Дело №33а-8/2021
(33а-10381/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2021 года г. Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,
судей – Кураповой З.И., Кучеренко Н.В.,
с участием секретаря судебного заседания - Хваля Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Поповой В.А. к Администрации города Симферополя Республики Крым, заинтересованные лица – Товарищество собственников недвижимости «Медик», Базуева О.И., Попов А.И., о признании незаконным постановления в части,
по апелляционной жалобе Поповой В.А. на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2020 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., пояснения представителя административного ответчика Клеева И.С., заинтересованного лица – Базуевой О.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым
установила:
Попова В.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит: признать уважительной причину пропуска срока на подачу искового заявления, восстановить его, и принять к рассмотрению данное исковое заявление; признать незаконным в части пункт 1.8 постановление Администрации города Симферополя от 22 ноября 2019 года № 6306 «О сносе самовольных построек, расположенных по адресу: <адрес>».
Требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление было принято ответчиком в нарушение Положения о порядке принятия решения о сносе самовольных построек на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и осуществления сноса самовольных построек, утвержденного постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 23.09.16 № 2206. Право на строительство гаражей, а также право на земельный участок под ними в составе многоквартирного дома были предоставлены решением Трудовского сельского совета депутатов трудящихся Симферопольского района Крымской области Украинской ССР (исполнительный комитет, 15 созыв).
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Административный истец, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Киевского районного суда Республики Крым от 25 сентября 2020 года отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить административное исковое заявление. В обоснование жалобы указывает, что земельный участок – придомовая территория на <адрес>, ранее передавался под строительством кооперативного дома, то есть земельный участок уже был сформирован. Поскольку указанный жилой дом был передан ТСН «Медик», земельный участок, находящийся под ним, а также придомовая территория является общей совместной собственностью владельцев квартир в указанном жилом доме. Таким образом, поскольку гараж, который находится в пользовании административного истца, возведен на придомовой территории многоквартирного дома по <адрес>, возведенный истцом гараж не нарушает права Администрации города Симферополя. Земельный участок не является муниципальной собственностью. Также указывает, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка соблюдению административным ответчиком требований Положения, утвержденного Постановлением Администрации города Симферополя №2206 от 23 сентября 2016 года.
Административный истец Попова В.А. и заинтересованное лицо Попов А.И. в судебное заседание не явились, подали заявления о невозможности принять участия в судебном заседании.
В судебном заседании представитель Администрации города Симферополя Республики Крым Клеев И.С. просил оставить без изменения решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2020 года, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо Базуева О.И. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение, судебная коллегия полагает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене в силу следующего.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений; мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
В силу статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом статьей 45 названного кодекса предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, в частности право представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать объяснения суду в устной и письменной форме. Данное право обеспечивается надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.
Согласно статье 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, Попова В.А., Попов А.И. и Базуева О.И. являются собственниками <адрес>.
Администрацией города Симферополя Республики Крым на основании представления об устранении нарушений земельного законодательства была проведена проверка по факту законности размещения гаражей по <адрес>, в том числе, используемого административным ситцом.
18 октября 2019 года управлением муниципального контроля Администрации города Симферополя Республики Крым осуществлен осмотр выявленных объектов, расположенных по <адрес>, по результатам которого были составлены акты осмотра выявленных объектов от 18 октября 2019 года №19, №20.
29 октября 2019 года состоялось заседание Комиссии, на котором принято решение о демонтаже объектов, расположенных по <адрес>.
22 ноября 2019 года Администрацией города Симферополя Республики Крым вынесено постановление №6306 «О сносе самовольных построек, расположенных по адресу; <адрес>», об отмене которого в части п. 1.8 и просит административный истец, которым административному истцу и иным гражданам предписано с трехмесячный срок осуществить снос гаражей как самовольно возведенных.
Как утверждает административный истец, указанный гараж расположен на земельном участке, который является придомовой территорией многоквартирного дома по <адрес>.
Протоколом заседания Симферопольского райисполкома от 29 апреля 1971 года №8 утверждён акт от 21 декабря 1970 года по выбору земельного участка в селе Луговое Денисовского сельсовета под строительство 40-квартирного жилого дома районной больницы.
Решением исполнительного комитета Симферопольского районного Совета депутатов трудящихся №338 от 27 июня 1974 года «Об утверждении акта Государственной комиссии по приемке в эксплуатацию 40-квартирного жилого дома ЖСК «Медик» в с. Луговое Симферопольского района», комиссией по приемке в эксплуатацию кооперативного дома был утверждён акт приемки кооперативного дома.
В настоящее время правопреемником ЖСК «Медик» является ТСН «Медик».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Условия и порядок предоставления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах закреплены в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 16 данного Федерального закона №189-ФЗ, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Решением общего собрания членов ЖСК «Медик» от 18 марта 1978 года Поповой В.А. выделялся земельный участок для размещения и строительства гаража на придомовой территории.
Решением Симферопольского городского совета от 25 июня 2015 года №286 учреждено Муниципальное казенное учреждение Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым, утверждено Положение о Департаменте (Приложение 40 к решению).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения, Муниципальное казенное учреждение Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - Департамент) является структурным подразделением Администрации города Симферополя Республики Крым (далее - администрация города Симферополя).
Пунктами 3.6, 3.7, 3.8 Положения установлено, что в соответствии с возложенными задачами Департамент осуществляет следующие функции: обеспечивает в установленном законодательством порядке подготовку и выдачу градостроительных планов земельных участков; осуществляет подготовку документации об установлении, изменении или приведении в соответствие вида разрешенного использования и соблюдении предельных параметров застройки; обеспечение подготовки градостроительных заданий на разработку документации по планировке и межеванию территорий.
В соответствии с информацией, предоставленной МКУ Департамент архитектуры и градостроительства от 22 января 2021 года №292/08/01-07, согласно Карте зон с особыми условиями использования территорий Временных правил землепользования и застройки территории муниципального образования городского округ Симферополь Республики Крым, утвержденной решением 42-й сессии 1-го созыва Симферопольского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2016 года №733 «Об утверждении временных Правил землепользования и застройки территории муниципального образования городской округ Симферополь (город Симферополь) Республики Крым», земельный участок, на котором расположены гаражи по <адрес>, находится в границах зон с особыми условиями использования территории - водоохранные зоны.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 №136, в целях выполнения поставленных задач Министерство в установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции: в области водных отношений: участвует в разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым в области водных отношений; участвует в разработке и реализации государственных программ Республики Крым по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории Республики Крым, и осуществлении контроля за их реализацией; осуществляет региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, подлежащих региональному государственному надзору за их использованием и охраной; участвует в осуществлении мер по охране водных объектов, находящихся в государственной собственности Республики Крым; утверждает перечни объектов, подлежащих региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов; предоставляет водные объекты Республики Крым в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование; проводит в установленном порядке аукционы на приобретение права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта; устанавливает, изменяет или прекращает существование зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Осуществляет следующие переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений: предоставляет водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности и расположенные на территории Республики Крым, в пользование на основании договора водопользования, решения о предоставлении водного объекта в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 Водного кодекса Российской Федерации; участвует в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Крым; осуществляет государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением случаев осуществления указанного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность во внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на территории двух и более субъектов Российской Федерации, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I категории, а также в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в водоохранной зоне Черного и Азовского морей, которая оказывает негативное воздействие на воды Черного и Азовского морей; устанавливает границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос морей или их отдельных частей.
В силу статьи 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.
Под заинтересованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Таким образом, с учётом обоснования административного иска нахождением гаража, подлежащего сносу, на придомовой территории, наличием разрешительных документов 1978г. для его размещения, а также с учётом содержания оспариваемого постановления с указанием в обоснование на нахождение гаража, подлежащего сносу, в водоохранной зоне, вместе с тем, без подтверждения соответствующего графического материала об основаниях установления такой зоны и нахождения в такой зоне конкретного земельного участка с гаражом, подлежащим сносу, Муниципальное казенное учреждение Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым подлежали привлечению к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Допущенное судом первой инстанции нарушение процессуального закона судебная коллегия признает существенным, поскольку оно не позволило гарантировать соблюдение одного из принципов административного судопроизводства, закреплённого в части 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации: состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
Указанные нарушения норм процессуального права в силу пункта 2 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене решения с направлением административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и постановить решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, в том числе, с учётом установления обстоятельств: предусмотрено ли проектом строительства многоквартирного дома по <адрес> наличие территории для строительства и размещения гаражей и расположен ли гараж, подлежащий сносу, именно на такой территории; наличие проекта межевания относительно данного многоквартирного дома со сведениями о включении при образовании земельного участка территории, на которой расположен подлежащий сносу гараж; наличие соответствующих полномочий у органа, выделившего Поповой В.А. земельный участок для строительства гаража в 1978 году, для разрешения такого вопроса; зонирование территории места расположения земельного участка, на котором расположен подлежащий сносу гараж, начиная с 1978 года и до действующей на момент принятия оспариваемого постановления документации, в том числе, находился ли этот земельный участок ранее в водоохранной зоне или иной зоне с особыми условиями использования территории; чёткое правовое основание для принятия оспариваемого постановления, учитывая, что пункт 4 статьи 222 ГК РФ состоит из ряда подпунктов; фактическое обоснование принятия данного решения в оспариваемой части: конкретные признаки вышеуказанного гаража как самовольной постройки и оснований для его сноса, учитывая конструкции положений подпунктов 1 и 2 пункта 4 статьи 222 ГК РФ.
При этом, суд апелляционной инстанции не проверяет иные доводы апелляционной жалобы, поскольку они подлежат оценке при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2020 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья: И.В. Кагитина
Судья: З.И. Курапова
Судья: Н.В. Кучеренко