Решение по делу № 2а-211/2018 от 03.10.2017

Дело № 2а- 211/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта                            20 февраля 2018 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Франчука Игоря Анатольевича к Администрации города Ялта Республики Крым, с участием заинтересованных лиц: Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, Общество с ограниченной ответственностью «Санаторно – курортный комплекс «Зеленый мыс» о признании незаконным постановления, понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л :

Франчук И.А. обратился в суд с иском к Администрации города Ялта о признании незаконным и отмене постановления № 1136-п от 13 марта 2017 года «Об отказе Франчуку И.А. в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1000 кв. метров, расположенного в <адрес>, в порядке завершения оформления прав; понуждении Администрацию города Ялта принять постановление о предоставлении ему в собственность земельного участка.

    Исковые требования мотивированы тем, что он является собственником жилого дома , расположенного в <адрес>. Решениями Алупкинского городского Совета от 30 декабря 2009 года и от 25 мая 2010 года ему было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, расположенного в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. 09 декабря 2016 года он обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта с заявлением о предоставлении ему в собственность вышеуказанного земельного участка, в порядке завершения оформления прав, предоставив все необходимые документы. Вместе с тем, постановлением Администрации города Ялта № 1136-п от 13 марта 2017 года ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка, в связи с несоответствием места его расположения градостроительной документации населенного пункта. Считает постановление незаконным, поскольку испрашиваемый им в собственность земельный участок в установленном порядке был отнесен к землям жилой и общественной застройки; необходим для обслуживания существующего индивидуального жилого дома, принадлежащего ему на праве собственности, в связи с чем основания полагать, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует градостроительной документации города, не имеется.

Истец в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, от его представителя поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомили.

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Франчук И.А. является собственником жилого дома , расположенного в <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на недвижимое имущество от 13.02.2008 года.

Решением 44-й сессии 5-го созыва Алупкинского городского Совета № 6 от 25 мая 2010 года Франчуку И.А. было дано разрешение на выполнение проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность ориентировочной площадью 0,10 га, расположенного в <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Согласно статье 13 Закона № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).

Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).

В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).

В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.

В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.

Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).

Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).

В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:

1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.

Сроки предоставления результатов проверки Департамента архитектуры, с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.

2) В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.

Судом установлено, что 03 июня 2015 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке площадью 1000 +/-11 кв. метров, расположенном в <адрес> с присвоением ему кад. номера

09 декабря 2016 года Франчук И.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении ему в собственность, в порядке завершения оформления прав вышеуказанного земельного участка с видом его разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство (л.д. 108).

Заявление было принято Департаментом имущественных и земельных отношений к рассмотрению, направлен запрос о земельном участке Франчука И.А. в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым.

04 апреля 2016 года Начальнику Департамента земельных и имущественных отношений администрации города Ялта был предоставлен ответ № 02-08/1990, за подписью начальника Департамента архитектуры, в котором указано, что в соответствии с Генеральным планом Большая Ялта, утвержденным постановлением Совета Министров АР Крым 15.06.1993 года, рассматриваемый земельный участок находится в зоне курортно – рекреационных учреждений (л.д. 111).

В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:

предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;

несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

Пунктом 12 Правил № 37 установлено, что решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.

Судом установлено, что постановлением Главы Администрации города Ялты № 1136-п от 13 марта 2017 года Франчуку И.А. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 1000 кв.м., в порядке завершения оформления прав, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства», расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта (ч. 6 ст. 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года № 38-ЗРК) (л.д. 30).

В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

В соответствии со ст. 5 Закона № 38-ЗРК, категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации, по следующему правилу: жилой и общественной застройки - землями населенных пунктов; сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.

Судом установлено, что испрашиваемый истцом в собственность земельный участок до 21 марта 2014 года был в установленном порядке отнесен к категории земель жилой и общественной застройки, следовательно данный земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов.

Постановлением Совета Министров АР Крым № 618 от 09 октября 2007 года был утвержден проект корректировки генерального плана административного района Большой Ялты, в том числе его составная часть – «Историко – архитектурный опорный план административного района Большой Ялты» (пункт 1).

Вместе с тем, постановлением Хозяйственного суда АР Крым от 21 мая 2009 года, по административному иску Заместителя прокурора АР Крым в интересах государства, пункт 1 постановления Совета министров АР Крым № 618 от 09 октября 2007 года «Об утверждении проекта корректировки Генерального плана Большой Ялты» был признан недействительным.

Определением Севастопольского Апелляционного административного суда от 28 октября 2013 года постановление Хозяйственного суда АР Крым от 21 мая 2009 года было оставлено без изменения и вступило в законную силу.

Таким образом, с 09 октября 2007 года до 28 октября 2013 года единственным действующим Генеральным планом Большой Ялты, который использовался органами местного самоуправления при принятии решений о даче гражданам разрешений на составление проектов землеустройства в отношении земельных участков, расположенных на территории Большой Ялты (муниципальное образование городской округ Ялты), об определении категорий земельных участков, являлся Генеральный план ее застройки с учетом корректировок, утвержденных постановлением Совета Министров АР Крым № 618 от 09 октября 2007 года.

Проведенной по делу землеустроительной экспертизой установлено, что согласно Генерального плана гор. Алупка, который был утвержден в 2006 году и являлся действующим на момент составления Франчуком И.А. проекта отвода земельного участка, вид его функционального использования был определен как земли жилой застройки.

