Решение по делу № 33а-6875/2019 от 13.11.2019

Судья Мишарина И.С.              дело № 33а-6875/2019 (№2а-8036/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Пристром И.Г., Соболева В.М.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 25 ноября 2019 года апелляционную жалобу Коротких М.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 октября 2019 года, которым

в удовлетворении административного искового заявления Коротких М.А к администрации МО ГО "Сыктывкар", Управлению архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении Порядка освобождения земельных участков от самовольно размещённых объектов на территории МО ГО "Сыктывкар", утверждённого Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 31 декабря 2015 года <Номер обезличен>, возложении обязанности освободить земельный участок от ... самовольно установленных металлических гаражей в соответствии с Порядком освобождения земельных участков от самовольно размещённых объектов на территории МО ГО "Сыктывкар", утверждённого Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 31 декабря 2015 года <Номер обезличен>, отказано в полном объёме.

Заслушав доклад судьи Соболева В.М., судебная коллегия

установила:

Коротких М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО "Сыктывкар", в котором просил признать незаконным бездействие, выразившееся в нарушении Порядка освобождения земельных участков от самовольно размещённых объектов на территории МО ГО "Сыктывкар", утверждённого Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 31 декабря 2015 года <Номер обезличен>, возложении на административного ответчика обязанности освободить в соответствии с названным Порядком земельный участок от ... самовольно установленных металлических гаражей. В обоснование заявленных требований указал, что <Дата обезличена> посредством электронной почты им в администрацию МО ГО "Сыктывкар" подано обращение о демонтаже или переносе в надлежащее место ... самовольно установленных рядом с домом <Номер обезличен> по ул.... г. ... гаражей, которое в предусмотренном порядке и в срок не рассмотрено. По состоянию на <Дата обезличена> только ... гаража демонтированы собственниками. Руководствуясь тем, что в соответствии с указанным Порядком средний срок демонтажа или перемещения самовольно установленного гаража с момента обращения жалобы примерно составляет ... месяца, Коротких М.А., обратившись в суд с административным иском, настаивал на допущенном бездействии административного ответчика и, в результате такого бездействия, нарушении гарантированных ему статьёй 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьёй 42 Конституции Российской Федерации прав на благоприятную окружающую среду.

Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО "Сыктывкар" (далее - УАГСиЗ), в качестве заинтересованного лица - Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" (далее - УЖКХ).

Административный истец Коротких М.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика администрации МО ГО "Сыктывкар" Матюшева К.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве на административный иск. Просила в удовлетворении заявленных требованиях отказать.

Дело рассмотрено при имеющейся явке лиц и судом принято приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе Коротких М.А. просит об отмене вынесенного решения суда как незаконного и необоснованного, настаивая на нарушении установленных Порядком освобождения земельных участков от самовольно размещённых объектов на территории МО ГО "Сыктывкар" сроков рассмотрения поданного обращения и нарушении его прав на благоприятную окружающую среду.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, не явились, явку своих представителей не обеспечили,

Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьёй 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, представлении и возражении относительно жалобы, представления.

Проверив дело в полном объёме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.

В соответствии со статьёй 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что <Дата обезличена> Коротких М.А. обратился в администрацию МО ГО "Сыктывкар" посредством электронной почты с заявлением, в котором просил проверить законность установки ряда из ... металлических гаражей, которые установлены радом с домом <Номер обезличен> по ул. ... (позади мусорных баков), и принять меры для их перемещения в надлежащее место, указав, что металлические гаражи портят своим видом дворовую территорию, окружающую среду, препятствуют развитию зеленой зоны и являются объектом повышенной опасности, препятствуют формированию комфортной городской среды.

Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 31 декабря 2015 года <Номер обезличен> утверждён Порядок освобождения земельных участков от самовольно размещённых объектов на территории МО ГО "Сыктывкар".

Названный Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и регулирует порядок демонтажа (сноса) самовольно размещённых объектов, расположенных на территории МО ГО "Сыктывкар", на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и (или) на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Порядка (в редакции, действующей на момент обращения) при обнаружении самовольно размещённого объекта любое лицо вправе письменно сообщить об этом в УАГСиЗ.

Не позднее следующего рабочего дня после получения сообщения об обнаружении факта самовольного размещение объекта УАГСиЗ составляет акт об обнаружении объекта согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.

Акт подписывается УАГСиЗ, а также правообладателем объекта, в случае если он присутствует при обнаружении объекта и составлении акта. (пункт 2.1.2).

Согласно пункту 2.3.1 Порядка в день составления акта оформляется предписание о демонтаже (сносе) и выдаётся правообладателю под роспись.

В случае, если правообладатель отсутствует при обнаружении объекта и составлении акта, на объекте размещается информационное сообщение, о чём делается соответствующая отметка в акте.

В случае, если правообладатель объекта неизвестен, УАГСиЗ принимает меры к его установлению путём направления запросов в Министерство внутренних дел по Республике Коми. Одновременно с установлением правообладателя объекта УАГСиЗ принимает соответствующие меры для получения сведений (информации) о земельном участке, на котором расположен самовольно размещённый объект.

Срок установления правообладателя объекта, получения сведений (информации) о земельном участке, на котором расположен самовольно размещённый объект, составляет 30 дней.

В случае, если правообладателя объекта не удалось установить, УАГСиЗ размещает информационное сообщение о демонтаже (сносе на объекте) (пункт 2.1.5).

На основании пункта 2.1.6 Порядка в течение пяти рабочих дней со дня размещения информационного сообщения на объекте УАГСиЗ размещает информацию о демонтаже (сносе) самовольно размещённого объекта на официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар".

Срок демонтажа (сноса) самовольно размещённого объекта в добровольном порядке составляет 30 календарных дней со дня размещения информационного сообщения на официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар" (пункт 2.1.7).

В случае, если правообладатель объекта в установленный срок не исполнил демонтаж (снос) самовольно размещённого объекта в добровольном порядке, демонтаж (снос) осуществляется в принудительном порядке (пункт 2.1.8).

Подготовленный пакет документов УАГСиЗ передаёт в УЖКХ для демонтажа (сноса) самовольно размещённого объекта в принудительном порядке (пункт 2.1.9).

При разрешении заявленных требований и проверке соблюдения при рассмотрении поданного Коротких М.А. <Дата обезличена> обращения требований вышеназванного Порядка судом установлено, что <Дата обезличена> ведущим специалистом отдела развития и городского строительства УАГСиЗ администрации МО ГО "Сыктывкар" в рамках проверки поступившей информации проведено обследование и составлено ... актов, в соответствии с которыми в районе д... по ул. ... г.... установлено ... самовольно расположенных объектов (гаражей). Из актов следует, что в связи с невозможностью установить правообладателей на объектах размещены информационные сообщения об их демонтаже.

При проверке поступившей информации <Дата обезличена> за подписью первого заместителя руководителя администрации МО ГО "Сыктывкар" в адрес Управления МВД России по г. Сыктывкару направлено письмо <Номер обезличен> с просьбой оказать содействие в установлении владельцев, самовольно установивших объекты (гаражи).

В этот же день письмом <Номер обезличен> за подписью начальника УАГСиЗ в адрес начальника Управления информации и организационной работы администрации МО ГО "Сыктывкар" направлено письмо <Номер обезличен> с просьбой опубликовать в газете "Панорама столицы" для владельцев несанкционированно установленных объектов (гаражей) информацию о необходимости в добровольном порядке убрать самовольно установленные объекты, либо подтвердить свои права на их установку, обратившись в Управление. Разъяснено, что в противном случае в соответствии с Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 31 декабря 2015 года <Номер обезличен> "Об утверждении порядка освобождения земельных участков от самовольно размещенных объектов на территории МО ГО "Сыктывкар" гаражи будут демонтированы и вывезены.

Аналогичная информация <Дата обезличена> размещена на сайте администрации МО ГО "Сыктывкар".

<Дата обезличена> администрацией МО ГО "Сыктывкар" административному истцу направлено письмо <Номер обезличен>, в котором сообщено, что в архивных данных администрации отсутствуют сведения о правоустанавливающих документах на предоставление земельного участка для установки гаражей в районе д.... по ул. ... г. ..., в связи с чем указанные объекты являются самовольно размещёнными. Указано на то, что определить владельцев указанных гаражей не представилось возможным. Сообщено, что со стороны администрации в адрес Управления МВД России по г. Сыктывкару направлено письмо с целью установления владельцев гаражей. В случае если владельцы будут установлены администрация примет меры к добровольному демонтажу самовольно размещенных объектов, в противном случае будут приняты меры по демонтажу самовольно размещенных объектов в соответствии с Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 31 декабря 2015 года <Номер обезличен>.

Как усматривается из материалов дела, впоследствии письмами административного ответчика от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен> административный истец был поставлен в известность о том, что работа по его обращению ведётся. Отразив в письмах информацию аналогичную указанной в ответе от <Дата обезличена>, администрацией МО ГО "Сыктывкар" Коротких М.А. уведомлён о том, что в постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 31 декабря 2015 года <Номер обезличен> вносятся изменения для улучшения качества работы.

Проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований, указав на то, что стороной административного ответчика бездействия в рамках требований утверждённого постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 31 декабря 2015 года <Номер обезличен> Порядка освобождения земельных участков от самовольно размещенных объектов на территории МО ГО "Сыктывкар" не допущено.

В обоснование изложенной позиции суд руководствовался тем, что на сегодняшний день стороной административного ответчика принимаются меры для освобождения земельного участка в районе д. ... по ул. ... г. ... от самовольно размещённых объектов, указав, что о ходе рассмотрения поданного обращения административный истец был поставлен в известность административным ответчиком письмами от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, от ... <Номер обезличен>, от <Дата обезличена> <Номер обезличен>. Принял во внимание, что в постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 31 декабря 2015 года <Номер обезличен> постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> внесены изменения. Так, изменения внесены в пункт 2.1.4, в соответствии с которым указанный пункт дополнен абзацем - в случае неполучения сведений (информации) в указанный настоящим пунктом срок правообладатель объекта считается неустановленным; в пункт 2.1.5., согласно которому, в случае если в установленный п. 2.1.4 настоящего Порядка срок правообладателя объекта не удалось установить, УАГСиЗ размещает информационное сообщение о демонтаже (сносе) на объекте; в пункт 2.1.7., в соответствии с которым срок демонтажа (сноса) самовольно размещенного объекта в добровольном порядке составляет 90 календарных дней со дня размещения информационного сообщения на официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар" (сыктывкар.рф). Изменения внесены и в раздел 2.2. Порядка, которым предусмотрен порядок демонтажа (сноса) самовольно размещенных объектов в принудительном порядке.

Применительно к установленному порядку рассмотрения поданных обращений об освобождении земельных участков о самовольно размещённых объектов судебная коллегия не может согласиться с выводами суда в части отсутствия со стороны административного ответчика допущенного бездействия.

Как указано выше, согласно пункту 2.1.4 Порядка, как в редакции на дату рассмотрения обращения административного истца, так и с учётом внесённых изменений, срок установления правообладателя объекта, получения сведений (информации) о земельном участке, на котором расположен самовольно размещённый объект, составляет 30 дней.

Не предоставление необходимой информации в установленный срок после проведения установленных в пунктах 2.1.5, 2.1.6 процедур - размещения информации о демонтаже (сносе) на объекте, в последствии на официальном сайте администрации МО ГО "Сыктывкар", по истечении срока, установленного в статье 2.1.7 для демонтажа (сноса) самовольно размещённого объекта в добровольном порядке со дня размещения информационного сообщения на официальном сайте МО ГО "Сыктывкар", влечёт демонтаж объекта в принудительном порядке, для чего подготовленный пакет документов УАГСиЗ передаёт в УЖКХ для демонтажа (сноса) самовольно размещённого объекта в принудительном порядке.

Непредставление в органах внутренних дел необходимой информации относительно владельцев самовольно размещённых объектов при установленных законом сроках её предоставления, что следует из направленных в адрес административного истца писем по результатам рассмотрения направленного обращения и учтено судом при вынесении решения, не является уважительным основанием не проведения установленных Порядком процедур. Данных о том, что со стороны административного ответчика предпринимались какие-либо меры к соблюдению установленных требований в материалы дела не представлено.

Внесение изменений в названное постановление администрации МО ГО "Сыктывкар" от 31 декабря 2015 года <Номер обезличен>, которым, в частности, продлён срок демонтажа самовольно размещённого объекта до 90 дней, также не может быть принято в подтверждение обоснованности вынесенного судом решения.

При внесении изменений в указанное постановление постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от <Дата обезличена> <Номер обезличен> придание обратной силы внесенных изменений не предусмотрено. В свою очередь, Конституцией Российской Федерации закреплён принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица.

Более того, допуская рассмотрение поданного <Дата обезличена> Коротких М.А. обращения с учётом сроков, установленных постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, указанное обращение на день обращения в суд с исковым заявлением, фактически находясь на рассмотрении почти год, должно было быть рассмотрено, учитывая, что с учётом предельно возможных сроков срок рассмотрения обращения Коротких М.А. до внесения изменения в Порядок - <Дата обезличена> года, после - <Дата обезличена> года.

Судом установлено, вместе с тем, ошибочно оставлено без внимания, что в УЖКХ как лицо, осуществляющее демонтаж (снос) самовольно размещённого объекта в принудительном порядке, из УАГСиЗ администрации МО ГО "Сыктывкар" документы по обращению Коротких М.А. не поступали (письмо от <Дата обезличена> <Номер обезличен>

Вместе с тем, ошибочность выводов суда в изложенной части не повлекла незаконность принятого судом решения.

По правилам статьи 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при оценке законности оспариваемых действий подлежат установлению их соответствие требованиям нормативно-правовых актов и нарушение указанными действиями прав, законных интересов административного истца.

В соответствии с требованиями названных положений закона условием удовлетворения заявленного административного иска являются признание судом оспариваемых действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы заявителя.

В рассматриваемом случае, обращение Коротких М.А. в суд с настоящим иском, имело своей целью обеспечить соблюдение предусмотренных статьёй 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" прав административного истца на благоприятную окружающую среду.

Вместе с тем, суду не представлено и при рассмотрении настоящего дела не установлено достоверных доказательств нарушения прав административного истца на благоприятную среду, тем самым, нарушений прав, о которых истец указывает в административном исковом заявлении по изложенным в нём основаниям, не допущено.

С учётом выводов, изложенных в настоящем определении, в отсутствие необходимой для удовлетворения заявленных требований совокупности двух условий, оснований для удовлетворения требований административного иска у суда не имелось.

Исходя из изложенного, с учётом всех обстоятельств и требований закона, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого решения суда, оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Совокупность установленных по делу обстоятельств с точки зрения приведённых положений закона подтверждает обоснованность сделанного судом вывода по существу спора об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного иска.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 03 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коротких М.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-6875/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Коротких Максим Александрович
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
16.12.2019Судебное заседание
16.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2019Передано в экспедицию
25.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее