УИД: 54RS0004-01-2019-004131-63
дело № 2-271/2020
поступило в суд 24.01.2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2020 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Мирончик Е.Ю.
при секретаре Нестеренко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации к Кравцову Е. В. об обязывании возвратить охотничий билет,
установил :
Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации к Кравцову Е. В. об обязывании возвратить охотничий билет.
В обоснование требований указывает, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов установлено, что приговором Бутырского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ Кравцов Е.В. признан виновным в совершении умышленного преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ, ему назначено наказание виде лишения свободы сроком на 3 года. В соответствии с постановлением Первомайского районного суда г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ Кравцов Е.В. освобожден условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ №№ охотничий билет серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ министерством Кравцову Е.В., аннулирован. Уведомление об аннулировании охотничьего билета направлено Кравцову Е.В. ДД.ММ.ГГГГ и получено им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с официального сайта Почты России.
В нарушение пунктов 25, 25.1 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13, в установленный срок со дня получения уведомления об аннулировании охотничьего билета Кравцов Е.В. аннулированный охотничий билет единого федерального образца в министерство не сдал, в результате чего Кравцов Е.В., имея на руках охотничий билет, может незаконно воспользоваться данным документом для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, для производства охоты, для получения разрешения на ношение и хранение оружия в целях осуществления охоты, а также для его продления. Заявление об утере охотничьего билета от него не поступало.
Осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции РФ и ч. 1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушавшим требования федерального законодательства, судимым за совершение умышленного преступления, и имеющим в настоящее время возможность использования оружий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному кругу лиц.
У субъекта Российской Федерации в лице уполномоченного органа в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области - министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области отсутствуют полномочия для самостоятельного обращения в суд с заявлением об обязании Кравцова Е.В. возвратить в министерство охотничий билет.
Просит обязать Кравцова Е. В. возвратить в министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области охотничий билет серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области.
Помощник прокурора Коченевского района Новосибирской области Разумова Н.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
Кравцов Е.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о чем в деле имеется подтверждение отслеживания почтовых отправлений Почта России «истёк срок хранения».
В соответствии с п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221, почтовые отправления при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям) хранятся в объектах почтовой связи в течение месяца. По истечении срока хранения регистрируемые почтовые отправления возвращаются отправителям за их счет по обратному адресу.
Приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 № 343 введены в действие Особые условия приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», в силу п.3.4 и п. 3.6 которых при неявке адресатов за такими почтовыми отправлениями в течение трех рабочих дней после доставки первичных извещений им доставляются и вручаются под расписку вторичные извещения. Неврученные адресатам заказные письма и бандероли разряда «Судебное» возвращаются по обратному адресу по истечении семи дней со дня их поступления на объект почтовой связи.
Возвращение в суд не полученного адресатом после двух его извещений заказного письма с отметкой «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и может быть оценено в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением заказного письма. В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию всех неоднократных мер, необходимых для вручения судебной корреспонденции, пока заинтересованным адресатом не доказано иное.
Если участник дела в течение срока хранения заказной корреспонденции, равного семи дням, дважды не явился без уважительных причин за получением судебной корреспонденции по приглашению органа почтовой связи, то суд вправе признать такое лицо извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания на основании ст. 167 ГПК РФ и рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области- в судебное заседание не явился, просит дело рассмотреть в отсутствии представителя.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению. В связи с этим указанные лица самостоятельно определяют способ защиты нарушенного права, определяют предмет и основания иска, несут риск последствий своего выбора (ст. 10 ГК РФ).
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы ( ст. 67 ГПК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 ст.20 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре. Охотник должен иметь охотничий билет.
Статьями 8, 29, 31 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ установлено, что право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.
Разрешения на добычу охотничьих ресурсов выдаются физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется физическому лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в случае осуществления им охоты: в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения; в общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; на особо охраняемых природных территориях - природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно частям 2, 3 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 №209- ФЗ охотничий билет - документ единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер, выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу требований 4.1 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
Частью 8 статьи 21 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ установлено, что охотничий билет аннулируется на основании: несоответствия физического лица требованиям части 1 настоящей статьи; судебного решения.
В соответствии с ч.9 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на соответствующее положение части 8 настоящей статьи.
Согласно частям 10, 11, 13 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ в течение одного рабочего дня со дня аннулирования охотничьего билета уведомление об этом направляется физическому лицу, охотничий билет которого аннулирован, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение государственного охотхозяйственного реестра, для внесения в данный реестр в срок не более чем один месяц со дня получения указанного уведомления сведений об аннулировании охотничьего билета.
Охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр.
Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о получении охотничьего билета, порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета, форма охотничьего билета, а также требования охотминимума устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу требований пунктов 25, 25.1, 26 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2011 №13: в случае, если охотничий билет аннулирован по основаниям несоответствия физического лица требованиям пункта 1 настоящего Порядка в связи с наличием у физического лица непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение месяца со дня получения уведомления об аннулировании охотничьего билета, в случае, если охотничий билет аннулирован на основании судебного решения, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета. На возвращенном охотничьем билете делается запись об его аннулировании.
В соответствии с п.1 4.1 ст. 33, п. 3 ст.34 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по организации и осуществлению сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится выдача и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.5 4.1, п.1 ч.2 ст.7 Закона Новосибирской области от 06.10.2010 №531-03 «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Новосибирской области» выдача и аннулирование охотничьих билетов, их регистрация в государственном охотхозяйственном реестре в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществление сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, отнесены к полномочиям областного исполнительного органа государственной власти Новосибирской области, уполномоченного в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченным органом в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий в соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Новосибирской области, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 03.10.2017 №383-п, является министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее - министерство).
Приговором Бутырского районного суда г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ Кравцов Е.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ, ему назначено наказание виде лишения свободы сроком на 3 года. В соответствии с постановлением Первомайского районного суда г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ Кравцов Е.В. освобожден условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ №№ охотничий билет серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ министерством Кравцову Е.В., аннулирован. Уведомление об аннулировании охотничьего билета направлено Кравцову Е.В. ДД.ММ.ГГГГ и получено им ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с официального сайта Почты России.
В нарушение пунктов 25, 25.1 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, утвержденного приказом Минприроды России от 20.01.2011 №13, в установленный срок со дня получения уведомления об аннулировании охотничьего билета Кравцов Е.В. аннулированный охотничий билет единого федерального образца в министерство не сдал, в результате чего Кравцов Е.В., имея на руках охотничий билет, может незаконно воспользоваться * данным документом для получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, для производства охоты, для получения разрешения на ношение и хранение оружия в целях осуществления охоты, а также для его продления. Заявление об утере охотничьего билета от него не поступало.
Осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.42 Конституции РФ и ч. 1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушавшим требования федерального законодательства, судимым за совершение умышленного преступления, и имеющим в настоящее время возможность использования оружий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному кругу лиц.
У субъекта Российской Федерации в лице уполномоченного органа в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны, контроля и регулирован использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Новосибирской области - министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области отсутствуют полномочия для самостоятельного обращения в суд с заявлением об обязании Кравцова Е.В. возвратить в министерство охотничий билет.
В соответствии с 4.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду или интересов субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что требования истца законные, обоснованные, поэтому, подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 103 УПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Прокурор при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 300 рублей подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, суд
решил:
обязать Кравцова Е. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения незамедлительно возвратить в министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области охотничий билет серии №, выданный ДД.ММ.ГГГГ министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области.
Взыскать с Кравцова Е. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей (триста рублей).
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Коченевский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 16 июня 2020 года.
Судья: Е.Ю. Мирончик