Таким образом, судом установлено, что на момент принятия Алупкинским поселковым Советом решения о даче Франчуку И.А. разрешения на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, его месторасположения соответствовало Генеральному плану населенного пункта; испрашиваемый земельный участок был в установленном законодательством порядке отнесен к категории земель жилой и общественной застройки.

На сегодняшний день действующей градостроительной документацией по отношению к спорному земельному участку является Генеральный план Большой Ялты, утвержденный постановлением Совета Министров АР Крым № 136 от 15.06.1993 года, которым и руководствовалась Администрация города Ялта при рассмотрении заявления истца.

По настоящему делу было проведено судебную землеустроительную экспертизу, выводами которой установлено, что согласно действующей градостроительной документации на территории муниципального образования городской округ Ялта, гор. Алупка, функциональное назначение земельного участка Франчук И.А. – частично территория противотуберкулезного санатория «Зеленый мыс», частично – территория, функциональное назначение которой не определено.

Судом установлено, что действительно 25 декабря 2000 года ООО «СКК «Зеленый мыс» был выдан Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком площадью 2,2158 га, расположенным в <адрес>, для обслуживания корпусов 1,2,3.

Вместе с тем, как следует из представленного истцом проекта отвода земельного участка, на основании заявления землепользователя, решением 44-й сессии 5-го созыва Алупкинского городского Совета № 20 от 25 мая 2010 года было прекращено право постоянного пользования ООО «СКК «Зеленый мыс» земельным участком площадью 0,65 га, расположенным в <адрес>, предоставленного ему в постоянное пользование в составе земельного участка общей площадью 2,2158 га, соответствующие изменения внесены в Государственный акт на право постоянного пользования (л.д. 64).

Согласно данных публичной кадастровой карты, площадь земельного участка ООО «Зеленый мыс» на сегодняшний день составляет 14700 кв. метров и он не пересекается с границами земельного участка, предполагаемого к отводу Франчуку И.А.

Таким образом, доводы ответчика о нахождении спорного земельного участка в зоне курортно – рекреационных учреждений надлежащими и допустимыми доказательствами не подтверждены.

Более того, как установлено, судом, на испрашиваемом истцом в собственность земельном участке уже расположен индивидуальный жилой дом, право собственности на который возникло у Франчука И.А. до 18 марта 2014 года.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Частью 7 ст. 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" установлено, что гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты.

Таким образом, ответчик, являясь собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>-в, право на который у него возникло до 18 марта 2014 года, имеет исключительное право на приобретение бесплатно в собственность земельного участка, необходимого для его обслуживания.

Исходя из вышеизложенного, суд считает, что ответчиком Администрацией города Ялта не была в полном объеме проведена проверка на предмет соответствия места расположения испрашиваемого истцом земельного участка градостроительной документации; не было учтено, что месторасположение земельного участка истца соответствовало действовавшей до 2013 года градостроительной документации, утвержденной в 2006 году; решение органа местного самоуправления об установлении категории земельного участка истца «земли жилой и общественной застройки», а также тот факт, что вид разрешенного использования земельного участка соответствует действующему законодательству и на испрашиваемом земельном участке уже расположен индивидуальный жилой дом.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Судом установлено, что постановление Администрации города Ялта об отказе в предоставлении Франчуку И.А. в собственность земельного участка по основаниям не соответствия места его расположения градостроительной документации не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нарушает права, свободы и законные интересы истца, в связи с чем его исковые требования о признании постановления незаконным суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из представленных документов следует, что представитель истца Санжаровский М.Н. получил копию обжалуемого постановления 18.04.2017 года. Вместе с тем, в период с 17.05.2017 года по 06.07.2017 год, а также в период с 07.07.2017 года по 02.10.2017 год Санжаровский М.Н. находился в служебной командировке, за пределами города Ялта, в связи с чем суд считает, что срок на обращение в суд пропущен истцом по уважительным причинам.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Поскольку суд пришел к выводу, что решение ответчика является незаконным, Администрацией города Ялта была не в полном объеме проведена проверка на предмет установления функциональной зоны и вида разрешенного использования испрашиваемого истцом земельного участка, суд считает, что в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов истца, на ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление Франчука И.А. о предоставлении в его собственность земельного участка.

Поскольку суд не вправе подменять компетенцию органа местного самоуправления по распоряжению земельными участками муниципального образования, суд считает требования о возложении на ответчика обязанности принять решение о передаче земельного участка в собственность истца суд считает преждевременными и не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск Франчука Игоря Анатольевича удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление Администрации города Ялта № 1136-п от 13.03.2017 года «Об отказе Франчуку Игорю Анатольевичу в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 1000 кв. метров, расположенного в городе <адрес>, кад. ».

Обязать Администрацию города Ялта повторно рассмотреть заявление Франчука Игоря Анатольевича о предоставлении в его собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 1000 кв. метров, расположенного в городе <адрес>, кад. и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.

В остальной части исковых требований отказать.

Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым в течение одного месяца со дня исполнения судебного решения сообщить суду, а также Франчуку Игорю Анатольевичу об исполнении решения по административному делу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                Ю.С. Кононова

2а-211/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Франчук И.А.
Ответчики
Администрация г.Ялта РК
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялты
Общество с ограниченной ответственностью "Санаторно-курортный комплекс "Зеленый мыс"
Депортамент имущественных отношений администрации г.Ялта РК
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кононова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
03.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
06.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.10.2017[Адм.] Судебное заседание
25.12.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
28.12.2017[Адм.] Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.01.2018[Адм.] Судебное заседание
20.02.2018[Адм.] Судебное заседание
20.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее