Дело № 12-234/2012
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
17 июля 2012 года г. Нефтекамск
Судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан Рахматуллина Залифа Магсумовна, рассмотрев жалобу Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 7 городского округа г. Нефтекамск РБ в лице руководителя Усманова И.З. на постановления Нефтекамского территориального управления Минэкологии РБ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 и ст. 8.41 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора главного специалиста-эксперта Нефтекамского ТУ Минэкологии РБ от 27.06.2012 года директор МОБУ СОШ № 7 Усманов И.З. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Постановлением государственного инспектора главного специалиста-эксперта Нефтекамского ТУ Минэкологии РБ от 27.06.2012 года директор МОБУ СОШ № 7 Усманов И.З. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, директор МОБУ СОШ № 7 Усманов И.З. подал жалобу, в которой просит отменить постановления и прекратить производство по делу. В жалобе указывает, что постановления вынесены неправомерно, без достаточных оснований. Согласно Уставу МОБУ СОШ № 7 функции учредителя и финансирование учреждения осуществляет администрация городского округа г. Нефтекамска. На территории школы имеются два стандартных контейнера для временного хранения бытовых отходов, имеется договор с ООО «Благоустройство+» на вывоз отходов, договор с ГУП «Табигат». Кроме того, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды, в соответствии с которым под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. Однако из материалов дела не следует, что МОБУ СОШ № 7 занималось размещением отходов, соответственно, не должно иметь специалиста, имеющего профессиональную подготовку.
В судебном заседании представитель директора МОБУ СОШ № г городского округа г.Нефтекамск Усманов И.З. жалобу подержал по изложенным выше основаниям.
Представитель Нефтекамского ТУ Минэкологии РБ Фазлыев С.Ф., действующий на основании доверенности, с жалобой не согласился, суду показал, что МОБУ СОШ № 7 не разработало проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов в установленном законодательством порядке не установлены и отсутствует лицо, имеющее профессиональную подготовку на право работы с отходами. Кроме того, директором МОБУ СОШ № 7 Усмановым И.З. не были своевременно приняты меры по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Суд, выслушав участников производства по делу, изучив и оценив материалы дела, считает жалобу директора МОБУ СОШ № 7 подлежащей частичному удовлетворению, исходя из следующего.
Постановлением государственного инспектора главного специалиста-эксперта Нефтекамского ТУ Минэкологии РБ от 27.06.2012 года директор МОБУ СОШ № 7 Усманов И.З. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Основной вид деятельности МОБУ СОШ № 7 – образовательная, воспитательная. Материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что в результате образовательной, воспитательной деятельности МОБУ СОШ № 7 образуются отходы производства и потребления 1- 4 класса опасности.
Доводы жалобы о том, что МОБУ СОШ № 7 не обязано разрабатывать нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
Согласно общим положениям, установленным Приказом МПР РФ от 15.06.2001 года № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды», критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды, и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды. В соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В нарушение ст. ст. 11, 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» МОБУ СОШ № 7 не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов в установленном порядке не установлены.
Профессиональная подготовка на право работы с отходами у ответственного лица МОБУ СОШ № 7 отсутствует, что является нарушением п.1 ст.15 ФЗ «Об отходах производства и потребления», а доводы жалобы директора МОБУ СОШ № 7 в суде не нашли подтверждения.
МОБУ СОШ № 7 в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования названного Закона, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
Наличие в действиях директора МОБУ СОШ № 7 состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ, подтверждается материалами дела.
Постановлением государственного инспектора главного специалиста-эксперта Нефтекамского ТУ Минэкологии РБ от 27.06.2012 года директор МОБУ СОШ № 7 Усманов И.З. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, выразившееся в невнесении в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 16 упомянутого Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов производства и потребления и иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. В свою очередь хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; а их захоронение - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Под объектом размещения отходов понимается специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Положения этого нормативного акта распространяются на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием. Порядок предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В силу п. 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 г., плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду - по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Между тем, из системного анализа указанных выше законодательных и нормативных актов следует, что обязанность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду возникает не за всякое образование и размещение отходов, а лишь в случае, когда происходит негативное воздействие на окружающую среду.
В силу требований ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При рассмотрении данного дела административный орган не установил, какие объекты и каким образом эксплуатируются школой, связана ли деятельность с негативным воздействием на окружающую среду, и если связана, то какой вид негативного воздействия на окружающую среду осуществлялся и в чем он заключался.
Таким образом, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении не нашло подтверждение наличие объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и представителем НТУ Минэкологии РБ не представлены доказательства, в чем именно выражается негативное воздействие на окружающую среду, постановление административного органа о привлечении директора МОБУ СОШ № 7 подлежат отмене, а производство в данной части на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление государственного инспектора главного специалиста-эксперта Министерства природопользования и экологии РБ от 27.06.2012 года № о привлечении директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамск РБ Усманова И.З. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу директора МОБУ СОШ № 7 - без удовлетворения.
Постановление государственного инспектора главного специалиста-эксперта Министерства природопользования и экологии РБ от 27.06.2012 года № о привлечении директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамск РБ Усманова И.З. к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ, отменить. Производство по делу об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием в действиях Усманова И.З. состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня получения.
Судья З.М.Рахматуллина
Решение вступило в законную силу 27.07.2012 года