Дело № 2-249/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2022 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи Иваныш И.В.,
при секретаре Зябловой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «Коммунальщик» к Мучукову М.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 2 989,66 рублей, пени в размере 69 рублей 50 копеек, судебных расходов в размере 2900 рублей, встречному исковому заявлению Мучукова М.Н. к ООО «Коммунальщик» о признании услуг ООО «Коммунальщик» по обращению с ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года Мучукову М.Н. неоказанными, начислений по коммунальной услуге по вывозу ТКО за период 01.04.2021 года по 30.04.2021 года в размере 1 494 рубля 94 копейки, незаконными, обязании ООО «Коммунальщик» произвести перерасчет коммунальной услуги по лицевому счету, открытому на имя Мучукова М.Н. за период с 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1494 рублей 94 копеек,
по иску ООО «Коммунальщик» к Шаховой И.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1 494 рублей 94 копеек, пени в размере 43 рублей 60 копеек, судебных расходов в размере 2 900 рублей, встречному исковому заявлению Шаховой И.В. к ООО «Коммунальщик» о признании услуг ООО «Коммунальщик» по обращению с ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года неоказанными, начислений по коммунальной услуге по вывозу ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1494 рублей 94 копеек, незаконными, обязании ООО «Коммунальщик» произвести перерасчет коммунальной услуги по лицевому счету, открытому на имя Шаховой И.В. за период с 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1 494 рублей 94 копеек,
по иску ООО «Коммунальщик» к Бухмастовой А.А. в лице законного представителя Бухмастовой Н.Г. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 498 рублей 31 копейки, судебных расходов в размере 2 900 рублей, встречному исковому заявлению Бухмастовой А.А. в лице законного представителя Бухмастовой Н.Г. к ООО «Коммунальщик» о признании услуг ООО «Коммунальщик» по обращению с ТКО за период с 01.04.2019 года по 30.04.2021 года неоказанными, начислений по коммунальной услуге по вывозу ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 498 рублей 31 копейки, незаконными, обязании ООО «Коммунальщик» произвести перерасчет коммунальной услуги по лицевому счету, открытому на имя Бухмастовой А.А. за период с 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 498 рублей 31 копейки,
по иску ООО «Коммунальщик» к Карамякину В.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1494 рубля 94 копейки, пени в размере 43 рублей 64 копеек, судебных расходов в размере 2900 рублей, встречному исковому заявлению Карамякина В.И. к ООО «Коммунальщик» о признании услуг ООО «Коммунальщик» по обращению с ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года неоказанными, начислений по коммунальной услуге по вывозу ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1 494 рублей 94 копеек, незаконными, обязании ООО «Коммунальщик» произвести перерасчет коммунальной услуги по лицевому счету, открытому на имя Карамякина В.И. за период с 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1494 рубля 94 копейки,
по иску ООО «Коммунальщик» к Тырышкиной Г.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1 113 рублей 17 копеек, судебных расходов в размере 2 900 рублей, встречному исковому заявлению Тырышкиной Г.И. к ООО «Коммунальщик» о признании услуг ООО «Коммунальщик» по обращению с ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года неоказанными, начислений по коммунальной услуге по обращению за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года с ТКО в размере 1 113 рублей 17 копеек, незаконными, обязании ООО «Коммунальщик» произвести перерасчет коммунальной услуги по лицевому счету, открытому на имя Тырышкиной Г.И. за период с 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1113 рублей 17 копеек,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Коммунальщик» обратилось в суд с иском к Мучукову М.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 2 989,66 рублей, судебных расходов в размере 2900 рублей; к Шаховой И.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1 494 рублей 94 копеек, пени в размере 43 рублей 60 копеек, судебных расходов в размере 2 900 рублей; к Бухмастовой А.А. в лице законного представителя Бухмастовой Н.Г. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 498 рублей 31 копейки, судебных расходов в размере 2 900 рублей; к Карамякину В.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1494 рубля 94 копейки, пени в размере 43 рублей 64 копеек, судебных расходов в размере 2900 рублей; к Тырышкиной Г.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1 113 рублей 17 копеек, судебных расходов в размере 2 900 рублей. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ООО «Коммунальщик» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности № 1, в которую входит район проживания ответчиков, которые являются собственниками жилых помещений. Ответчикам предоставлялась коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. До настоящего времени ответчиками не предприняты меры по погашению образовавшейся задолженности, в связи с чем истцом была начислена пеня. Истец ранее обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по взысканию образовавшейся задолженности, который был отменен по заявлению должников. Истцом понесены расходы на юридические услуги и уплату государственной пошлины. Руководствуясь ч. 1 ст. 153, ч.