ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ К..
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 ноября 2024г. (.....)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики К.. в составе:
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Тимошкиной Т.Н., Мишеневой М.А.
при ведении протокола помощником судьи Королевой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Пудожского районного суда Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ по исковому заявлению Раховой А. И. к администрации Пудожского муниципального района о перерасчете ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, взыскании денежных средств.
Заслушав доклад судьи Тимошкиной Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рахова А.И. обратилась в суд с иском к администрации Пудожского муниципального района по тем основаниям, что она замещала должности муниципального служащего в органах местного самоуправления. Распоряжением главы Пудожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № р-л «Об установлении размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии» с ХХ.ХХ.ХХ ей установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента и северной надбавки в размере (...) руб. В соответствии с указом Главы Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ № «О повышении месячных должностных окладов Главы Республики К.., лиц, замещающих государственные должности Республики К.., и окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Республики К..» с ХХ.ХХ.ХХ увеличены в 1,055 раза размеры месячных окладов государственных гражданских служащих Республики К...
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих. Несмотря на проведенную индексацию окладов государственных гражданских служащих Республики К.., индексация окладов муниципальных служащих Пудожского муниципального района не выполнена.
С учетом изложенного, а также с учетом изменения исковых требований истец просила обязать администрацию Пудожского муниципального района увеличить размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости с учетом индексации в 1,055 раза, установив ее размер в сумме (...) руб. с ХХ.ХХ.ХХ, а также взыскать с администрации Пудожского муниципального района разницу между фактически выплаченной ежемесячной доплатой к страховой пенсии по старости за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в сумме (...) руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство национальной и региональной политики Республики К.., Министерство финансов РК, Совет Пудожского муниципального района.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию Пудожского муниципального района увеличить размер ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости истцу с учетом индексации в 1,055 раза, установив ее размер в сумме 15799,68 руб. с ХХ.ХХ.ХХ. Также с администрации Пудожского муниципального района в пользу Раховой А.И. взыскана разница между фактически выплаченной ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в сумме 8236,80 руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит решение отменить. Указывает, что судом не в полном объеме учтены обстоятельства дела, в том числе то, что Указ Главы Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ № не возлагал на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанность проведения индексации должностных окладов муниципальным служащим, а назначение, перерасчет и выплата ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района, регламентируется Порядком, утвержденным решением Совета Пудожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ №. Данный Порядок регулирует вопросы перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии. Так, согласно пункту 18 указанного Порядка перерасчет размера ежемесячной доплаты производится в случае увеличения должностного оклада по должности, которую замещало лицо, получающее ежемесячную доплату, в результате принятия Советом Пудожского муниципального района решения об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Рахова А.И. полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Рахова А.И. на основании контракта от ХХ.ХХ.ХХ в (.....)ной администрации занимала должность специалиста отдела по общему отделу с ХХ.ХХ.ХХ.
Распоряжением Главы администрации Пудожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ № с ХХ.ХХ.ХХ Рахова А.И. переведена ведущим специалистом районного архива администрации Пудожского муниципального района.
На основании распоряжения Главы администрации Пудожского муниципального района №-р-л от ХХ.ХХ.ХХ Рахова А.И. уволена с ХХ.ХХ.ХХ по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию на основании п.3 ст.77 Трудового кодекса РФ с назначением ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в органах местного Пудожского муниципального района.
Распоряжением администрации Пудожского муниципального района № р-л от ХХ.ХХ.ХХ Раховой А.И. установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента и северной надбавки в размере (...) руб.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии ч.ч. 1, 5 ст. 11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению кФедеральному закону от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии сФедеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии сЗаконом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.
Соответствующие положения содержатся и в п. 5 ст. 45 Устава Пудожского муниципального района (принят решением XXXX заседания Совета Пудожского муниципального района IV созыва от 30.09.2022 № 308) и в п. 9 ст. 45 Устава, согласно которой порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается Советом Пудожского муниципального района.
Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района, утвержден решением Совета Пудожского муниципального района от 25.05.2018 № 368.
Указом Главы Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ № «О повышении месячных должностных окладов Главы Республики К.., лиц, замещающих государственные должности Республики К.., и окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Республики К..» увеличены с ХХ.ХХ.ХХ в 1,055 раза размеры месячных окладов государственных гражданских служащих Республики К...
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности, учитывая то, что размеры должностных окладов и ежемесячных надбавок к должностному окладу за классный чин муниципальным служащим, установленные решением Совета Пудожского муниципального района, подлежат изменению (индексации) в сроки и размерах, установленных для изменения (индексации) окладов денежного содержания по должностям государственной гражданской службы Республики К...
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не может согласиться в силу следующего.
Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (ст. 39, ч. 2).
В соответствии с п.п. «н» и «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (ст. 3 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).
В соответствии с Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 25-ФЗ определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Указанное правовое регулирование направлено на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих.
По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными, на что также указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от ХХ.ХХ.ХХ №.
При этом Конституционный суд Российской Федерации также указал, что Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (ст. 12), а институт муниципальной службы, будучи по своей конституционно-правовой природе одним из существенных проявлений организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении населением вопросов местного значения (ст. 130, ч. 1; ст. 131, ч. 1, Конституции Российской Федерации) посредством замещения должностей в аппарате муниципальной власти. В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе корректировать правила исчисления таких выплат исходя из имеющихся у них финансово-экономических возможностей.
Таким образом, как Федеральный закон от ХХ.ХХ.ХХ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (п. 4 ст. 7), так и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из п. п. 2 и 4 ст. 7 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Федеральным законом от ХХ.ХХ.ХХ № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом (п. 4 ст. 86 БК РФ).
При этом расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. Такие расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (ст. 86 БК РФ).
Таким образом, федеральный законодатель относит определение уровня пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих к полномочиям муниципального образования, связанного с лимитом местного бюджета.
Аналогичная позиция изложена в п. 16 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ХХ.ХХ.ХХ), где разъяснено, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, которые с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
В соответствии с п. 18 Порядка (утв. решением Совета Пудожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ №) перерасчет ежемесячной доплаты производится органом местного самоуправления в случае увеличения должностного оклада по должности, которую замещало лицо, получающее доплату, в результате принятия Советом решения об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района.
Аналогичный порядок предусмотрен п.3.3.7 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности) муниципальным служащим, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности) в установленном уставом муниципального образования порядке» (утв. Постановлением администрации Пудожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ №-П).
Согласно Уставу Пудожского муниципального района Совет Пудожского муниципального района является представительным органом Пудожского муниципального района и состоит из глав поселений, входящих в состав Пудожского муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселений нормой представительства 2 депутата и составляет 24 члена представительного органа, в компетенцию которого входит утверждение местного бюджета Пудожского муниципального района и отчета о его исполнении; утверждение стратегии социально-экономического развития Пудожского муниципального района (ст.ст. 23, 24).
Согласно ст. 22 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенных положений нормативно-правовых актов федерального, регионального, местного уровня ежемесячная доплата к пенсии лица, замещавшего муниципальную должность, предоставляемая за счет средств местного бюджета, является дополнительной, помимо назначаемой на общих или льготных основаниях пенсии, гарантией осуществления его полномочий, в связи с чем определение органами местного самоуправления с учетом бюджетных возможностей правил исчисления таких пенсий и их размера, отличное от правил пенсионного обеспечения государственных служащих, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих по сравнению с государственными гражданскими служащими субъекта Российской Федерации, на что также указано в п.17 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ХХ.ХХ.ХХ).
Как следует из возражений администрации Пудожского муниципального района, отзыва на иск Совета Пудожского муниципального района Главой Пудожского муниципального района в Совет Пудожского муниципального района был внесен проект решения об изменении (индексации) должностных окладов муниципальных служащих администрации района и КСО Пудожского муниципального района, однако ХХ.ХХ.ХХ депутатами на заседании Совета указанный проект принят не был. В 2023 году проект решения об увеличении окладов с ХХ.ХХ.ХХ был отозван администрацией в связи с недостаточностью финансирования.
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что повышение размера окладов государственных служащих субъекта гарантирует увеличение окладов муниципальных служащих и, как следствие, перерасчет доплаты по выслуге лет, нельзя признать правильными. В рассматриваемом случае отказ в перерасчете доплаты к пенсии за выслугу лет не является произвольным, основан на действующем законодательстве с учетом социально-экономического положения и возможностей бюджета.
Таким образом решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового об отказе истцу в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пудожского районного суда Республики К.. от ХХ.ХХ.ХХ по настоящему делу отменить, принять новое решение об отказе в иске.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.