дело № 2-1937/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2017 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.
секретарь судебного заседания – Шинкаренко В.В.,
с участием представителя истца – Скворцовой Анны Михайловны, служебное удостоверение ТО № 182122 от 09.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску и.о. прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах Головневой Александры Эльхановны к Департаменту капитального строительства города Севастополя об обязании совершить определенные действия,
установил:
и.о. прокурора Нахимовского района города Севастополя в интересах Головневой Александры Эльхановны обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с исковым заявлением, в котором просит обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Головневой Александре Эльхановне, 25.01.1995 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Нахимовского района города Севастополя проверки по обращению лица из числа детей-сирот Головневой Александры Эльхановны ДД.ММ.ГГГГ г.р., о защите ее жилищных прав установлено, что ее мать ФИО7 умерла 25.08.2005, сведения об отце ФИО4 внесены в свидетельство о рождении со слов матери. Жилье за сиротой не закреплялось ввиду его отсутствия.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 25.11.2015 № 324 Головнева А.Э. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением. Датой включения считать 17.04.2013.
Головнева А.Э. обратилась с заявлением в Департамент капитального строительства г. Севастополя о предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
По итогам рассмотрения заявления Головневой А.Э. сообщили, что будет рассмотрен вопрос о возможности предоставления жилого помещения из маневренного фонда г. Севастополя в соответствии с положениями постановления Правительства Севастополя от 29.05.2015 № 445-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения временного проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в благоустроенных жилых помещениях».
Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство семья находятся под защитой государства.
Статьей 40 Конституции России предусмотрено, что каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для реализации права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Исходя из положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 5 Закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В нарушение указанных требований федерального законодательства Головнева А.Э. жилым помещением до настоящего времени не обеспечена, что дает ей право на защиту нарушенных прав в судебном порядке.
Прокурор в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, просила обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Головневой Александре Эльхановне, 25.01.1995 года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного заседания извещен в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, сведений о причинах неявки представителя суду не представил, подал отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать по изложенным в нем основаниям.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу о том, что иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Судом установлено, что Головнена А.Э. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 25.11.2015 № 324 Головнева А.Э. включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями с датой включения в список 17.04.2013.
Согласно ответу Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 06.04.2017 Головнева А.Э. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, за № 162.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 26.1 этого же Федерального закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гарантии обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены и реализуются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 159-ФЗ) и Жилищным кодексом Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-Ф детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в соответствии с законодательством, подлежащим применению к спорным правоотношениям, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложены обязательства по реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, создание специализированного жилищного фонда для лиц указанной категории, а также формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями на территории города Севастополя регулируется Законом города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе», статья 8 которого предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Севастополя однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда города Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими 18-летнего возраста, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, достигших 18-летнего возраста, указанных в абзаце первом настоящей части, жилые помещения предоставляются им по окончании обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, срока пребывания в учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном федеральным законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также после получения профессионального образования, либо после прохождения военной службы по призыву, либо после отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 1).
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Законе № 159-ФЗ и указанном Законе города Севастополя обстоятельств.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицами, указанными в части 1 статьи 8 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС, сроком на пять лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган исполнительной власти города Севастополя, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Севастополя и о заключении с лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, договора социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Севастополя (часть 4).
При этом в силу части 7 указанной статьи Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС в случае отсутствия свободных жилых помещений в специализированном жилищном фонде города Севастополя на период до предоставления в установленном порядке жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченный орган исполнительной власти Севастополя, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обеспечивает временное проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством города Севастополя.
В соответствии со статьей 9 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) формируется уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства на основании заявление законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о включении детей в список, в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми возраста 14 лет предусмотренных федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Севастополя оснований для предоставления указанным детям жилых помещений. К заявлению о включении в список прилагаются документы, перечень которых устанавливается Правительством Севастополя (часть 1).
Уполномоченный орган исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня представления всех прилагаемых к заявлению документов проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение о включении либо об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список (части 2, 3).
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства решения о включении указанных лиц в список (часть 7).
Из анализа приведенных норм законодательства, регулирующих рассматриваемые правоотношения, в их взаимосвязи следует, что обращение законного представителя ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие право на обеспечение жилым помещением, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой заключение договора найма специализированного жилого помещения должно осуществляться с таким гражданам в последовательности, определяемой датой принятия уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя в сфере опеки и попечительства решения о включении указанных лиц в список.
Таким образом, установленный порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями не исключает установление очередности заключения договоров найма специализированного жилого помещения, что, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В данном случае право на получение жилья в равной степени имеют все лица, включенные в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а внеочередное или первоочередное обеспечение жильем законодательством не предусмотрено.
Следовательно, право Головневой А.Э. на обеспечение жильем должно быть реализовано исходя из последовательности, определяемой датой принятия решения уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя о включении ее в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Севастополе.
Данная правовая позиция не свидетельствует о нарушении жилищных прав Головневой А.Э. в виду того, что в соответствии с частью 7 статьи 8 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС, в том случае, если свободные жилые помещения жилищном фонде города Севастополя, отсутствуют, то до предоставления в установленном порядке жилых помещений, уполномоченный орган исполнительной власти Севастополя, обеспечивает временное проживание лиц указанной категории, в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством города Севастополя.
Учитывая изложенное, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 21.08.2017.