенки , и возвести новые.

Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, из представленных ответчиком – администрацией г.Ачинска доказательств следует, что на основании муниципального контракта от 11 ноября 2022 года выполнены работы по демонтажу подпорной стенки , расположенной в 4-ом Привокзальном районе города Ачинска, возле <адрес>.

Доказательств выполнения ремонтно-восстановительных работ подпорных стен, перечисленных в вышеназванном заключении ООО «СибСтройПроект»,а также приведения их в безопасное состояние в материалы дела не представлено.

Отклоняя аналогичные доводы, суд первой инстанции правомерно указал на то, что данный вопрос находится на разрешении администрации города Ачинска и МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» (учредителем учреждения является администрация города Ачинска) с августа 2021 года, однако за период с августа 2021 года по февраль 2023 года, кроме демонтажа подпорной стены по адресу: г. Ачинск, 4 микрорайон Привокзального района, в районе жилого <адрес>, утвержденных смет, и просьб о включении в повестку сессии Ачинского городского Совета депутатов вопроса о корректировке бюджета и о выделении необходимых денежных средств на выполнение работ по устранению выявленных нарушений, действенных мер ответчиками не предпринято, ремонтно-восстановительные работы подпорных стен не проведены.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований является правильным.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Королева Е.В. № 33-6095/2023, 2.211

24RS0002-01-2022-002523-68

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 июня 2023 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Туровой Т.В.,

судей Александрова А.О., Лоншаковой Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания Славской О.В.,

с участием прокурора Отдела прокуратуры Красноярского края по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе Дозорцевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лоншаковой Е.О.

гражданское дело по исковому заявлению Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска», ООО «ГорЖЭК» о возложении обязанности провести ремонт подпорной стены,

по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ачинска Козловой Т.Н.

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 27 февраля 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ачинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска», ООО «ГорЖЭК» о возложении обязанности провести ремонт подпорной стены удовлетворить.

Возложить на Администрацию г.Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» обязанность в течение шести месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу провести ремонт подпорной стены, расположенной в 4 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска в районе жилого дома № 5.

Возложить на ООО «ГорЖЭК» обязанность в течение шести месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу провести ремонт подпорной стены №8/1, расположенной в 3 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска с северо-восточной стороны жилого дома № 16.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ачинский городской прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском (с учетом уточнений) к администрации города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска», ООО «ГорЖЭК» о возложении обязанности провести ремонт подпорной стены.

Требования мотивированы тем, что Ачинской городской прокуратурой проведена проверка в рамках публикации СМИ о разрушении подпорных стен в районе дома в 3-м Привокзальном микрорайоне г.Ачинска и в районе дома в 4-м Привокзальном микрорайоне г.Ачинска. Проверкой установлено, что в 2018 году на основании решения Ачинского городского суда за администрацией г.Ачинска признано право собственности на пять подпорных сооружений. На основании технического заключения, подготовленного ООО «СибСтройПроект», установлено, что вышеназванные сооружения находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются разрушения, сколы и трещины, неравномерная просадка фундамента, поверхностная деструкция бетона, разрушение раствора в швах. 20 августа 2021 года прокурором в адрес Главы г.Ачинска внесено представление об устранении выявленных нарушений и приведении подпорных сооружений в надлежащее состояние, однако действенных мер по восстановлению подпорных сооружений не предпринято. Не приведение в кратчайшие сроки мероприятий по ремонту подпорных сооружений может повлечь возникновение аварийных или чрезвычайных ситуаций, связанных с частичным или полным разрушением указанных объектов, причинением имущественного вреда, вреда жизни и здоровью граждан, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с иском, в котором просил обязать администрацию города Ачинска, МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г.Ачинска», провести ремонт подпорной стены, расположенной в 4-м микрорайоне Привокзального района г. Ачинска в районе жилого дома , обязать ООО «ГорЖЭК» провести ремонт подпорной стены, расположенной в 3-м микрорайоне Привокзального района г.Ачинска с северо-восточной стороны жилого дома , в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ачинска просит отменить решение, считая, что при принятии решения имело место недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; судом неполно исследованы доказательства по делу, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что в ноябре 2022 года по заказу МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г.Ачинска» силами подрядчика АО «Группа СТК» выполнены работы по снятию угрозы обрушения подпорной стены по адресу: , путем ее демонтажа, что подтверждено муниципальным контрактом от 11 ноября 2022 года и актом выполненных работ к нему. 19 января 2023 года комиссией в составе начальника отдела строительного надзора МКУ «УКС», инженеров по надзору за строительством МКУ «УКС» проведен визуальный осмотр подпорной стенки, расположенной по адресу: , в результате которого установлено, что подпорная стена находится в работоспособном состоянии, опасность обрушения отсутствует. С учетом указанных обстоятельств, полагает, что ответчиками в полном объеме выполнен комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и сохранение безопасности людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения путем проведения работ по частичному демонтажу аварийной конструкции подпорной стены. Считает, что истцом не представлено достаточных доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что на момент рассмотрения дела состояние подпорной стены, расположенной в 4-м микрорайоне Привокзального района г.Ачинска в районе жилого дома , несет опасность разрушения, в том числе возникновения чрезвычайных ситуаций и представляет угрозу жизни и здоровью людей. Полагает, что имеющееся в материалах дела заключение по результатам обследования технического состояния строительных конструкций подпорных стенок, выполненное ООО «СибСтройПроект» в 2014 году, которое принято судом в качестве доказательства позиции истца, не может быть признано таковым, поскольку не отражает фактического состояния подпорной стены на момент рассмотрения данного дела судом первой инстанции.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Чирков Д.С., ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит оставить решение без изменения, жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.

Представитель ответчика администрации города Ачинска, представитель ответчика МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска, представитель ответчика ООО «ГорЖЭК», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора Дозорцеву М.В., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В соответствии с п. п. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучению населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляй: финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий с чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсе для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технически регламент о безопасности зданий и сооружений», безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, подпорная стена, расположенная в 4 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска в районе жилого <адрес>, а также подпорная стена, расположенная в 3 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска с северо-восточной стороны жилого <адрес>, числятся в реестре муниципальной собственности г. Ачинска, имеют инвентарные номера № 1 021 119 и соответственно № 1 021122.

Кроме того, подпорная стена расположенная в 3 микрорайоне Привокзального района г.Ачинска с северо-восточной стороны жилого <адрес> расположена на придомовой территории.

В соответствии с техническим заключением по результатам обследования технического состояния строительных конструкций подпорных стенок, расположенных по адресу: <адрес>, выполненным ООО «СибСтройПроект» в 2014 году, на основании результатов визуально-инструментального обследования строительных конструкций подпорных стен, сделаны следующие выводы: техническое состояние строительных конструкций подпорных стенок , оценивается как аварийное, необходимо выполнить срочные противоаварийные мероприятия и исключить доступ людей к конструкциям и на прилегающую территорию; техническое состояние строительных конструкций подпорных стенок , оценивается как ограниченно работоспособное, отсутствует опасность внезапного обрушения; дальнейшая безаварийная эксплуатация подпорных стенок , возможна только после проведения капитального ремонта конструкций; учитывая техническое состояние, условия и срок эксплуатации, рекомендовано демонтировать подпорные стенки , и возвести новые.

При обследовании подпорной стенки обнаружено: отсутствует гидроизоляция боковой поверхности соприкасающихся с грунтом и дренаж, следы замачивания, поверхностная деструкция бетона, разрушение раствора в швах конструкций, неравномерная просадка, трещины, отклонения от вертикали до 200 мм, перекосы ступеней лестницы.

Подпорная стенка состоит из трех отдельно расположенных частей , , . При обследовании конструкций обнаружено: отсутствует гидроизоляция боковой поверхности соприкасающихся с грунтом и дренаж, следы замачивания, поверхностная деструкция бетона, разрушение раствора в швах конструкций, неравномерная просадка, трещины, разломы, перекосы ступеней лестницы, деструкция бетона лестницы, деструкция бетона с оголением арматуры, коррозия металла арматуры, прогибы и перекосы ступеней лестницы. Техническое состояние конструкций подпорной стенки в целом оценивается как ограниченно-работоспособное (категория III), необходимо выполнить ремонтно-восстановительные работы.

В августе 2021 года Ачинской городской прокуратурой по сообщению средств массовой информации проведена проверка соблюдения администрацией города Ачинска законодательства о защите населения и территории муниципального образования г. Ачинск от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проверка проведена в рамках соблюдения законодательства при эксплуатации подпорных стен, в том числе подпорной стены, расположенной в 4 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска в районе жилого <адрес>, подпорной стены, расположенной в 3 микрорайоне Привокзального района г. Ачинска с северо-восточной стороны жилого <адрес>. В ходе проверки установлено, что в 2018 году на основании решения Ачинского городского суда за администрацией города Ачинска признано право собственности на 5 подпорных сооружений, на остальные право собственности не зарегистрировано. На основании технического заключения, проведенного ООО «СибСтройПроект», все 14 сооружений на территории г.Ачинска находятся в неудовлетворительном состоянии, имеются разрушения, а также сколы и трещины, неравномерная просадка фундамента, поверхностная деструкция бетона, разрушения раствора в швах. По результатам проведенной проверки 20 августа 2021 года в адрес Главы города Ачинска внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором предложено принять действенные, конкретные меры к устранению выявленных нарушений, поскольку не проведение в кратчайшие сроки мероприятий по ремонту подпорных стен может повлечь возникновение аварийных ситуаций, связанных с частичным или полным разрушением указанных объектов, причинение имущественного вреда, вреда жизни и здоровью граждан.

Указанное представление прокурора рассмотрено и 24 сентября 2022 года первым заместителем Главы города Ачинска дан ответ на представление, из которого следует, что техническое состояние подпорной стены около многоквартирного жилого <адрес>, расположенного на 3 микрорайоне Привокзального района города Ачинска оценивается как аварийное, необходимо срочное проведение противоаварийных мероприятий, исключение доступа людей к конструкциям и на прилегающую территорию. Также указано, что подпорная стена находится на придомовой территории многоквартирного дома, в связи с чем, управляющая компания обязана осуществлять все мероприятия, обеспечивающие выполнение требований к надлежащему содержанию общего имущества. При рассмотрении представления не выявлено оснований для применения дисциплинарных взысканий.

В подтверждение принятия мер к устранению выявленных прокуратурой нарушений в материалы дела представлены: муниципальный контракт от 11 ноября 2022 года , заключенный МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» (заказчик) с АО «Группа СТК» (подрядчик), в соответствии с которым подрядчиком проведены работы по демонтажу подпорной стенки , расположенной в 4-ом Привокзальном районе города Ачинска, возле <адрес>, 15 ноября 2022 года сторонами контракта подписан акт о приемке выполненных работ, тем самым снята угроза обрушения подпорной стенки.

Кроме того, в материалы дела представлен акт от <дата>, согласно которому в результате визуального осмотра подпорной стенки, расположенной по адресу: г. Ачинск, 4 микрорайон Привокзального района, в районе жилого <адрес>, установлено наличие трещин, разрушение раствора в швах конструкции, поверхностная деструкция бетона; сделан вывод о том, что подпорная стена находится в работоспособном состоянии, опасность обрушения отсутствует; в связи с тем, что работы по устранению опасности обрушения подпорной стены проведены в зимний период, указано на необходимость проведения работ по текущему ремонту в весенне-летний период.

Разрешая исковые требования прокурора, суд первой инстанции, установив, что ответчиками не принято своевременных надлежащих мер по содержанию и сохранности муниципальной собственности и общего имущества многоквартирного дома – подпорных стен, в тот время как непринятие своевременных мер по ремонту подпорных стен, может повлечь угрозу жизни и здоровья людей, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера, пришел к выводу о наличии оснований для возложения обязанности принять меры к проведению ремонтных работ подпорных стен.

Определяя сроки выполнения вышеуказанных работ, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание тот факт, что для выполнения мероприятий, связанных с исполнением настоящего решения, потребуется значительное время, однако с учетом требований разумности ограничил указанные сроки шестью месяцами с даты вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия считает необходимым согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права и представленным в дело доказательствам.

Решение в части возложения обязанности по ремонту подпорной стены , расположенной в 3 микрорайоне Привокзального района г.Ачинска с северо-восточной стороны жилого <адрес> на ООО «ГорЖЭК» сторонами не обжалуется, поэтому в силу ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Доводы жалобы о том, что истцом не представлено достаточных доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что на момент рассмотрения дела состояние подпорной стены, расположенной в 4-м микрорайоне Привокзального района г.Ачинска в районе жилого <адрес>, несет опасность разрушения, в том числе возникновения чрезвычайных ситуаций и представляет угрозу жизни и здоровью людей, судебная коллегия отклоняет, исходя из следующего.

Как следует из заключения, выполненного ООО «СибСтройПроект» по результатам обследования технического состояния строительных конструкций подпорных стенок, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, Привокзальный район, техническое состояние строительных конструкций подпорных стенок , оценивается как ограниченно работоспособное, отсутствует опасность внезапного обрушения; дальнейшая безаварийная эксплуатация подпорных стенок , возможна только после проведения капитального ремонта конструкций. Техническое состояние конструкций подпорной стенки в целом оценивается как ограниченно-работоспособное (категория III), необходимо выполнить ремонтно-восстановительные работы. Учитывая техническое состояние, условия и срок эксплуатации, рекомендовано демонтировать подпорные стенки , и возвести новые.

Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, из представленных ответчиком – администрацией г.Ачинска доказательств следует, что на основании муниципального контракта от 11 ноября 2022 года выполнены работы по демонтажу подпорной стенки , расположенной в 4-ом Привокзальном районе города Ачинска, возле <адрес>.

Доказательств выполнения ремонтно-восстановительных работ подпорных стен, перечисленных в вышеназванном заключении ООО «СибСтройПроект»,а также приведения их в безопасное состояние в материалы дела не представлено.

Отклоняя аналогичные доводы, суд первой инстанции правомерно указал на то, что данный вопрос находится на разрешении администрации города Ачинска и МКУ «Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска» (учредителем учреждения является администрация города Ачинска) с августа 2021 года, однако за период с августа 2021 года по февраль 2023 года, кроме демонтажа подпорной стены по адресу: г. Ачинск, 4 микрорайон Привокзального района, в районе жилого <адрес>, утвержденных смет, и просьб о включении в повестку сессии Ачинского городского Совета депутатов вопроса о корректировке бюджета и о выделении необходимых денежных средств на выполнение работ по устранению выявленных нарушений, действенных мер ответчиками не предпринято, ремонтно-восстановительные работы подпорных стен не проведены.

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований является правильным.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено. Оснований для отмены решения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 27 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6095/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ачинский городской прокурор
Ответчики
Администрация г Ачинска
Другие
МКУ Центр обеспечения жизнедеятельности г.Ачинска
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
22.05.2023Судебное заседание
14.06.2023Судебное заседание
01.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2023Передано в экспедицию
14.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее