Решение по делу № 2-5393/2023 от 06.04.2023

УИД 1RS0001-01-2022-017889-35     Дело № 2-5393/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Мосуновой Е.В.,

при секретаре Вешняковой Н.А.,

с участием представителя ответчиков Алябушевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 05 мая 2023 года дело по иску Ивановой Юлии Геннадьевны к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действия (бездействия) незаконными, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,

у с т а н о в и л:

Иванова Ю.Г. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий (бездействий), выразившихся в нарушении условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУБ-18 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, при перевозках из ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, также о признании незаконным начисление заработной платы при исполнении трудовых обязанностей в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми ниже установленных законом минимальных размеров оплаты труда, без учета районного коэффициента 1,2 и северной надбавки в размере 50 процентов с учетом трудового стажа; удержание в некоторых случаях с начисленной заработной платы белее установленных УИК РФ допустимых 75 процентов; нарушении техники безопасности на швейной фабрике при обеспечении исполнения трудовых обязанностей; удержание с ** ** ** 25 процентов из заработной платы на погашение задолженности по исполнительным производствам; о взыскании задолженности за невыплаченную заработную плату за период с ** ** ** в размере 367 830 рублей; о взыскании компенсации морального вреда в размере 180 000 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми Иванова Ю.Г. была трудоустроена на швейную фабрику в ** ** **, рабочий день начинался с 08 час. 30 мин. и заканчивался в 23 часа, таким образом, имело место нарушение в части продолжительности трудового дня. Нарушалось право на оплату труда, поскольку в соответствии с действующим законодательством размер оплаты труда не может быть менее установленного минимального размера оплаты труда, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Учитывая размер минимального размера оплаты труда, районный коэффициент и северную надбавку, работу в ночное время, незаконные удержания с заработной платы в размере, превышающем 75%, незаконные удержания в период с ** ** ** сумм по исполнительному производству, которое прекращено в ** ** **, Ивановой Ю.Г. не доплатили заработную плату за ** ** ** в сумме 367830 рублей. В швейном цеху нарушалась техника безопасности на рабочем месте, что выразилось в отсутствии заземления у электрических швейных машинок, при этом протекала крыша, отсутствовало помещение для отдыха, истица весь указанный период исполняла трудовые обязанности на электрических приборах (швейных электромашинках) в швейном и роскроечном цехах.

Определениями суда к участию в деле привлечены в качестве административных соответчиков ФКУ Управление по конвоированию УФСИН России по Республике Коми, Филиал «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, в качестве заинтересованных лиц ОСП по г.Сыктывкару №2 УФССП России по Республике Коми, УФССП России по Республике Коми.

Определением суда от ** ** ** исковые требования Ивановой Юлии Геннадьевны к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконным начисления заработной платы при исполнении трудовых обязанностей в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми ниже установленных законом минимальных размеров оплаты труда, без учета районного коэффициента 1,2 и северной надбавки в размере 50 процентов с учетом трудового стажа; удержание в некоторых случаях с начисленной заработной платы белее установленных УИК РФ допустимых 75 процентов; нарушение техники безопасности на швейной фабрике при обеспечении исполнения трудовых обязанностей; удержание с октября 2021 года 25 процентов из заработной платы на погашение задолженности по исполнительным производствам; о взыскании задолженности за невыплаченную заработную плату за период с августа 2018 года по июль 2022 года в размере 367 830 рублей; о взыскании компенсации морального вреда выделены в отдельное производство. Также в соответствии с указанным определением суд перешел к рассмотрению данных требований в порядке гражданского судопроизводства.

Истец, извещенный надлежащем образом о месте и времени судебного заседания, участия в судебном заседании не принял.

Представитель соответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми Алябушева Е.В. заявленные требования не признала, указав, в том числе на пропуск срока на обращение в суд с иском.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав доводы представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела и все представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

В соответствии с положениями Уголовно-исполнительного кодекса РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных (часть 1 статьи 103).

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 104).

В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу положений абзаца четвертого и абзаца четырнадцатого части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Этим правам работника корреспондируют обязанности работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзацы четвертый и шестнадцатый части 2 статьи 22 ТК РФ).

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников является одним из направлений государственной политики в области охраны труда (абзац второй части 1 статьи 210 ТК РФ).

Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, а также гарантии и компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (абзацы второй и тринадцатый части 1 статьи 219 ТК РФ).

В силу ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить, в том числе: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что работник имеет право на труд в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, включая требования безопасности. Это право работника реализуется исполнением работодателем обязанности создавать такие условия труда. При получении работником во время исполнения им трудовых обязанностей травмы или иного повреждения здоровья ему в установленном законодательством порядке возмещается материальный и моральный вред.

В силу ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с ** ** ** по ** ** ** Иванова Ю.Г. отбывала наказание в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.

В периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с 07.0.2018 по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** убывала в ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми.

Иванова Ю.Г. привлекалась к оплачиваемому труду в периоды ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** по должности подсобный рабочий швейных мастерских, в периоды с ** ** ** по ** ** ** по должности уборщик производственных помещений, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** по должности швея, с ** ** ** по ** ** ** по должности раскладчик лекал.

Рассматривая требования истца о ненадлежащих условиях содержания при работе в швейном цехе, суд приходит к следующему.

Согласно справке начальника ОКБИ и ХО ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, в здании швейного цеха электропроводка выполнена согласно всем требованиям: ПОТЭЭ (правила по охране труда при эксплуатации электроустройств), ПУЭ изд. №... (правила устройств электроустановок. Установлены аппараты защиты по номинальному току от коротких замыканий и перегрузок. Регулярно выполняется осмотр и текущее обслуживание электроприборов розеточной группы, группы освещения и швейного оборудования. Модульное здание для размещения швейного производства ** ** ** выпуска. Здание изготовлено из сэндвич панелей, кровельное покрытие в удовлетворительном состоянии, протечек нет.

Из представленных материалов следует, что Иванова Ю.Г. была обеспечена средствами индивидуальной защиты, ознакомлена с инструкцией по охране труда для швеи швейного производства, проходила инструктажи на рабочем месте по пожарной безопасности, по охране труда и мерам безопасности.

Довод Ивановой Ю.Г. о том, что весь спорный период исполняла трудовые обязанности на электрических приборах (швейных электромашинках) в швейном и роскроечном цехах, является необоснованным, поскольку обязанности швеи она исполняла только в периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **.

Таким образом, наличие указанных административным истцом нарушений, в ходе рассмотрения дела не нашло своего подтверждения. Допустимые доказательства этому в материалах дела отсутствуют. С учетом изложенного, основания для взыскания в пользу истца компенсации за ненадлежащие условия содержания, выраженные в не обеспечении безопасных условий труда, отсутствуют.

Рассматривая доводы административного истца в части нарушения продолжительности трудового дня, выплаты заработной платы без учета работы в особых климатических условиях и менее минимального размера оплаты труда, незаконных удержаний, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) элементами наказания в виде лишения свободы и средствами исправления осужденных являются, в частности установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа и общественно полезный труд.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением осужденными трудовой деятельности в местах отбытия наказания в виде лишения свободы, это специфические отношения, которые регулируются нормами как уголовно-исполнительного, так и трудового законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, которая в свою очередь, обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Таким образом, трудоустройство осужденных в местах отбытия ими наказания по приговору суда не является результатом свободного волеизъявления осужденного и обусловлено его обязанностью трудиться в период отбытия наказания.

Труд осужденных регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться администрацией предприятия, на котором они работают, по согласованию с администрацией колонии-поселения (ст.129 УИК РФ). Права осужденных ограничены УИК РФ, они привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу в том объеме, в котором они предусмотрены ТК РФ.

При привлечении осужденных к труду осужденные не могут рассматриваться в качестве работников, поскольку отношения по привлечению осужденных к труду трудовыми отношениями применительно к ТК РФ (ст.15) в полной мере не являются. Поскольку общественно полезный труд, как средство исправления (ст.9 УИК РФ) и обязанность (ст.11 и 103 УИК РФ) осужденных, является одной из составляющих процесса отбывания наказания, их трудовые отношения с администрацией исправительного учреждения носят специфический характер.

Между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, с одной стороны, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не свободным волеизъявлением осужденного, а его обязанностью трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые отношения, регулируемые исключительно и безусловно ТК РФ.

Учитывая изложенное, конституционные права осужденных, отбывающих по приговору суда наказание в местах лишения свободы, ограничены законом, поэтому на указанных лиц распространяются нормы трудового законодательства Российской Федерации только в части, допускаемой и предусмотренной уголовным и уголовно-исполнительным законодательством с соблюдением установленных законом изъятий и ограничений. В соответствии с ч. 1 ст. 102, ч. 1 ст. 104, ч. 1 ст. 105 УИК РФ на осужденных распространяются нормы трудового законодательства Российской Федерации, регулирующие материальную ответственность осужденных к лишению свободы, продолжительность рабочего времени, правила охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии, оплаты труда.

Согласно статье 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В соответствии со статьей 96 ТК РФ ночное время - время с 22 часов до 6 часов. Продолжительность работы (смены) в ночное время сокращается на один час без последующей отработки.

Часть 1 статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Статьей 154 ТК РФ установлено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Согласно ч.3 ст.155 ТК РФ, при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работника оплата нормируемой части заработной платы производится в соответствии с объемом выполненной работы.

В силу положений ч.1 ст.105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда (часть 2 статьи 105 УИК РФ).

В силу части 3 статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со статьей 105 УИК РФ и статьи 133 ТК РФ осужденным, отработавшим определенную на месяц норму времени и выполнившим доведенную норму выработки, производится доплата до МРОТ рабочим-сдельщикам - за индивидуальное выполнение нормы выработки отработавшим полностью определенную на месяц норму рабочего времени.

Из представленных стороной ответчика материалов следует, что работа на объекте «Швейные мастерские» осуществляется в соответствии с утвержденным режимом работы в 2 смены: с 9:20 до 19:30 и с 20:20 до 05:30, при этом в указанное время включены следующие мероприятия проведение вводной гимнастики, проведение инструктажа, рабочее время, регламентированный перерыв, подведение итогов работы, уборка рабочих мест, проверка состояния швейного оборудования, в первую смены: обед и ужин, при этом рабочее время в первую смену составляет 6 часов 12 минут, во вторую смену 5 часов 12 минут.

По информации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми в ФКУ ИК-31 при индивидуальной сдельной оплате труда заработная плата рабочего зависит непосредственно от количества изготовленных им изделий или выполненных операций. Коллективная сдельная оплата труда предполагает начисление группового (коллективного заработка бригаде (звену) по результатам работы. Распределение между рабочими бригады производится пропорционально времени, отработанному фактически каждым рабочим за расчетный период.

Административным ответчиком также указано, что в случаях, когда размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших норму труда (норму выработки не ниже 100%), оказывается ниже минимального размера оплаты труда, этим осужденным производится доплата до минимального размера оплаты труда, установленного законодательством в соответствии со ст. 133 ТК РФ, ст. 105 УИК РФ.

С учетом анализа представленных документов, суд приходит к выводу о том, что привлечение к труду Ивановой Ю.Г. осуществлялось в соответствии с нормами действующего законодательства и приказами учреждения, нарушений в части продолжительности рабочего времени и работы в ночное время допущено не было, начисление заработка обоснованно производилось администрацией учреждения за фактически отработанный труд и объем выполнения - норму выработки, доплата за работу в ночное время, а также до МРОТ производилась в установленном размере.

Доводы истца о необходимости выплаты надбавок за работу в особых климатических условиях, суд не может принять во внимание, в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 317 Трудового кодекса Российской Федерации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.

Положения ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, устанавливающие право осужденных на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, не относят указанную категорию граждан к лицам, работающим по трудовым договорам, то есть состоящим в трудовых правоотношениях с учреждениями (организациями, предприятиями), в которых они трудоустраиваются на период отбывания наказания, в связи с чем оснований для распространения на указанную категорию граждан положений трудового законодательства в части гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации), в том числе Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», не имеется.

Данная правовая позиция нашла свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.02.2014.

Таким образом, нарушение ответчиком трудовых прав истца при начислении заработной платы судом не установлено.

Согласно положениям ст.4 Федерального закона 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), статей 12 и 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения РФ» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременного совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Частью 1 статьи 68 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу. Одной из мер принудительного исполнения является обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (пункт 1 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве).

Согласно частям 2 и 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 данной статьи, не применяется при возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

Согласно ч.1 ст.74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Порядок удержания из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы определен ст.107 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, которая предусматривает, что возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве.

Обращение взыскания по исполнительным документам в отношении доходов должников-граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, регулируется положениями статьи 100 Закона об исполнительном производстве.

Согласно статье 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).

В соответствии с частью 4 указанной статьи осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

При этом, статьей 107 УИК РФ установлено, что из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 указанной статьи возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Частью 3 данной статьи установлено, что в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Согласно информации ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК Ивановой Ю.Г. выдавалось вещевое довольствие, в бухгалтерии на исполнении в отношении Ивановой Ю.Г. находились исполнительные листы по исполнительным производствам №...-СД от ** ** ** задолженность по коммунальным услугам в размере 77444,53 руб. и №...-СД от ** ** ** задолженность в пользу юридических лиц в размере 113680,33 руб. Исполнительные листы направлены в ОСП по г.Сыктывкару №2.

Проверив материалы дела, представленные стороной ответчика расчеты, суд приходит к выводу, что размер производимых удержаний, размер начисленной и выплаченной заработной платы определены ответчиком в соответствии с вышеприведенными нормами, необоснованных удержаний не имелось.

В ходе судебного разбирательства стороной ответчика заявлено о применении последствий пропуска истцом срока для обращения в суд с настоящим иском.

Поскольку в части оплаты труда осужденных, привлекаемых к труду, с учетом нормы ч. 1 ст. 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, на таких лиц распространено действие трудового законодательства, соответственно установленный ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд подлежит применению к спорным правоотношениям.

Специального срока обращения в суд по требованиям о взыскании задолженности по оплате труда нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не содержат.

В соответствии со ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков, они могут быть восстановлены судом.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (Определения от 12 июля 2005 г. № 312-О, 15 ноября 2007 г. № 728-О-О, 21 февраля 2008 г. № 73-О-О, 5 марта 2009 г. № 295-О-О).

В абз. 5 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В данном случае истец ежемесячно получал заработную плату и расписывался об этом в карточках лицевых счетов на выплату заработной платы осужденного. С заявлениями либо жалобами по вопросам получения заработной платы и ее размера истец к администрации исправительных учреждений не обращался.

Поскольку о предполагаемом нарушении своих трудовых прав в части невыплаты заработной платы истцу было известно по окончании каждого месяца работы, следовательно, обратившись в суд с настоящим иском ** ** ** за период с ** ** **, истец пропустил установленный законом срок за указанный период, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований в данной части. При этом истец не представил суду надлежащие и допустимые доказательства уважительности причин пропуска обращения в суд.

Так как нарушения трудовых прав судом не установлено, то требование истца о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда за нарушение трудовых прав, также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований Ивановой Юлии Геннадьевны к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий по начислению заработной платы, нарушению техники безопасности, взыскании задолженности за невыплаченную заработную плату, компенсации морального вреда – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Мосунова

2-5393/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Юлия Геннадьевна
Ответчики
ФКУ УК УФСИН России по РК
УФСИН России по РК
Филиал "Больница" ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
ФСИН России
Другие
ОСП по г.Сыктывкару №2 УФССП России по Республике Коми
Андреев Ашот Александрович
ФКУ ИК-31 УФСИН России по РК
ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми
УФССП России по Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мосунова Елена Васильевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
06.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее