Дело <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
31 января 2017 года <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>
Майминский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Усольцевой Е.В.,
при секретаре Шкоровой С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Салькова А. В. к администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом права на дополнительную площадь,
УСТАНОВИЛ:
Сальков А.В. обратился в суд с иском к администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» о возложении обязанности предоставить Салькову А.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории муниципального образования <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с учетом права на пользование Салькова А.В. дополнительной жилой площадью, то есть не менее общей площади жилого помещения 54 кв.м. В обоснование заявленных требований указал, что он является инвалидом первой группы, установлен диагноз, который согласно международной классификации болезней имеет шифр <данные изъяты>. Его семья состоит из двух человек: супруги и сына. Согласно утвержденного постановлением Правительства РФ <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> данное заболевание является тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Постановлением главы администрации его семья поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготному списку, также его семья признана малоимущей. В собственности иного жилья не имеется. Истец вынужден снимать жилье, но в силу состояния здоровья он не может снимать квартиру соответствующую санитарным нормам из-за высокой арендной платы, квартира, в которой они проживают, не оборудована, в квартире сыро, печное отопление, без ванной комнаты, стены поражены гибком и плесенью, что влечет иные заболевания, в связи с чем просит удовлетворить заявленные исковые требования.
Истец Сальков А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, по основаниям изложенным в иске, просил их удовлетворить. Уточнил, что просит предоставить вне очереди жилое помещение на него одного в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, площадью 21 кв. м., с учетом его права на дополнительную площадь.
Представитель истца по устному ходатайству Деревицкая И.С. в судебном заседании уточненные требований поддержала по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» Копылов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что Сальков А.В. имеет жилое помещение, в котором он проживает, его заболевание не входит в утвержденный постановлением Правительства РФ <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> «Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь». Кроме того, администрация МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не наделена в установленном законом порядке государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющих детей инвалидов, вставших на учет после <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.
Представитель третьего лица Управления Федерального казначейства по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, в письменном отзыве не возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Согласно части первой ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1). Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3).
Согласно статье 49 (часть 2) ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным названным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном указанным Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях данного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статья 52 (часть 1) ЖК РФ предусматривает, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Таким образом, исходя из указанных норм в их взаимосвязи предпосылками предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу являются нахождение того или иного лица на учете нуждающихся в жилых помещениях и признание его при этом малоимущим органом местного самоуправления.
Судом установлено, что Сальков А.В. признан нуждающимся в жилом помещении по льготному списку «Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов».
Семья Салькова А.В. признана малоимущей и поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно справки серии МСЭ -2014 Сальков А.В. является инвалидом первой группы.
Согласно справки от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Сальков А.В. имеет диагноз <данные изъяты>.
Согласно сведений из Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии, сведений ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», Сальковы в собственности жилого помещения не имеют.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди. Обязанность обеспечивать жилыми помещениями по договорам социального найма малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Федеральным законом от N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. ст. 14, 16) и п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ отнесена к полномочиям органа местного самоуправления.
Согласно п. 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, опалте жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Таким образом, поскольку Сальков А.В. является инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 378, и относится к категории граждан, которые в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при этом отсутствие прямого указания на обеспечение указанной категории граждан за счет средств субъекта Ф. не исключает ответственности последнего в решении вопросов их социальной поддержки и социального обслуживания, поскольку эти вопросы относятся к предмету ведения субъектов Российской Федерации, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> Совета депутатов <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> установлена норма предоставления жилого помещения. Согласно пункту 2 Положения, утвержденного упомянутым решением, норма предоставления жилого помещении по договору социального найма граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях равна 12 кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи.
С учетом изложенного, суд считает требования Салькова А.В. о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» предоставить во внеочередном порядке Салькову А.В. отдельное жилое помещение по договору социального найма в пределах нормы предоставления площади жилого помещения, с учетом его права на дополнительную жилую площадь, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Жилое помещение истцу должно быть предоставлено в селе Майма, учитывая близость медицинского учреждения в котором Сальков А.В. состоит на учете, как страдающий тяжелой формой хронического заболевания.
Доводы ответчика о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на администрацию МО «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>», поскольку отнесена к полномочиям РФ, не может быть принят судом, поскольку в соответствии со статьей 31 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же
права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Поэтому предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в статьях 14, 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ, данным Федеральным законом осуществляется непосредственно органами местного самоуправления самостоятельно, к таким полномочиям относится в частности обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся в статьях 14 и 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Салькова А. В. удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «<АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» предоставить во внеочередном порядке Салькову А. В. по договору социального найма жилое помещение в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, отвечающее техническим требованиям и санитарным нормам, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Майминский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.В. Усольцева
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.