ч. 1, 14 ст. 155 ЖК РФ истец просит удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Ответчики в свою очередь обратились со встречными исковыми заявлениями, в котором просят признать услуги ООО «Коммунальщик» по обращению с ТКО за период с 01.04.2019 по 30.04.2021 не оказанными, начисления по коммунальной услуге по вывозу ТКО незаконными, об обязании ООО «Коммунальщик» произвести перерасчет коммунальной услуги по лицевому счету. Заявленные требования мотивированы тем, что истец относится к организационно правовой форме Общество с ограниченной ответственностью, основным видом деятельности которого служит «Сбор отходов» (ОКВЭД 38.01) Эта группировка включает: сбор бытовых отходов и отходов с предприятий посредством урн для мусора, урн на колесах, контейнеров и т.д.; Эта группировка также включает: сбор безопасных и опасных отходов I-IV класса опасности, например бытовых отходов, использованных химических источников тока, использованных пищевых жиров и масел, отработанного масла судов и из гаражей автотранспорта, а также отходов от демонтажа зданий и сооружений. Бесконтейнерный способ противоречит основному виду деятельности ООО «Коммунальщик». Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 17 марта 2021 года по делу 2а-12/2021 удовлетворены административные исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район» по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления, обязании устранить нарушения. В связи с тем, что предоставление услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, согласно которой не имеется мест накопления отходов ряда жилых домов на территории Чемальского муниципального района, данная услуга жителям указанных домов, в том числе бесконтейнерным способом с предоставлением региональным оператором жителям пакетов или других емкостей, не предоставлялась, выставление жителям указанных домов квитанций на оплату услуги является незаконным. По сути требований закона, в соответствии со ст. 426 ГК РФ, отношения между истцом и ответчиком строятся на основе публичного договора. Поскольку Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО подписано 23.04.2018 года, то истец в срок до 23.05.2018 года должен был известить потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте. К тому же, в материалах дела отсутствует бесспорное доказательство истца о размещении на своем официальном сайте извещения о необходимости заключения договора, а также проекта типового договора, а именно — нотариально заверенный распечатанный текст, отображающий содержание страниц официального сайта в апреле - мае 2018 года. Аргументы истца о том, что он разместил необходимую информацию и типовой договор в средствах массовой информации: газеты «Звезда Алтая», «Сельчанка», «Листок», а также на официальном сайте Администрации Майминского района и города Горно-Алтайска, ответчик (по первоначальному иску) считает ничтожными, поскольку эти ресурсы не могут рассматриваться как «все доступные способы» информирования потенциального потребителя и не являются официальными сайтами истца.
В судебное заседание представитель ООО «Коммунальщик» не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало.
Сторона истца по встречному иску и ответчика по первоначальному иску требования ООО «Коммунальщик» не признали, встречные исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в уточненном встречном исковом заявлении.
Третьи лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении дела не поступало.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО «Коммунальщик», представителей третьих лиц.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, свидетелей, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса граждане и организации обязаны своевременно о полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами
Согласно ст. 1 Федерального закона № 89 «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 1 и п. 4 ст. 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей (п. 7 ст. 24.6 ФЗ №89-ФЗ).
Как следует из материалов дела, согласно соглашения № 1 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории административно-производственного объединения - 1 (г. Горно-Алтайск, Майминский район, Чемальский район, Чойский район, Турочакский район)» от 23 апреля 2018 года, ООО «Коммунальщик» является Региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай, в первой зоне деятельности регионального оператора, в том числе и Чемальский район. Кроме того, согласно п.1.2 указанного Соглашения, Региональный оператор осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по регулируемым тарифам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливаемым Комитетом по тарифам Республики Алтай.
Из материалов дела следует, что ООО «Коммунальщик» предоставлял услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами следующих жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленным графиком вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Чемальского района, согласованного между ООО «Коммунальщик» и администрацией МО «Чемальский район».
Согласно представленным выпискам из ЕГРН, собственниками жилых помещений по вышеуказанным адресам являются Мучуков М.Н. (с 10.11.2014 года), Шахова И.В. (с 09.06.2016 года), Бухмастова А.А. (с 25.09.2013 года 1/3 доли), Карамякин В.И. (с 09.09.2010 года), Тырышкина Г.И. (с 08.08.2018 года).
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащему его имущества, если иное не предусмотрен законом или договором.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641», утвердившее Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающие порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила ГК РФ о публичном договоре. Публичный договор считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя. Моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий.
Исходя из положений ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641».
В соответствии с п. 8 (17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156 от 12 ноября 2016 года (далее - Правил обращения с твердыми коммунальными отходами), региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения, размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил обращения с твердыми коммунальными отходами в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судом установлено, что в целях реализации указанных требований предложение, адресованное потребителям о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора были размещены региональным оператором ООО «Коммунальщик» на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и Типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО были размещены оператором и СМИ (№ 35 Газета «Звезда Алтая», МУ «Редакция газеты» «Чемальский Вестник»), на сайте администраций МО «Чемальский район».
Вышеперечисленные сведения являются общедоступной информацией, поэтому ответчики по первоначальному иску могли своевременно подать в ООО «Коммунальщик» документы о заключении с ними договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами, на условиях отличных от условий типового договора.
Согласно п. 4 Правил обращения с ТКО, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно ч. 4 ст. 24.7 ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы (далее по тексту ТКО) и находятся места их накопления.
То есть, действующее законодательство Российской Федерации закрепляет императивную обязанность заключения указанных договоров именно с тем региональным оператором, в зоне деятельности которого такие ТКО образуются и находятся места их накопления.
На основании изложенного, заключение с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО закреплено как обязанность потребителей, в связи с чем, доводы ответчиков о том, что они не заключали договора на оказание услуг по обращению с ТКО, и что договора должны быть заключены только в письменном виде, суд находит несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права.
С учетом изложенного, поскольку ответчиками заявки и приложенные к ней документы региональному оператору ООО «Коммунальщик» в установленном законом порядке не направлялись, Договора на оказание услуг по обращению с ТКО следует считать заключенными и вступившими в законную силу.
Статьей 310 ГК РФ не предусмотрен односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В силу ч. 20 ст. 12 ФЗ от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами и вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).
Доказательств неиспользования коммунальной услуги по обращению с ТКО ответчиками суду не представлено.
Правилами обращения с ТКО установлен порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 10 ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
При указанных обстоятельствах ответчики, проживающие в индивидуальном жилом доме, для утилизации образованных у них в процессе жизнедеятельности твердых коммунальных отходов, обязаны воспользоваться услугами регионального оператора ООО «Коммунальщик» по предоставлению последним коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Истец ООО «Коммунальщик», являясь региональным оператором на основании соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО по Республике Алтай, заключенного 23 апреля 2018 года с Министерством регионального развития Республики Алтай, оказывает услуги населению по вывозу ТКО. При этом, за оказанную коммунальную услугу рассчитана плата в месяц в пределах утвержденного тарифа.
При изложенных обстоятельствах, у суда нет оснований не применять утвержденные и установленные тарифы на услуги регионального оператора ООО «Коммунальщик» по обращению с твердыми коммунальными отходами при определении размера задолженности ответчиков по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В соответствии с приказом № 9/3 от 19.07.2019 Комитета по тарифам Республики Алтай «О внесении изменений в приложение к приказу Комитета по тарифам Республики Алтай от 19.12.2018 № 50/34» единый тарифа на услугу по обращению с ТКО, оказываемую ООО «Коммунальщик» на территории, в том числе, МО «Чемальский район» на 2019 год составляет 435,43 руб. за кубический метр, 2 177,14 руб. за тонну.Согласно приказа Комитета по тарифам Республики Алтай № 55-ВД от 17 августа 2018 года норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Алтай для многоквартирных домов на 1 проживающего составляет 22,00 кг. на 1 расчетную единицу, 0,11890 куб.м. на 1 расчетную единицу, для индивидуальных жилых домов на 1 проживающего составляет 25,30 кг. на 1 расчетную единицу, 0,13673 куб.м. на 1 расчетную единицу.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Аналогичные нормы относительно оплаты представленной коммунальной услуги и пени за несвоевременную оплату коммунальной услуги содержат и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее Правила № 354).
Так, в соответствии с пп. «а» п. 148 (23) и пп. «в» п. 148 (25) Правил № 354, исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО имеет право требовать внесения платы за потребленную коммунальную услугу по обращению с ТКО, а также в случаях, установленных федеральными законами и договорам, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, - уплаты неустоек (штрафов, пеней), а потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО. При этом нормами Правил № 354 обязанность потребителя коммунальной услуги по обращению с ТКО по внесению платы за оказываемую услугу не обусловлена наличием письменного заключенного договора.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно исковому заявлению и представленным квитанциям в период с 01.04.2019 по 30.04.2021 предоставленные истцом коммунальные услуги по вышеуказанным адресам надлежащим образом не оплачивались, в связи с чем, образовалась задолженность по оплате их услуг в размере 2 989 рублей 66 копеек и пени в размере 69 рублей 50 копеек - за Мучуковым М.Н., 1494 рублей 94 копеек, пени в размере 43 рублей 60 копеек – за Шаховой И.В., 498 рублей 31 копейки – за Бухмастовой А.А., 1 494 рублей 94 копеек, пени в размере 43 рубля 64 копеек – за Карамякиным В.И., 1113 рублей 17 копеек – за Тырышкиной Г.И..
Расчет задолженности судом проверен и взят за основу, так как расчет произведен истцом верно, с применением тарифов, действующих в период образования задолженности. Ответчиками в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено никаких надлежащих и допустимых доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение расчет, представленный истцом.
Судом установлено, что Бухмастовой А.А. задолженность за услугу по обращению с ТКО в размере 498 рублей 31 копейки погашена в добровольном порядке 23 марта 2022 года, в связи с чем требования истца о взыскании с Бухмастовой А.А. задолженности за услугу по обращению с ТКО в размере 498 рублей 31 копейки удовлетворению не подлежат.
Поскольку ответчиками Мучуковым М.Н., Шаховой И.В., Карамякиным В.И. и Тырышкиной Г.И. задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО не погашена по настоящее время, требования ООО «Коммунальщик» к указанным ответчикам подлежат удовлетворению в полном объеме.
Неиспользование Шаховой И.В. жилого помещения по адресу: <адрес> (непроживание в данном помещении в указанный истцом период) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», и не может являться основанием для освобождения собственника указанного жилого дома от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в частности, расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела следует, что истец ООО «Коммунальщик» понесло судебные расходы на юридические услуги по подготовке пакета документов и за составление каждого искового заявления в размере 2 500 рублей, что подтверждается договором об оказании юридических услуг № 01-11/2021 от 01 ноября 2021 года, актами и платежными поручениями, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей (за каждое исковое заявление).
В целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (ст. ст. 2, 35 ГПК РФ), суд уменьшает расходы на оплату юридических услуг по подготовке пакета документов и за составление искового заявления, так как заявленная ко взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Суд считает необходимым взыскать с каждого ответчика в пользу истца понесенные расходы по оплате юридических услуг по подготовке пакета документов и за составление искового заявления в размере 1 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей, в том числе с Бухмастовой А.А., поскольку Бухмастовой А.А. требования истца добровольно удовлетворены после обращения истца в суд.
Разрешая встречные исковые требования ответчиков по первоначальному иску, истцом по встречному иску, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 148(1) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (п. 148(2).
Согласно п. 6 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Такой договор может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг (абзац 2 п. 30 Правил № 354).
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны считается в соответствии с ч. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает безусловную обязанность потребителя, совершившего конклюдентные действия, вносить плату за услуги, в том числе при отсутствии оформленного в письменной форме договора и платежных документов.
Истцы по встречному иску проживают в индивидуальных жилых домах, являются собственниками, в процессе их жизнедеятельности образуются ТКО. В силу положений закона вывоз ТКО является обязательным, и истцы самостоятельно их не вправе утилизировать.
Факт оказания ООО «Коммунальщик» услуг по вывозу твердых коммунальных отходов истцами не опровергнут.
Согласно п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.
Общеизвестным фактом является то, что в результате обычной деятельности любого лица происходит образование и накопление бытовых отходов, которые данное лицо объективно вынуждено передавать для вывоза с места своего проживания для дальнейшей утилизации. Таким образом, договор на вывоз твердых коммунальных отходов между сторонами заключен и является действительным, поскольку был заключен путем совершения потребителем конклюдентных действий, направленных на присоединение к публичному договору.
Оспариваемый договор предложен к заключению во исполнение Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 64», и не содержит условий, не соответствующих требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, из ответа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай от 10.10.2022 следует, что при оценке заключенного с гражданами (с Тырышкиной Г.И.) договора на наличие в нем пунктов, ущемляющих права потребителей, предусмотренных нормами ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Включение условий, противоречащих нормам ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 в тексте договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами, не установлено.
В соответствии с Правилами N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения N 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Расчет задолженности судом проверен и взят за основу, так как расчет произведен истцом верно, с применением тарифов, действующих в период образования задолженности. Ответчиками в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено никаких надлежащих и допустимых доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение расчет, представленный истцом.
Доказательств неоказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО также не предоставлено, каких-либо претензий по факту не оказания услуг либо оказания услуг ненадлежащего качества со стороны ответчика в адрес регионального оператора не поступало.
Доводы ответчика о том, что Решением Чемальского районного суда Республики Алтай от 17.03.2021 года по делу № 2а-12/2021 установлен факт того, что фактически на территории Чемальского района работа по созданию мест накопления отходов не ведется, все места (площадки) накопления ТКО на территории населенных пунктов Чемальского района согласно реестру не созданы, судом отклоняются как несостоятельные.
Доказательств ненадлежащего оказания, неоказания ООО «Коммунальщик» названной услуги, истцами по встречному иску в рамках настоящего дела не представлено, доказательств заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог бы сделать вывод о том, что ответчик не пользуется предоставляемой истцом услугой по обращению с ТКО.
Кроме того, в пункте 148 (24) Правил № 354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В соответствии с пунктом 148 (44) Правил № 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
На основании изложенного, перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО возможен в случае временного отсутствия (то есть более 5 полных календарных дней подряд) проживающего (постоянно или временно) в жилом помещении потребителя, подтвержденного в установленном порядке, в соответствии с разделом VIII Правил № 354.
Иного порядка перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Правила № 354 не содержат.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 148 (36) Правил № 354 предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Пунктом 56 (2) Правил определено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 23 мая 2018 г. № АКПИ18-238 признал пункт 56 (2) соответствующим положениям части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, нормы Правил № 354 (пункт 148 (44), раздел VIII) дают потребителю право требовать перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО лишь при временном отсутствии в жилом помещении.
Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребители обязаны оплачивать как собственники помещения, в котором не проживает ни один потребитель, ни Правилами № 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.
Неиспользование Шаховой И.В. жилого помещения по адресу: <адрес> (непроживание в данном помещении в указанный истцом период) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах № 354 для проведения соответствующего перерасчета, и в силу вышеуказанных норм права не может являться основанием для освобождения собственников указанного жилого дома от оплаты соответствующей коммунальной услуги по обращению с ТКО.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая, что стороной истца по встречному иску не представлено относимых и допустимых доказательств невыполнения ООО «Коммунальщик» своих обязательств по обращению с твердыми коммунальными отходами, встречные исковые требования не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ООО «Коммунальщик» к Мучукову М.Н. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 2 989 рублей 66 копеек, пени в размере 69 рублей 50 копеек, удовлетворить.
Взыскать с Мучукова М.Н. в пользу ООО «Коммунальщик» задолженность по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 2 989 рублей 66 копеек, пени в размере 69 рублей 50 копеек.
Заявление о взыскании с Мучукова М.Н. в пользу ООО «Коммунальщик» судебных расходов в размере 2 900 рублей удовлетворить частично.
Взыскать с Мучукова М.Н. в пользу ООО «Коммунальщик» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 1000 рублей, отказав во взыскании в остальной части судебных расходов.
В удовлетворении встречных исковых требований Мучукова М.Н. к ООО «Коммунальщик» о признании услуг ООО «Коммунальщик» по обращению с ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года Мучукову М.Н. неоказанными, начислений по коммунальной услуге по вывозу ТКО за период 01.04.2021 года в размере 1494 рубля 94 копейки, незаконными, обязании ООО «Коммунальщик» произвести перерасчет коммунальной учоуги по лицевом усчету, открытому на имя Мучукова М.Н. за период с 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1 494рубля 94 копейки, отказать.
Исковые требования ООО «Коммунальщик» к Шаховой И.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1494 рублей 94 копеек, пени в размере 43 рублей 60 копеек, удовлетворить.
Взыскать с Шаховой И.В. в пользу ООО «Коммунальщик» задолженность по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1 494 рублей 94 копеек, пени в размере 43 рублей 60 копеек
Заявление о взыскании с Шаховой И.В. в пользу ООО «Коммунальщик» судебных расходов в размере 2 900 рублей, удовлетворить частично.
Взыскать с Шаховой И.В. в пользу ООО «Коммунальщик» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 1000 рублей, отказав во взыскании в остальной части судебных расходов.
В удовлетворении встречных исковых требований Шаховой И.В. к ООО «Коммунальщик» о признании услуг ООО «Коммунальщик» по обращению с ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года неоказанными, начислений по коммунальной услуге по вывозу ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1 494 рублей 94 копеек, незаконными, обязании ООО «Коммунальщик» произвести перерасчет коммунальной услуги по лицевому счету, открытому на имя Шаховой И.В. за период с 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1 494 рублей 94 копеек, отказать.
Исковые требования ООО «Коммунальщик» к Бухмастовой А.А. в лице законного представителя Бухмастовой Н.Г. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 498 рублей 31 копейки, оставить без удовлетворения.
Заявление ООО «Коммунальщик» о взыскании с Бухмастовой А.А. в лице законного представителя Бухмастовой Н.Г. судебных расходов в размере 2 900 рублей, удовлетворить частично.
Взыскать с Бухмастовой А.А. в лице законного представителя Бухмастовой Н.Г. в пользу ООО «Коммунальщик» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 1000 рублей, отказав во взыскании в остальной части судебных расходов.
В удовлетворении встречных исковых требований Бухмастовой А.А. в лице законного представителя Бухмастовой Н.Г. к ООО «Коммунальщик» о признании услуг ООО «Коммунальщик» по обращению с ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года неоказанными, начислений по коммунальной услуге по вывозу ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 498 рублей 31 копейки, незаконными, обязании ООО «Коммунальщик» произвести перерасчет коммунальной услуги по лицевому счету, открытому на имя Бухмастовой А.А. за период с 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 498 рублей 31 копейки, отказать.
Исковые требования ООО «Коммунальщик» к Карамякину В.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1 494 рублей 94 копеек, пени в размере 43 рублей 64 копеек, удовлетворить.
Взыскать с Карамякина В.И. в пользу ООО «Коммунальщик» задолженность по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1494 рубля 94 копейки, пени в размере 43 рублей 64 копеек
Заявление ООО «Коммунальщик» о взыскании в пользу ООО «Коммунальщик» с Карамякина В.И. судебных расходов в размере 2 900 рублей, удовлетворить частично.
Взыскать с Карамякина В.И. в пользу ООО «Коммунальщик» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 1000 рублей, отказав во взыскании в остальной части судебных расходов.
В удовлетворении встречных исковых требований Карамякина В.И. к ООО «Коммунальщик» о, признании услуг ООО «Коммунальщик» по обращению с ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года неоказанными, начислений по коммунальной услуге по вывозу ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1494 рубля 94 копейки, незаконными, обязании ООО «Коммунальщик» произвести перерасчет коммунальной услуги по лицевому счету, открытому на имя Карамякина В.И. за период с 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1494 рублей 94 копеек, отказать
Исковые требования ООО «Коммунальщик» к Тырышкиной Г.И. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1113 рублей 17 копеек, удовлетворить.
Взыскать с Тырышкиной Г.И. в пользу ООО «Коммунальщик» задолженность по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО в размере 1113 рублей 17 копеек,
Заявление ООО «Коммунальщик» о взыскании в пользу ООО «Коммунальщик» с Тырышкиной Г.И. судебных расходов в размере 2 900 рублей, удовлетворить частично.
Взыскать с Тырышкиной Г.И. в пользу ООО «Коммунальщик» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 1000 рублей, отказав во взыскании в остальной части судебных расходов.
В удовлетворении встречных исковых требований Тырышкиной Г.И. к ООО «Коммунальщик» о признании услуг ООО «Коммунальщик» по обращению с ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года неоказанными, начислений по коммунальной услуге по обращению с ТКО за период 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1 113 рублей 17 копеек, незаконными, обязании ООО «Коммунальщик» произвести перерасчет коммунальной услуги по лицевому счету, открытому на имя Тырышкиной Г.И. за период с 01.04.2019 года по 30.04.2021 года в размере 1113 рублей 17 копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай в месячный срок со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья И.В. Иваныш
Мотивированное решение принято судом 28 ноября 2022 года